О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан и внедрению современных цифровых технологий
Фото: Пресс-служба Президента Республики Узбекистан
Указ Президента Республики Узбекистан
В целях поднятия на новый уровень эффективности конституционного контроля в стране, поэтапной цифровизации деятельности Конституционного суда, усиления гарантий доступа к конституционному правосудию и дальнейшего повышения роли Конституционного суда в обеспечении верховенства закона, а также в соответствии с целями и задачами Стратегии «Узбекистан – 2030» постановляю:
I. Цели
1. Определить приоритетными целями совершенствования деятельности Конституционного суда:
(а) расширение доступа граждан и юридических лиц к конституционному правосудию, возможностей восстановления их нарушенных конституционных прав и свобод;
(б) упрощение процедур рассмотрения обращений (жалоб) граждан и юридических лиц, устранение излишних бюрократических барьеров и волокиты;
(в) установление действенного конституционного контроля за деятельностью органов исполнительной власти путем расширения полномочий Конституционного суда;
(г) повышение прозрачности в деятельности Конституционного суда посредством полной цифровизации процессов конституционного судопроизводства.
II. Повышение эффективности деятельности Конституционного суда
2. Одобрить предложения палат Олий Мажлиса и Конституционного суда по повышению эффективности и результативности внедрения в практику предложений и рекомендаций, излагаемых в Информации Конституционного суда о состоянии конституционной законности в стране (далее – Информация), предусматривающие:
(а) утверждение совместным постановлением кенгашей палат Олий Мажлиса плана мероприятий по результатам рассмотрения изложенных в Информации предложений и рекомендаций, а также установление контроля за его реализацией;
(б) внесение в палаты Олий Мажлиса и Конституционный суд в установленные сроки информации об исполнении ответственными государственными органами поручений, предусмотренных в плане мероприятий, утвержденном кенгашами палат Олий Мажлиса.
3. Согласиться с предложением Конституционного суда по дальнейшему совершенствованию порядка рассмотрения обращений, предусматривающим внедрение практики:
(а) направления обращения, внесенного гражданином или юридическим лицом, не являющимся субъектом права непосредственного обращения в Конституционный суд, по вопросу, подведомственному Конституционному суду, субъекту, обладающему правом на обращение в Конституционный суд;
(б) в случаях невнесения в Конституционный суд субъектом, обладающим правом на обращение в Конституционный суд, вопроса, изложенного в обращении гражданина или юридического лица, уведомления заявителя и представления в Конституционный суд информации с обоснованием отсутствия оснований для внесения в Конституционный суд вопроса, изложенного в обращении.
4. Конституционному суду (Абдусаломов М.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июня 2026 года в целях расширения возможностей обращения граждан и юридических лиц в Конституционный суд внести проект конституционного закона, регулирующего порядок конституционного судопроизводства, включающий такие процессуальные вопросы как прием и рассмотрение жалоб граждан и юридических лиц, принятие заключений и постановлений.
5. Одобрить предложения Конституционного суда о совершенствовании законодательства по повышению эффективности института конституционной жалобы и обеспечению судебной защиты, предусматривающие определение:
(а) признания Конституционным судом закона, примененного судом по конкретному делу, не соответствующим Конституции, в качестве основания для пересмотра судебного акта в установленном порядке;
(б) обращения Верховного суда в Конституционный суд, инициированного судами, о соответствии Конституции нормативно-правового акта, подлежащего применению в конкретном деле, в качестве основания для приостановления производства по соответствующему делу в суде.
III. Внедрение цифровых технологий в деятельность Конституционного суда
6. Утвердить Программу цифровизации деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан в 2026–2027 годах согласно приложению № 1, предусматривающую:
(а) уведомление в электронной форме участников суда о времени и месте проведения заседания Конституционного суда посредством электронной услуги «Судебное уведомление» и мобильного приложения Единого портала интерактивных государственных услуг за счет Государственного бюджета;
(б) обеспечение проведения судебных заседаний в режиме видеоконференцсвязи, в том числе с использованием мобильного приложения;
(в) создание информационных систем, предоставляющих интерактивные услуги гражданам и юридическим лицам, в целях обеспечения открытости информации о деятельности Конституционного суда;
(г) налаживание практики получения информации, необходимой для осуществления правосудия, от уполномоченных государственных органов и организаций в электронной форме, не создавая неудобства для граждан и юридических лиц;
(д) фиксацию судебных заседаний посредством аудиозаписи и формирование протоколов судебного заседания с помощью данной системы.
7. Утвердить «Дорожную карту» по интеграции информационной системы Конституционного суда Республики Узбекистан с информационными системами государственных органов и организаций согласно приложению № 2.
8. Определить, что посредством интеграции в установленном порядке информационной системы Конституционного суда с информационными системами государственных органов и организаций данные о физических и юридических лицах и другие документы предоставляются на основании электронного запроса Конституционного суда бесплатно.
9. Внедрить с 1 августа 2027 года в деятельность Конституционного суда в порядке эксперимента информационную систему «E-KSUD», позволяющую:
(а) отслеживать в режиме онлайн процесс обращения в Конституционный суд в электронной форме и рассмотрения обращений;
(б) оказывать интерактивные услуги в целях создания удобств для граждан и юридических лиц в достижении правосудия;
(в) транслировать судебные заседания в прямом эфире;
(г) создать необходимые условия для лиц с инвалидностью.
10. Установить, что при цифровизации деятельности Конституционного суда:
(а) расходы, связанные с разработкой программного обеспечения, осуществляются в рамках средств, выделенных из Государственного бюджета, за счет средств Фонда развития цифровых технологий, а также международных грантов, средств организаций-доноров и зарубежных партнеров;
(б) финансирование мероприятий, связанных с закупкой необходимого компьютерного и другого оборудования, осуществляется в рамках средств, выделенных из Государственного бюджета, а также за счет международных грантов, средств организаций-доноров и зарубежных партнеров.
11. Определить «Единого интегратора по созданию и поддержке государственных информационных систем – ООО «UZINFOCOM» (далее – Единый интегратор) в качестве оператора системы по цифровизации деятельности Конституционного суда и возложить на него следующие основные задачи:
(а) цифровизация всех процессов, связанных с деятельностью Конституционного суда;
(б) внедрение информационной системы «E-KSUD», осуществление интеграции с другими информационными системами и оказание всестороннего практического содействия Конституционному суду в данном направлении.
12. Предоставить:
(а) Единому интегратору в порядке исключения право на поставку для деятельности суда программно-аппаратных комплексов, информационных систем, инженерной инфраструктуры, а также необходимого для данных целей оборудования, комплектующих, технологической документации и программного обеспечения с сохранением статуса резидента Технологического парка программных продуктов и информационных технологий;
(б) Конституционному суду:
(i) право заключать прямые договора с Единым интегратором по подготовке проектной и технической документации, разработке программно-аппаратных комплексов, автоматизированных информационных систем, программных продуктов и инженерных инфраструктур, а также по поставке для этих целей необходимого оборудования, комплектующих, технологической документации и программного обеспечения;
(ii) право осуществлять предварительную оплату в размере до 30 процентов по договорам, заключенным с Единым интегратором по поставке оборудования, комплектующих, технологической документации и программного обеспечения
в рамках реализации проектов по программно-аппаратным комплексам, информационным системам, программным продуктам и инженерной инфраструктуре.
IV. Организационные вопросы по деятельности Конституционного суда
13. В целях эффективного организационно-правового и информационно-аналитического обеспечения деятельности Конституционного суда с 1 января 2026 года выделить дополнительно 8 штатных единиц.
14. Согласиться с предложением Конституционного суда о подготовке образца эмблемы «Ўзбекистон Республикасининг Конституциявий суди» и утверждении порядка её использования.
15. Установить порядок, в соответствии с которым:
(а) на руководителя аппарата Конституционного суда, руководителя экспертной группы и начальников отделов распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для судьи Верховного суда, а на управленческий персонал – судьи суда общей юрисдикции областного уровня;
(б) условия, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, применяются к лицам, ранее работавшим в должности судьи, а период, отработанный данными лицами в этих должностях, включается в судейский стаж и учитывается при назначении пенсии.
16. Включить в фонд оплаты труда работников Конституционного суда за счет средств Государственного бюджета:
(а) вознаграждение работникам, добросовестно выполняющим свои обязанности и исполняющих особо важные работы, в двукратном размере должностного оклада (с учетом особых условий труда);
(б) материальную помощь один раз в год в однократном размере должностного оклада (с учетом особых условий труда);
(в) средства специального фонда материального стимулирования в размере 15 процентов должностного оклада (с учетом доплат за особые условия, квалификационные классы и классные чины, а также коэффициента стимулирования труда).
17. Кабинету Министров до 1 марта 2026 года принять решение Правительства, предусматривающее размещение Конституционного суда в отдельном здании, его реконструкцию и оснащение.
18. Министерству экономики и финансов (Хайдаров А.) начиная с 2026 года предусматривать в параметрах Государственного бюджета средства, необходимые для финансирования штатных единиц, дополнительно выделяемых на основании настоящего Указа.
19. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
20. Конституционному суду (Абдусаломов М.) совместно с Верховным судом (Исламов Б.) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
21. Осуществление координации исполнения настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Заместителя руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан по реформированию судебной системы Хакимову Н.Ж.
Президент Республики Узбекистан
Ш. Мирзиёев
Рекомендуем
Популярное
- Президент Узбекистана рассмотрел планы расширения технологического партнерства с Китаем
- Министерство здравоохранения опубликовало официальное заявление по поводу системы «электронных рецептов»
- О награждении в связи с Днем работников сельского хозяйства группы соотечественников, внесших достойный вклад в развитие сферы
- Образование в Японии помогает развитию кадров Узбекистана
- Праздничное поздравление народу Узбекистана по случаю Дня Конституции
- О мерах по подготовке и проведению в 2027 году Чемпионата мира по футболу U-20
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment