В Ташкенте состоялась премьера оперы «Хан Султан. Алтын Орда» Казахского национального театра оперы и балета имени Абая

19:18 18 Ноябрь 2025 Культура
46 0

Величественная музыка, завораживающие декорации, вокальное и драматическое мастерство артистов погрузили зрителей во времена расцвета Золотой Орды и высветили образ одной из великих женщин тюркского мира. Постановка объединяет элементы казахской и узбекской культуры, создавая художественный мост между народами.

 Главная героиня оперы Хан Султан — реальная историческая личность, она была принцессой государства Хорезмшахов, приходилась родной сестрой Джалолиддину Мангуберди. После захвата монголами древнего Ургенча в 1221 году, попала в плен. Впоследствии стала третьей женой старшего сына Чингисхана — Джучи и матерью Берке-хана — великого кагана Золотой Орды, укрепившего ее мощь, целостность и фактическую независимость от Монгольской империи.

Опера на языке музыки и театрального искусства рассказывает, как Хан Султан, не имевшая формальных властных полномочий, благодаря мудрости, силе характера и политической прозорливости стала одной из выдающихся личностей своего времени и ключевой фигурой в Улусе Джучи.

В захватывающем и проникновенном повествовании охвачен жизненный путь героини. Сначала это сломленная, но не потерявшая силу духа, пленница, которую словно живой трофей делят между собой сыновья Чингисхана. Затем любимая жена и мать троих сыновей хана Джучи, счастье которой внезапно обрывается из-за трагической гибели супруга. Над молодой вдовой и ее малолетними детьми нависает смертельная угроза. Братья Джучи и другие недоброжелатели пытаются лишить Хан Султан и ее старшего сына статуса, наследства и даже жизни. Пройдя через тяжкие испытания, вынужденную разлуку с юным сыном, героине удается уберечь его от гибели и способствовать превращению Берке в отважного война, лидера государства и справедливого правителя.

Спектакль удивляет размахом. В нем занято около 200 артистов театра — солисты, хор, балет, есть и детские роли. Опера создавалась к 800-летию Улуса Джучи, которое широко отмечалось в Казахстане в прошлом году. Именно так исторически именовалась сильнейшее средневековое государство Евразии, существовавшее в XIII — XV веках и прославившееся под названием Золотая Орда.

Наследие Улуса Джучи — духовное сокровище, объединяющее тюркские народы. В создании оперы приняли участие ведущие ученые и специалисты из разных стран. Она написана известным казахстанским композитором Хамитом Шангалиевым на основе произведения драматурга Алмаса Нусипа, автор либретто — Маралтай Ыбыраев.

— Это моя первая опера. Ее создание стало творческим вызовом. Обычно пишу музыку к песням, фильмам, мюзиклам, — признается Хамит Шангалиев. — Перед тем как начать, читал много исторической литературы, погружался в тему. Когда в голове сложились образы персонажей, их мелодические линии, приступил к созданию музыки. Несмотря на классическую основу в опере есть современные элементы. Использовал компьютерные технологии, вкрапления электронной и киномузыки. Но главное место в опере занимает то, что у меня в крови — степная музыка, мелодии тюркского мира.   

Постановку спектакля, ставшего культурным проектом национального уровня, доверили итальянскому режиссеру Давиде Ливерморе, известному сотрудничеством с легендарными театральными труппами. Его постановки выходили на крупнейших сценах мира, включая театр «La Scala» в Милане, Римскую оперу и Большой театр в Москве.

Опера создана в классическом жанре, но в ней активно используется видеоинсталляции и световые эффекты, современные балетные этюды. В центре сцены расположен гигантский ствол тополиного дерева — символ жизни. Словно являясь персонажем спектакля, он видоизменяется при поворотах сюжета: полыхает огнем, раскалывается на части, покрывается зелеными ветвями в финале, провозглашая торжество жизни и справедливости, расцвет Золотой Орды и тюркской культуры. 

  

По словам автора идеи оперы — директора Казахского национального театра оперы и балета имени Абая Айнур Копбасаровой, спектакль не только раскрывает славную историческую эпоху, но и акцентирует внимание на человеческих ценностях, семейных традициях, роли женщины в тюркской цивилизации, воспитании великих сыновей Родины.

— Одна из целей спектакля, который зрелищностью и оригинальной сценографией привлекает молодежь, пробудить у нового поколения интерес к родной истории, ее истинным героям, — подчеркивает исполнительница главной роли Венера Алпысбаева. —  В истории Улуса Джучи были войны, междоусобицы, жестокая борьба за трон. Через Хан Султан показывается образ мудрой и отважной женщины, которая сумела противостоять этому. Женщины тюркского мира традиционно находились за мужчиной. История героини доказывает, что и в те далекие время, они могли играть весомую роль в обществе, влиять на политику, серьезные перемены в жизни народа. В героине восхищают волевой характер, лидерские качества, решительность, умение противостоять вызовам врагов и судьбы. Надеюсь, эти качества вдохновят и молодых зрителей, станут для них примером.   

Оперу «Хан Султан. Алтын Орда» с восторгом приняли не только на родной сцене в Казахстане, но и на премьерах в Казани (Россия) и Стамбуле (Турция). Гастроли в Ташкенте прошли при поддержке Министерства культуры и информации Казахстана и Фонда развития культуры и искусства Узбекистана. Они совпали с днями визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в нашу страну и стали символом культурного обмена между странами. 

 — Теплый прием, который нам оказали в солнечном братском Узбекистане, навевает воспоминания молодости. Мои первые гастроли прошли именно в Ташкенте более 30 лет назад. Довелось выступать на концерте, где присутствовали главы Узбекистана и Казахстана. Мое выступление так тронуло лидера вашей республики, что мне присвоили звание заслуженной артистки, которое с гордостью ношу многие годы, — поделилась народная артистка Казахстана, заслуженная артистка Узбекистана Джамиля Баспакова. — В постановке исполняю небольшую, но важную роль супруги Чингисхана Борте. Историческая опера — особый жанр, который позволяет проникаться духом предков. Они жили в жестокие времена, но смогли пронести через нить времен идентичность нашего народа, его самосознание и понимание человечности. В опере присутствуют новые технологии, элементы дополненной реальности, при создании декораций задействованы нейросети. При всей их зрелищности — это искусственные элементы. Нашей задачей было наполнить их душой. Это требует от артиста глубокого погружения в сюжет, роль, культуру народа. Только так мы можем достучаться до зрителя.

Бурные аплодисменты в финале спектакля доказали: артистам Казахского национального театра оперы и балета имени Абая удалось достучаться до сердец ташкентских зрителей — профессионализмом, правдивым погружением в далекую эпоху и бесконечной любовью к родной культуре.

Юлия ЛОГВИНА,

«Народное слово».  

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.