Центр инициатив

11:01 15 Август 2025 Политика
530 0

 

Курс лидера Нового Узбекистана формирует новую архитектуру взаимодействия, основанную на доверии

Транспортные магистрали с древнейших времен играли ключевую роль в формировании цивилизаций, экономических и культурных связей между народами. Они были не только путями для перемещения товаров, но и артериями, по которым передавались знания, технологии, культурные коды. Эти процессы можно справедливо сравнить с сегодняшним интернетом — мощным катализатором глобального взаимодействия.

Возвращение на главенствующие позиции

Историческая миссия Узбекистана всегда была особой. Уже в III—II тысячелетиях до нашей эры территория нынешнего Узбекистана находилась в центре первой трансконтинентальной трассы — Великого индийского пути. Эта магистраль связывала долину Инда с Центральной Азией — Бактрией, Хорезмом, проходя до Закавказья и Черного моря, и далее — в обширную сеть международной торговли.

Позже, в античные и средневековые времена, центральное положение Узбекистана явило свои преимущества с новой силой — на этот раз в рамках Великого шелкового пути, который соединил крупнейшие цивилизации Востока и Запада. Один из его главных маршрутов проходил через Самарканд, Бухару, Хиву — города, ставшие символами научного и торгового расцвета. Здесь происходил цивилизационный обмен, возникали и развивались науки, ремесла, процветала культура.

История циклична. Сегодня, как и века назад, значение транспортных коридоров вновь возрастает. На фоне глобальных геополитических сдвигов, нарушенных логистических цепочек и новых экономических реалий именно те страны, которые занимают цен­тральное положение в трансконтинентальных маршрутах, получают уникальный шанс для прорывного роста. И, напротив, печален удел тех, кто оказывается в стороне, обрекая себя на стагнацию взамен прогресса.

Политика Нового Узбекистана — это политика решимости и дальновидности. То, что страна вновь занимает центральное место в проектировании евразийских транспортных систем, стало возможным благодаря открытости, курс на которую реализуется по инициативе Президента Шавката Мирзиёева.

С первых дней президентства Шавкат Мирзиёев последовательно продвигает курс на добрососедство, региональную интеграцию, торгово-экономическую диверсификацию. Это не просто дипломатические лозунги, а стратегия, дающая реальные результаты. Благодаря ей страна воспринимается в мировом сообществе как связующее звено между Востоком и Западом, Севером и Югом.

Ярким свидетельством международного признания внешнеполитического курса нашей республики стало участие главы Узбекистана в третьей Конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, которую принял Туркменистан. На этом форуме, собравшем ключевых лидеров, в том числе Генерального секретаря ООН, президентов Казахстана, Таджикистана, глав правительств других государств, руководитель Узбекистана выступил с программной речью, в которой обозначил ключевые вызовы и пути их преодоления.

Президент напомнил, что страны, не имеющие выхода к морю, сталкиваются с объективными трудностями: высокие тарифы на перевозки, слабая пропускная способность транспортных коридоров, зависимость от таможенной политики транзитных государств. Эти факторы ведут к прямым экономическим потерям — так, по данным Всемирного банка, Центральная Азия ежегодно теряет до 2 процентов ВВП из-за транспортных издержек. Стоимость логистики достигает 60 процентов от стоимости товаров, что кратно превышает мировые показатели.

Именно поэтому, по словам Президента, ключ к устойчивому развитию — создание новых, надежных и эффективных транспортных маршрутов, с современной логистической инфраструктурой, гармонизированной тарифной политикой и цифровыми процедурами.

В этой связи Шавкат Мирзиёев выдвинул три принципиальных условия, без которых невозможно устойчивое развитие стран, не имеющих выхода к морю: модернизация инфраструктуры, усиление взаимосвязанности и обеспечение права на развитие как элемента глобального равноправия. Руководитель страны подчеркнул: «Повест­ка, которая объединяет нас сегодня, затрагивает фундаментальный вопрос — вопрос справедливости. Это — предоставление государствам, не имеющим выхода к морю, возможности участвовать в мировой экономике на равных условиях».

В Узбекистане за последние годы реализованы масштабные меры по модернизации транспорт­но-логистической сети. Реформы в экономике, либерализация торговли, улучшение инвестиционного климата дают результаты: растет конкурентоспособность, внед­ряются инновации, усиливается доверие со стороны партнеров.

