Кто спасет «золотоносную» реку?

Зарафшан — третья после Сырдарьи и Амударьи по протяженности река Узбекистана. О ней упоминается в «Авесте». Название реки буквально означает «золотоносная». Однако в XXI веке древнейшая водная артерия переживает не лучшие времена. Из-за глобального потепления и сокращения ледников и снежных шапок на Зарафшанском хребте, питающем реку, в последние годы ее русло сильно обмелело. Но к катастрофе водную артерию могут привести не природные катаклизмы, а алчность и безответственное отношение человека к природе.
Уже много лет реке Зарафшан, в частности, ее правому рукаву Карадарье грозит экологическая катастрофа, сообщает в письме в редакцию житель Самарканда Мухитдин Болиев. В результате бесконтрольного забора щебня и песка искажается ландшафт русла. Искусственное углубление ложа реки привело к тому, что стали высыхать колодцы жителей близлежащих домов. Природные ресурсы вывозятся сотнями грузовых машин. Усугубляет ситуацию и то, что на прибрежные зоны выгружают бытовой и строительный мусор. Все это чревато экологическим катаклизмом.
Вдоль реки раскинулась территория Зарафшанского национального парка. В заповедной зоне обитают уникальные животные, произрастают ценные растения. Многие представители флоры и фауны внесены в Красную книгу Узбекистана. Нарушение естественного водного баланса негативно сказывается и на экологии заповедника.
— Заповедная зона создана с целью сохранения последнего участка тугайного леса в долине реки Зарафшан и является единственной в Самаркандской области охраняемой природной территорией высокого статуса, — говорит старший научный сотрудник Зарафшанского национального парка кандидат биологических наук Наталья Мармазинская. — Ее граница проходит по центру русла реки Зарафшан. Забор песка и гравия осуществляется якобы с целью очищения русла и предотвращения селевых потоков. В течение многолетней истории Зарафшанского национального природного парка ни разу не наблюдалось катастрофическое затопление и размыв берегов потоками воды.
Наоборот, если до середины 1950-х годов прошлого столетия во время паводка река затопляла большие участки тугайного леса, то было естественно и благоприятно сказывалось на возобновлении растительности и стабильного существования экосистемы. В настоящее время из-за несанкционированных работ по забору песка и гравия нарушен гидрологический режим реки. В результате в течение многих лет не наблюдается естественное паводковое затопление тугайного леса и происходит усыхание растительности на территории национального парка, в том числе редких деревьев и кустарников, тем самым нарушается кормовая база птиц и животных. Из-за использования спецтехники русло истерзано, оно в огромных ямах. Говорить о внимании и сохранении реки абсолютно неуместно. Идет ее беспощадная коммерческая эксплуатация с целью извлечения максимальной прибыли.
— Помимо карьера, на левом берегу Зарафшана напротив национального парка работает несколько заводов по дроблению гравия, создающих неприемлемый для животных шум, — продолжила Наталья Мармазинская. — В атмосферу выбрасываются выхлопные газы грузовых автомобилей и строительных агрегатов. Последствия такого прессинга на природу губительны и могут стать необратимыми.
Администрация Зарафшанского национального парка неоднократно обращалась с письменными заявлениями в разные инстанции с требованием прекратить добычу в русле реки, однако воз и ныне там.
— В первом квартале текущего года в результате рейдов выявлено 22 факта нарушения природоохранного законодательства в районе реки Зарафшан, — говорит ведущий специалист Самаркандского областного управления по экологии и охране окружающей среды Санжар Садуллаев. — На виновных наложены штрафы в размере свыше 62 миллионов сумов. В настоящее время с привлечением спецтехники осуществляется ликвидация незаконных мусорных свалок на охраняемых прибрежных зонах Карадарьи.
Еще несколько лет назад в руслах Карадарьи и Акдарьи, являющихся рукавами реки Зарафшан, было пять-шесть карьеров по добыче щебня. Сейчас копают почти на каждом шагу. Кто-то имеет официальное разрешение, кто-то промышляет незаконно. Это дело прибыльное. Например, цена большого самосвала щебня в сезон строительных работ в частном секторе превышает один миллион сумов. В период повышенного спроса опытные «копатели» могут совершать по несколько ходок в день. Когда спрос на такой материал снижается, его цена колеблется в пределах 300—500 тысяч сумов в зависимости от дальности маршрута.
Как с использованием экскаваторов и самосвалов выбирают песок и щебень со дна реки Зарафшан, можно наблюдать на протяжении всей пролегающей вдоль водной артерии автотрассы. Почему этого не видят представители государственных органов власти и прокуратуры? И главный вопрос: почему интересы личной наживы стоят выше, чем вопросы экологической безопасности? Кто остановит процессы, убивающие хрупкую экологическую ауру древнего города?
Эта проблема остро стоит не только в Самаркандской области. В сентябре 2017 года Президент Шавкат Мирзиёев подписал постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы охраны водных объектов». Документ направлен на прекращение участившихся случаев неконтролируемой добычи песчано-гравийных материалов, осуществляемой под видом проведения работ по расчистке русел рек, озер, водохранилищ, каналов, коллекторов и других водных объектов, а также укрепление их берегов. В документе отмечается, что такая деятельность приводит к истощению поверхностных и подземных вод, заболачиванию и загрязнению водоохранных зон, разрушению их берегов, систем орошения, объектов транспортной и гидротехнической инфраструктуры, а также снижению эффективности мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
В заключение хотелось бы привести следующие сведения о реке Зарафшан. На подходе к Самарканду водная артерия разделяется на два рукава — Карадарью и Акдарью. Спустя примерно сто километров они вновь сливаются в единый поток. Таким образом в междуречье на территории Самаркандской области много веков назад сформировался остров Миенколь. Эта территория считается наиболее плодородной именно благодаря тому, что ее обрамляют две водные артерии. Природа подарила нам уникальную самобытность, которая планомерно уничтожается на глазах.
Ринат АБДУЛЬМАНОВ,
«Народное слово»
Больше новостей на нашем Telegram канале: @ns_uz
Рекомендуем
Популярное
- Сенатор принял участие в международном конгрессе «SIRCON-2025»
- Поздравление учителям и наставникам Узбекистана
- В Баку прошел II Узбекско-Азербайджанский медиафорум «Цифровая трансформация и медиа».
- Температура ощутимо понизится
- Узбекистан укрепляет авторитет в международном нотариальном сообществе
- В Ташкенте обсудили вопросы сохранения нематериального культурного наследия Центральной Азии
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment