Ответственность социального государства 

09:36 23 Май 2022 Общество
924 0

Фото: Иллюстративное

В конце прошлого года в поздравлении народу Узбекистана в связи с 29-й годовщиной принятия Конституции страны глава нашего государства высказал ряд предложений по внесению изменений в Основной закон. В частности, было предложено закрепить в качестве конституционной нормы принцип «Новый Узбекистан — социальное государство». Этот тезис по построению справедливого социально ориентированного государства нашел свое отражение в динамичных и широкомасштабных реформах, которые незамедлительно и адресно последовали.

«Безусловно, мы должны всесторонне и глубоко продумать такую важнейшую, стратегическую задачу, как обновление Конституции, провести широкое общественное обсуждение, тщательно изучить передовой отечественный и мировой опыт и только после этого принять по данному во¬просу конкретное решение», — отметил тогда Президент. Как ожидается, принятие обновленного документа состоится в дни празднования 30-летия Конституции Республики Узбекистан.

Экономические успехи в ходе реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах позволили усилить социальную защиту граждан и углубить борьбу с бедностью. Удалось значительно снизить уровень безработицы, поднять доходы населения, повысить качество медицинских и образовательных услуг, улучшить условия жизни людей. Для продолжения проводимых реформ по всем направлениям разработана Стратегия развития нового Узбекистана на 2022—2026 годы по семи приоритетным направлениям. В частности, в ходе проводимых реформ в настоящее время большое внимание уделяется развитию человеческого потенциала. 

Социальная политика в нашей стране охватывает большой спектр вопросов, среди которых развитие здравоохранения, образования и спорта, социальная защита определенных групп населения, обеспечение занятости. Основной сильной стороной системы социальной защиты в Узбекистане является наличие широкого спектра разных программ, охватывающих всю жизнедеятельность человека. В целях обеспечения малоимущих и малообеспеченных слоев населения внедряются новые эффективные механизмы социальной поддержки. В результате изучения материальных нужд, жизненных проблем женщин и молодежи была внедрена «железная тетрадь», направленная на разрешение их жизненно важных проблем. В условиях построения нового Узбекистана в стране создаются все необходимые условия, обеспечивающие социальную справедливость. Социальная политика в Узбекистане является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности нашего государства.

Известно, что социальные функции государства также получили закрепление в таких международных документах, как Устав ООН (статья 55 и другие), Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1973 год), Устав Совета Европы (статьи 1-а, 1-б и другие), Итоговый документ саммита 1995 года по человеческому измерению в Копенгагене. 

Универсальный и адресный подход 

В мировой практике в основном выделяются два подхода при предоставлении социальной помощи: универсальный подход, когда помощь предоставляется каждому жителю страны, и адресный подход, когда помощь направляется только нуждающимся и социально уязвимым слоям населения. В Узбекистане принят адресный подход, который позволяет целенаправленно выделять средства непосредственно туда, где они больше всего нужны — на помощь уязвимым слоям населения, поскольку расширение материальной поддержки и социальных услуг престарелым, пенсионерам, лицам с инвалидностью будет способствовать устойчивому улучшению благосостояния уязвимых слоев населения и снижению бедности в стране. 

В ходе прошедшего совещания 29 апреля Президент отметил, что по результатам подомового опроса установлено, что 2,2 миллиона человек по-прежнему нуждаются в социальной помощи. С учетом этого был адресно принят широкий спектр мер по усилению социальной защиты уязвимых групп населения. В Узбекистане более трех миллионов человек, или около девяти процентов населения, составляют люди старшего поколения. Для оказания финансовой поддержки престарелым, обеспечения им ежедневного ухода и внимания будет создана система с учетом нашей специфики и наличия такого уникального общественного института, как махалля, аналогов которому нет в других странах. В соответствии с отчетом 2020 года, который подготовили эксперты МОТ, ЮНИСЕФ и Всемирного банка по оценке системы социальной защиты в республике на базе диагностического инструмента (CODI), «в Узбекистане действует относительно четко сформулированная и комплексная система социальной защиты, состоящая из социального страхования, социальной помощи и мероприятий на рынке труда».

