Новый Узбекистан: на пути прогресса и устойчивого развития

В постановлении Президента «О подготовке и проведении празднования тридцать четвертой годовщины государственной независимости Республики Узбекистан» от 10 июля 2025 года справедливо подчеркнуто, что «национальный суверенитет и независимость любого государства в мире — это надежный политический и социальный фундамент, источник силы и могущества, который служит обретению страной как субъектом международного права достойного места в мировом сообществе, обеспечению мирной и благополучной жизни народа, его важнейших интересов».
Новый Узбекистан уверенно идет по пути необратимых демократических реформ, реализует прагматичную внешнюю политику, ведет открытый и активный диалог с мировым сообществом, осуществляет масштабные реформы в сфере усиления гарантий защиты прав и свобод человека. Так, в целях реализации Стратегии «Узбекистан-2030» осуществляются конкретные меры по совершенствованию гарантий и институциональных механизмов обеспечения прав и свобод человека, согласно Государственной программе в «Год охраны окружающей среды и «зеленой экономики».
Как справедливо отмечает Президент Шавкат Мирзиёев, мечты и чаяния нашего народа, формировавшиеся на протяжении веков в различных идеях и практических действиях, сегодня воплощаются в концепции Нового Узбекистана.
Конкретные факты и цифры говорят о справедливости данного утверждения:
впервые в истории за короткий период в результате ускоренного роста экономики страны объем ВВП превысил 110 миллиардов долларов;
рост охвата в системе дошкольного образования с 27 процентов в 2017 году достиг нынешних 77 процентов, в высшем образовании — с 9 до 42 процентов, в стране создана система новой модели школ — творческих, специализированных и президентских;
впервые наши спортсмены вошли в число сильнейших пятнадцати команд Парижской Олимпиады и Паралимпиады, впервые в истории Узбекистана юношеская сборная по футболу до 17 лет, а также национальная сборная команда по футболу завоевали путевки на чемпионат мира.
Прагматичная дипломатия
В нынешних чрезвычайно сложных условиях, когда в разных регионах мира усиливаются вооруженные конфликты, экологические и техногенные катастрофы, экономические кризисы, торговые войны, угрозы терроризма и экстремизма, в нашей стране на основе принципа единого Узбекистана последовательно осуществляются меры по дальнейшему укреплению спокойствия и стабильности, атмосферы взаимного уважения и согласия, воспитанию молодежи в духе национальных и общечеловеческих ценностей.
В условиях глобальных изменений, новых вызовов и угроз дипломатия Нового Узбекистана добилась значительных успехов в укреплении экономического и политического потенциала страны, защите национальных интересов и улучшении международного имиджа государства.
В последние годы благодаря твердой политической воле главы государства на новый уровень подняты дружественные связи с братскими государствами региона, в мировой политике появились такие понятие и реальность, как «Центральноазиатский дух» и «Центральноазиатская идентичность». Мощный импульс динамичным преобразованиям придало достижение нового уровня доверия и партнерства в Центральной Азии. Установление в марте этого года стелы Дружбы на точке стыка границ Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана стало еще одним подтверждением укрепляющихся между нами отношений добрососедства и стратегического партнерства. Авторитетные аналитические центры активно изучают этот феномен стабильного и устойчивого развития стран региона.
Концепция «Новой Центральной Азии» становится реальностью, формируется единое транспортно-логистическое пространство. Регион стремительно развивается, превращаясь в центр экономического роста и инвестиционной активности. Используя уникальные исторические возможности, Центральная Азия становится пространством добрососедства и безопасности, взаимовыгодного сотрудничества и устойчивого развития.
Реализуются программы и проекты, направленные на превращение Центральной Азии в полноценный транзитный хаб между Востоком и Западом, Севером и Югом. За последние годы объемы взаимной торговли выросли в 4,5 раза, удвоились инвестиции. В пять раз увеличилось количество совместных предприятий. В этом году начато строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Значительно возрос грузопоток по транспортному коридору Узбекистан — Туркменистан — Иран — Турция.
Благодаря активной и прагматичной внешней политике Узбекистан становится одним из центров международной политики и инициатором глобальных инициатив. Очередным подтверждением этого является проведение 3—4 апреля в Самарканде первого саммита «Центральная Азия — ЕС». Саммит проведен под председательством Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева при участии лидеров Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
Кроме того, состоялся Самаркандский международный климатический форум — первое в Центральной Азии мероприятие такого уровня, целиком посвященное вопросам экологии и устойчивого развития. Форум стал важным событием для региона и привлек внимание международного сообщества: в нем приняли участие три заместителя Генерального секретаря ООН, руководители крупных экологических организаций, представители более 30 стран и международных агентств, включая UNCCD, FAO, UNIDO, UNECE и ICBA, а также министры и эксперты в области экологии.