Особое внимание уделено проектам регионального масштаба. В регионе формируется единое транспортно-логистическое пространство. Реализуются программы, превращающие Центральную Азию в транзитный хаб планетарного значения.

В рамках мероприятий конференции состоялась торжественная церемония вручения Президенту Республики Узбекистан Шавкату Мирзиёеву ордена Туркменистана «За вклад в развитие сотрудничества».

Глава государства отметил, что воспринимает награду как знак особого внимания и уважения к Узбекистану и его многонациональному народу, признание наших общих усилий по укреплению отношений дружбы, добрососедства, взаимного доверия и партнерства в регионе Центральной Азии.

Меры, предпринимаемые Узбекистаном, идеи его руководителя, высказанные на конференции, вы­звали широкий резонанс в экс­пертном сообществе. Так, в ведущем испанском издании «El Mundo Financiero» опубликована статья, посвященная усилиям нашей страны по диверсификации международных транспортных коммуникаций. Подчеркнуто, что Узбекистан активно участвует в международных усилиях, направленных на решение специфических проблем. Последовательно реализуются меры по развитию устойчивой транспортно-логистической инфраструктуры, диверсификации торговых маршрутов и укреплению регионального сотрудничества, которые стали одним из ключевых направлений национальной стратегии развития, что напрямую связано с достижением Целей устойчивого развития ООН.

«Двойная удаленность Узбеки­стана от моря больше не воспринимается как вызов. Сегодня для Узбекистана это стратегический фактор, определяющий международные приоритеты и превращающий страну в активного игрока новой евразийской логистики», — отметило издание.

Озвученный на представительном форуме масштабный пакет инициатив показывает не просто стратегическое мышление Президента, но и искреннее стремление к справедливому миру, отражает прагматичное видение установления и расширения конструктивного и долгосрочного партнерства в регионе и за его пределами ради формирования новой, справедливой архитектуры глобального развития.

Все это свидетельствует о зрелом государственном мышлении, способности видеть и формировать будущее. Узбекистан — не просто страна в центре континента, а центр инициатив, диалога, стабильности и прогресса. Наделенный важнейшей и одновременно ответственной ролью, он входит в новую эпоху, активно участвуя в международных инфраструктурных и транспортных проектах, что подкрепляет стратегическое значение и растущую роль страны на глобальном уровне.

Геополитика лидерства

Безусловно, растущий авторитет нашей страны тесно связан с усилением влияния на геополитиче­ской арене ее лидера — Президента Шавката Мирзиёева. Руководитель Узбекистана признан как архитектор новой модели развития, получающей все более широкое признание как в регионе, так и за его пределами. Свидетельство тому — многочисленные послания от глав государств и международных организаций, направленные Президенту в связи с днем рождения.

Лидеры ведущих мировых и региональных держав, руководители соседних стран, главы международных организаций особо подчеркивали в посланиях личный вклад Шавката Мирзиёева в устойчивое развитие Узбекистана, укрепление его международной субъектности и рост благосостояния народа.

Высокие оценки не ограничиваются лишь дипломатическими формулировками. Особо подчеркивалось, что политика и инициативы Президента Узбекистана оказывают позитивное влияние не только внутри страны, но и на весь регион Центральной Азии, формируя новую архитектуру взаимодействия, основанную на доверии и прагматизме.

Что означает растущий авторитет страны для простого гражданина? Каждому человеку он сулит конкретные и измеримые преимущества. Простой, но весьма показательный пример — политика упрощения международной мобильности наших граждан. Согласно последним данным, обнародованным Министерством иностранных дел, Узбекистан значительно продвинулся в обеспечении свободы передвижения для своих граждан: обладатели паспорта Республики Узбекистан могут посещать без виз около 40 стран, еще в 42 государствах действует упрощенный порядок въезда.

Подобные успехи особенно отчетливы, если вспомнить, что, к примеру, по состоянию на 2016 год список стран с облегченным въездом для узбекистанцев состоял из 52 пунктов против нынешних 82. Но и он был условным: ведь без стикера ОВИР разрешалось ездить только в 9 постсоветских стран.

Сейчас ситуация иная. За по­следние три года Узбекистан добился введения безвизового режима с целым рядом стран, включая Китай, ОАЭ, Оман и Иран, — теми государствами, чьи лидеры встречались с Президентом Узбекистана. Теплые личные отношения в данном случае были подкреплены доброй волей для упрощения взаимных поездок. И эта тенденция, очевидно, будет нарастать. Так, смягчили визовые требования Сау­довская Аравия, Катар, Вьетнам и другие страны, с десятками государств продолжаются активные переговоры о дальнейшем упрощении режима въезда. Министерство иностранных дел заявляет: согласно поручению руководителя страны, это одно из приоритетных направлений работы внешнеполитического ведомства.