Так, средства из Государственного бюджета на приобретение продуктов питания, одежды, средств гигиены и других предметов первой необходимости для воспитанников детских домов семейного типа будут выделяться в упрощенном порядке. Всем работникам специализированных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями физического или психологического развития будет выплачиваться надбавка в размере 50 процентов к их зарплате. Для этого в текущем году дополнительно выделяется 30 миллиардов сумов. На приобретение художественной литературы в библиотечные фонды направят пять миллиардов сумов в год. В рамках адресной программы на 2022—2023 годы выделяется 600 миллиардов сумов на выполнение ремонтно-строительных работ и оснащение 376 государственных социальных учреждений. Планируется и далее расширить систему поддержки малообеспеченных слоев населения, людей с инвалидностью.

Известно, что социальное государство в других странах прошло сложный путь своего становления и развития. Первоначально оно формировалось как идея, теория, то есть на концептуальном уровне, затем уже развивалось путем закрепления в конституциях и законодательстве многих стран, а впоследствии трансформировалось в повседневной деятельности государств по реализации социальной функции. Как правило, современное социальное государство обладает мощным экономическим потенциалом, позволяющим обеспечивать социальную защиту населения, а его экономика имеет социально ориентированную структуру. 

Значима защищенность

В современном мире разные страны апробировали и реализуют различные модели развития государств. Многие страны закрепили в своих конституциях и претворяют в жизнь модель социального государства, предполагающую возведение в качестве высшей ценности человека и создание условий для достойной жизни, свободного развития личности. Социальное государство стремится обеспечить жизнь человека на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к материальным благам и ценностям культуры, гарантировать социальные права. Социальное государство ставит главной задачей обеспечение благополучия личности и благоденствия общества в соответствии с принципом социальной справедливости. Узбекистан как социально ответственное государство взял на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Она рассматривает социальную защиту в качестве одной из важнейших своих функций. Практика осуществления социальной функции в нашей стране наглядно демонстрирует обеспеченность социальной защищенности населения. 

Конституция Республики Узбеки¬стан не содержит в своем тексте термин «социальное государство», однако можем ли мы назвать наше государство социальным? Безусловно. Законодательство страны, в первую очередь Конституция, показывает, что социальная защита лежит в основе всей многогранной деятельности государства. Важной чертой правового государства является наличие юридического механизма обеспечения и защиты социальных прав человека со стороны государства. В указанном контексте эти два понятия — «правовое государство» и «социальное государство» — неразрывно связаны друг с другом, взаимодействуют и вытекают друг из друга. 
Анализ положений нынешней Конституции показывает, что в ней закреплен механизм правовой защиты и обеспечения социальных прав личности. В соответствии с положениями статьи 39 Конституции «каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, а также потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях». В Конституции Узбекистана установлены основные гарантии реализации социальной политики государства: право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы (статья 37), право на квалифицированное медицинское обслуживание (статья 40), право работающих по найму на оплачиваемый отдых (статья 38), право на образование, в том числе бесплатное общее образование (статья 41), право на пользование достижениями культуры (статья 42), обеспечение государственной поддержки и защиты семьи, прав несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых (статья 45) и другие. Кроме того, граждане Республики Узбекистан имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы (статья 34).

Говоря о перспективах формирования социального государства в Узбекистане с учетом практики реализации социальной функции, можно 
определить основные направления его развития:

— расширение доступности социальной поддержки государства для всех нуждающихся категорий населения, обеспечение прозрачности системы социальной защиты; 

— совершенствование правовых средств и форм осуществления социальной политики, обеспечение действенности юридического механизма социальной защиты; 

— содействие со стороны государства процессам социального партнерства, повышения социальной ответственности государства;

— совершенствование системы социальных выплат, обеспечение занятости населения;

— углубление взаимодействия государства с институтами гражданского общества в сфере социальной защиты населения.

Таким образом, осуществляемая в Республике Узбекистан социальная функция наглядно проявляется в обеспечении достойных условий жизни для граждан, создании эффективной системы социальной защиты граждан страны. 

Омон МУХАМЕДЖАНОВ,
профессор Ташкентского государственного юридического университета 
доктор юридических наук.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.