Парламентское измерение
Еще одним мероприятием планетарного масштаба стало проведение 5—9 апреля 2025 года в Ташкенте по инициативе Президента Шавката Мирзиёева юбилейной 150-й Ассамблеи Межпарламентского союза на тему «Парламентское движение во имя социального развития и справедливости». На полях ассамблеи проведены Глобальный форум молодых парламентариев и Форум женщин-парламентариев. В ассамблее приняли участие около 2 тысяч парламентариев из более 140 стран, а также свыше 20 международных и межпарламентских организаций.
Впервые в истории Центральной Азии это мероприятие состоялось в Узбекистане, что является очередным признанием международным сообществом демократических реформ, проводимых в стране под руководством Президента, а также масштабных усилий по развитию парламентаризма. Кульминацией многодневных дискуссий и отражением консенсуса международного парламентского сообщества по приоритетным вызовам современности стало принятие итогового программного документа форума — Ташкентской декларации о парламентских действиях в интересах социального развития и справедливости.
Ташкентская декларация, которая была утверждена в качестве официального документа 79-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, носит стратегический характер и представляет собой комплексную рамочную программу для парламентских действий в области глобальной безопасности и укрепления мира, устойчивого развития, социальной справедливости, продвижения прав человека и гендерного равенства, поддержки молодежи и инклюзивного образования.
Следует подчеркнуть, что в Стратегии «Узбекистан-2030» вопросы дальнейшего развития института парламента отнесены к приоритетным задачам. За последние годы принято более 20 законов, направленных на повышение роли законодательной власти в жизни общества и государства.
Полномочия парламента кардинально расширила Конституция в новой редакции, принятая в 2023 году на общенациональном референдуме. Количество исключительных полномочий Законодательной палаты Олий Мажлиса увеличилось с 5 до 12, Сената — с 14 до 18. Законодательной власти передан ряд полномочий Президента по формированию судебных, антикоррупционных и антимонопольных органов. Еще больше усилены участие парламента в формировании правительства, механизмы контроля за правоохранительными органами, а также в межпарламентском сотрудничестве. В настоящее время палаты Олий Мажлиса установили тесные связи с почти 100 зарубежными парламентами, эффективно работают 80 групп дружбы и совместных комиссий парламента.
Становлению более профессионального и ответственного парламента со значительным влиянием политических партий и новым гендерным измерением способствовали прошлогодние выборы на основе новой смешанной избирательной системы и увеличения квоты для женщин-кандидатов. Доля женщин в национальном парламенте достигла 38 процентов, и данный показатель получил оценку Межпарламентского союза как самый высокий рост в Азиатском регионе за последние 30 лет.
В нижней палате сформированы парламентские большинство и оппозиция. Кроме того, на законодательном уровне приняты меры по расширению прав парламентской оппозиции, которые предусматривают предоставление дополнительных прав фракциям политических партий, объявивших себя парламентской оппозицией (их число
увеличивается с 3 до 6). В частности:
до рассмотрения законопроекта во втором чтении предоставляется право вносить альтернативную редакцию проекта закона или его отдельных положений;
право занимать одну должность председателя комитета и две должности заместителей председателей комитетов в Законодательной палате;
право выносить не менее одного вопроса ежеквартально в рамках «правительственного часа» и парламентского запроса.
Оппозиция также может занести в протокол пленарного заседания Законодательной палаты свое особое мнение по обсуждаемым вопросам, имеет право на гарантированное участие ее представителей в согласительной комиссии по отклоненному Сенатом закону.
Исходя из этих изменений в регионах страны расширены полномочия местных Кенгашей народных депутатов. Им передано более 30 полномочий, и этот процесс последовательно продолжается. Реализуется Концепция развития деятельности представительных органов государственной власти на местах до 2030 года, которая предусматривает усиление роли местных Кенгашей в разных сферах общественно-политической жизни. В частности, Кенгашам народных депутатов передаются следующие полномочия:
установление минимального размера ставок арендной платы за эксплуатацию государственной недвижимости;
утверждение правил содержания мест погребения и размера тарифов оказания таких услуг;
определение и резервирование минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите, испытывающих затруднения в поиске работы и неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
предоставление разрешений на повышение или понижение (с установкой соответствующих дорожных знаков) скорости движения на отдельных участках дорог.
Кроме того, вводится институт «часа Кенгаша», на котором хокимы будут отчитываться перед депутатами и общественностью. Предлагается перераспределение части доходов (госпошлины, штрафы, сборы) в пользу местных бюджетов. При Кенгашах также будут созданы Молодежные группы по принципу молодежных парламентов при палатах Олий Мажлиса, консультативные группы с участием представителей негосударственных некоммерческих организаций, махаллей, других институтов гражданского общества и научных кругов. Кандидатуры на должность заместителя хокима области, Ташкента, района (города) теперь будут предварительно обсуждаться в постоянных комиссиях местного Кенгаша, а также заслушиваться программы развития территорий.