Подобный прогресс — прямой результат доверия к государству и его руководству. Он показывает, как международный имидж страны и репутация ее лидера трансформируются в реальные выгоды для населения.

Высоко оцениваются усилия официального Ташкента и за рубежом. Председатель Корейской ассоциации онлайн-экспорта-импорта Чо Дон Хве, комментируя нынешний этап развития Узбекистана, отмечает: Президент Шавкат Мирзиёев выстроил внешнеполитический курс, основанный на открытости, прагматизме и добрососедстве.

Он подчеркивает, что одним из ключевых приоритетов главы государства стало выстраивание конструктивных и доверительных отношений с ближайшими соседями. Особое внимание, по словам эксперта, было уделено решению пограничных вопросов, развитию трансграничной торговли и управлению общими водными и инфраструктурными ресурсами.

— Узбекистан активно укрепляет свое присутствие на международной арене, — отметил Чо Дон Хве. — Переговоры о вступлении в ВТО, либерализация визовой политики, развитие туризма и международного бизнеса, активное взаимодействие с международными организациями — все это создает качественно новый облик государства. Особо хочется отметить реформы, проводимые внутри страны: улучшение условий для инвестиций, борьбу с коррупцией, создание свободных экономических зон, развитие государственно-частного партнерства. Эти шаги открывают возможности для привлечения капитала в ключевые отрасли — от текстиля до энергетики.

По его словам, многовекторная внешняя политика Ташкента обеспечивает устойчивое развитие и защиту национальных интересов. Узбекистан выстраивает прагматичные отношения с Китаем, Россией, США, странами ЕС, Республикой Корея, Японией и Малайзией, не забывая при этом о суверенитете и стратегической независимости.

Растущее внимание со стороны таких структур, как Всемирный банк, АБР, ПРООН, подтверждает: курс реформ в Узбекистане вызывает доверие. Международные партнеры инвестируют в инфраструктуру, цифровизацию, энергетику, реформу госуправления. Значительные инвестиции приходят и в сферу образования. В Узбекистане действуют филиалы престижных вузов. Эксперт назвал эти процессы инвестициями в будущее, человеческий капитал, формирование нового поколения граждан страны, способных мыслить глобально и действовать локально.

Именно в этом — в последовательности, прагматизме и открытости — суть современной политики Президента Узбекистана, которая формирует не только доверие, но и стратегическую устойчивость. Узбекистан уверенно укрепляет позиции в мире, не за счет громких лозунгов, а благодаря продуманной и внятной политике.

Без преувеличения можно сказать: страна заново находит себя — в регионе, в международных отношениях, в глазах собственных граждан. И в этом процессе важнейшую роль играет политическая воля лидера, способного видеть за горизонт и идти вперед, несмотря на сложность глобального ланд­шафта.

Вдохновляющий пример

Продолжая разговор о внешнеполитических инициативах Узбекистана и растущем международном авторитете страны, нельзя обойти стороной факт, что признание эффективности реформаторского курса Шавката Мирзиёева получает все большее подтверждение со стороны ведущих международных институтов и аналитических цен­тров.

Среди них — недавний доклад Международного валютного фонда. В документе отмечается, что с 2016 года экономика Узбекистана демонстрирует устойчивый рост ВВП — в среднем на уровне 5,7 процента ежегодно. Особенно примечательно, что уровень бедности в стране сократился до 8,9 процента в 2024 году. Такие данные отражают не просто позитивные макроэкономические тенденции, но и глубинные структурные изменения, происходящие в национальной экономике.

«Узбекистан добился значительного прогресса в переходе к рыночной экономике», — подчеркивается в докладе МВФ. Отдельно
эксперты фонда выделяют либерализацию торговли, реформу обменного курса и успешное привлечение прямых иностранных инвестиций как ключевые драйверы роста. Вместе с тем в фонде рекомендуют продолжать реформы, особенно в банковском секторе и корпоративном управлении, что станет важным условием для вступления страны во Всемирную торговую организацию — шага, который также был инициирован и последовательно продвигается в Новом Узбекистане. При сохранении текущих темпов преобразований страна, по прогнозам фонда, сможет поддерживать рост на уровне около 6 процентов в ближайшие годы.

Эти оценки подчеркивают — экономическая модель, реализу­емая в стране, все более опирается на принципы открытости, эффективности и модернизации. В ней все чаще проявляются положительные тренды, она реализуется с опорой на успешный зарубежный опыт. Примером может служить инициированная главой государства масштабная программа обновления транспортной инфраструктуры, результаты которой видны повсеместно.

Показателен в этом контексте исторический опыт Соединенных Штатов Америки. В середине XX века при Президенте Дуайте Эйзенхауэре в США была реализована программа «Interstate Highway System» — сеть автомагистралей между штатами охватила всю страну. Инициатива стала не только стимулом для развития промышленности, торговли и логистики, но и фактором роста малых и средних предприятий, аграрного сектора и рынка труда. Создание единой транспортной системы обеспечило высокую мобильность населения, что в свою очередь способствовало укреплению внутренней экономической связности.

Для Узбекистана, географиче­ски расположенного в самом сердце Евразии и не имеющего выхода к морю, этот опыт особенно значим. Системные инвестиции в дороги, железнодорожные узлы и логистические центры превращают страну в важнейший транзитный узел на континенте.

В стране для реализации этих планов делается многое, реализуются конкретные проекты. Так, если в 2009—2016 годах на развитие автомобильных дорог в Узбекистане выделялось 9,4 триллиона сумов, то в 2017—2024 годах — уже 60 триллионов. В пять раз увеличился объем дорожных работ, улучшено состояние 106 тысяч километров дорог, реконструировано 713 мостов и отремонтировано более тысячи. Доля дорог, требующих капитального ремонта, снизилась с 68 до 27 процентов. В нынешнем году планируется строительство, реконструкция и ремонт 21,5 тысячи километров автодорог и 320 мостов. Общий объем выделенных средств — 13 триллионов 245 миллиардов сумов.

В рамках 16 международных проектов уже реконструировано 1 300 километров автодорог, в разработке находятся еще 9 проектов общей стоимостью 2,2 миллиарда долларов. Ведется активная работа по привлечению иностранных инвесторов к строительству платных дорог. Все это свидетельствует о целенаправленном формировании новой инфраструктурной архитектуры страны.

На глобальном уровне в качестве наглядного примера показателен и проект LAPSSET в Кении — транспортный коридор, соединяющий порт Ламу с Южным Суданом и Эфиопией. Его реализация уже привлекла значительные иностранные инвестиции и стала драйвером региональной торговли и роста занятости. По оценкам, LAPSSET создаст до 1,2 миллиона рабочих мест и усилит логистиче­скую роль Кении в Восточной Африке.

Узбекистан, как мы отмечали ранее, тоже не имеет выхода к морю, но последовательно компенсирует это географическое ограничение за счет участия в международных инфраструктурных коридорах. На июльском саммите Организации экономического сотрудничества в Ханкенди Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул важность завершения проекта железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбеки­стан. Эта магистраль, в будущем со­пряженная с Трансафганским коридором, создаст единое транспортное пространство, охватывающее огромный регион и усиливающее транзитный потенциал страны.

Ведущая иорданская газета «Ammon News» посвятила специальную публикацию экономической трансформации нашей страны. В статье отмечается: «Узбекистан представляет собой вдохновля­ющий пример экономического обновления. Посредством диверсификации экономики, внедрения инноваций, цифровизации и устойчивого развития страна стремится занять достойное место на глобальной карте инвестиций и технологий».

Авторы подчеркивают, что Узбекистан все активнее инвестирует в возобновляемую энергетику, цифровую экономику, инфраструктурные проекты. Это делает его привлекательным партнером для международных инвесторов и позволяет рассчитывать на роль регионального центра инноваций.

Реализуемые в стране преобразования носят не точечный, а си­стемный характер. Узбекистан уверенно двигается по пути модернизации, укрепляя связи с международными институтами и опираясь на стратегическое мышление, которое проявляется в каждом шаге государственной политики.

Упоминание в докладах и статьях зарубежной прессы успехов Нового Узбекистана — закономерность, прямой результат продуманной и взвешенной политики, иниции­рованной и последовательно реализуемой Президентом. И нет сомнения в том, что на этом пути страна будет и далее сохранять стратегическую целеустремленность, укрепляя позиции на международной арене и повышая благосостояние народа.

 

Уткир РАХМАТ.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.