В мае — июне 2025 года в 8 852 махаллях 208 районов и городов Узбекистана прошли выборы председателей махаллей. В них приняли участие 2 173 634 уполномоченных представителя жителей, которые выбирали из 26 334 кандидатов. Руководители махаллей впервые избирались на 5 лет (ранее — 3 года). Председателями избраны 8 852 человека. Из них в 3 962 махаллях (44,8 процента) избраны новые руководители, остальные были переизбраны. Среди избранных — 1 196 женщин и 306 депутатов районных (городских) Кенгашей. Средний возраст нового состава председателей составляет 51 год.
Таким образом, в течение последнего года в стране на качественно новой основе сформированы все элементы представительной демократии — национальный парламент, местные представительные органы и органы самоуправления граждан.
Социальное государство
В новой редакции Конституции четко определено, что страна является социальным государством. Так, в статье 43 говорится, что государство обеспечивает занятость граждан, защищает их от безработицы, принимает меры по сокращению бедности, организует и поощряет профессиональную подготовку и переподготовку граждан.
Согласно Стратегии «Узбекистан-2030», к 2026 году уровень бедности планируется сократить вдвое по сравнению с 2022 годом, к 2030 году — повысить доходы 4,5 миллиона человек, подверженных риску попадания в категорию бедных, подготовить 500 тысяч квалифицированных специалистов на основе социального партнерства. За последние 8 лет в стране из бедности были выведены более 7 миллионов человек, уровень бедности снизился с 35 до 8,9 процента. В этом году поставлена цель уменьшить этот показатель до 6 процентов.
Ключевые задачи и меры по сокращению бедности и социальной защите прочно закреплены в законодательстве и государственных стратегиях. Начата реализация общенациональной программы «От бедности к благополучию». Для осуществления этой деятельности были созданы Национальное агентство социальной защиты и центры социальных услуг «Инсон». В результате гарантированной социальной защитой охвачены более 2,3 миллиона нуждающихся семей, женщин, пожилых и инвалидов. Это в четыре раза больше, чем в 2017 году. Кроме того, конкретные результаты показывают совершенно новые организационно-правовые механизмы, такие как «железная тетрадь», «женская тетрадь», «молодежная тетрадь», «тетрадь милосердия».
Узбекистан стремится к устойчивому сотрудничеству с международными организациями и странами для обмена опытом и реализации проектов, направленных на поддержку нуждающихся. По словам Президента Шавката Мирзиёева, «диалог о многомерной бедности послужит достижению наших благородных целей, а практические предложения и рекомендации, выработанные по его итогам, станут еще одним шагом на пути сокращения бедности во всем мире».
Узбекистан вступил в Глобальный альянс по борьбе с голодом и бедностью, что явилось историческим шагом в решении глобальных проблем продовольственной безопасности и активной борьбе с голодом, бедностью и неравенством. Данные усилия страны, обусловленные инвестициями и ключевой ролью институтов махалли, направлены на образование, создание рабочих мест и развитие сельских районов. С начала года в этой сфере внедряются модели, основанные на международном опыте. В частности, банковская система стала активно взаимодействовать с махаллями, оказывая поддержку в обеспечении занятости.
Ключевым элементом в повышении занятости остается качество профессионального образования. Это требует расширения сотрудничества с работодателями, повышения уровня подготовки кадров и активного привлечения частного сектора. В частности, предусмотрено внедрение бесплатных видеокурсов через интернет, предоставление работающим гражданам возможности пройти переподготовку или повысить квалификацию с использованием «профессиональных ваучеров».
Анализируя происходящие в стране стремительные изменения, можно смело утверждать, что статус Узбекистана как суверенного, демократического, правового, социального и светского государства, надежного партнера на международной арене значительно укрепился. Более того, конструктивные инициативы, имеющие международное и региональное значение, получили единодушную поддержку мирового сообщества.
Акмал САИДОВ,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса
Республики Узбекистан, академик.
Рекомендуем
Популярное
- Обмен искусством и вдохновением
- Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на встрече с активом и ветеранами профессиональных союзов Узбекистана
- Белый дом опубликовал текст декларации о прекращении огня в Газе
- Сенатор принял участие в международном конгрессе «SIRCON-2025»
- Мужская сборная Узбекистана по настольному теннису завоевала путевку на чемпионат мира
- Мухаммад Абунайян: «Я не встречал лидера, который бы так искренне любил свой народ, как Вы»
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment