Политика  прагматизма: в основе реформ в Новом Узбекистане реальные дела, а не слова и обещания

08:54 26 Июнь 2025 Политика
1227 0

Фото: Х. Пайдоев/"Народное слово"

Еще несколько десятилетий назад публичное слово было привилегией, заслуженной годами труда, знания и ответственности. Право говорить от лица общества получал тот, кто прошел определенный жизненный и карьерный путь, имел за плечами немалый опыт, потому в выступлениях и заявлениях не оставалось места оголтелому популизму.

Широкой аудитории тогда не был открыт мгновенный доступ к эфиру, и потому слова имели вес. В этом была определенная гарантия зрелос­ти общественного диалога и политической культуры.

Сегодня все иначе. Эпоха мгновенного высказывания сделала каждого носителем мнения. Но не каждый способен нести за него ответственность. Медиапространство наводнено обещаниями, лозунгами и громкими заявлениями, за которыми часто не стоит ни стратегии, ни результата. Мы стали свидетелями того, как даже важнейшие темы международной повестки все чаще становятся полем для спекуляции и личного пиара.

Что на этом фоне происходит в Узбекистане? Как человек, многие годы работающий в сфере журналис­тики, могу сказать с уверенностью: в нашей стране ситуация иная.

Президент Шавкат Мирзиёев ведет политику прагматизма, в основе которой — дело, а не декларации. Это тот редкий случай, когда реформы происходят без лишней шумихи, но с ощутимыми результатами.

 

Ответственность «средней державы»

Проводимая в Узбекистане масштабная экономическая трансформация приносит заметные плоды. Страна демонстрирует устойчивый рост, при этом сохраняя взвешенность решений и социальную направленность курса. За последние восемь лет валовой внутренний продукт Узбекистана удвоился, и к 2030 году поставлена масштабная, но реалистичная цель — достичь отметки в 200 миллиардов долларов.

Инвестиционный климат также говорит сам за себя. Только в 2024 году объем инвестиций в экономику страны достиг 35 миллиардов долларов, а экспорт — 27 миллиардов долларов. Причем рост не точечный, а системный: за последние пять лет Узбекистан поднялся на 48 позиций в Индексе экономической свободы, в Гарвардском индексе экономической сложности — на 28 позиций. Международное агентство S&P повысило суверенный рейтинг страны, изменив прогноз со «стабильного» на «позитивный».

За этими экономическими вы­кладками кроется отражение глубоких структурных изменений, идущих по всей стране. Параллельно с этим растет благосостояние населения, улучшается качество жизни, реализуются социальные инициативы, укрепляется инфраструктурный каркас государства. Внимание уделяется модернизации транспортной инфраструктуры как главному элементу интеграции в международную экономику и расширения связей.

В результате Узбекистан становится объектом растущего международного интереса. Интерес этот выражается как в отчетах и рейтингах, так и в повседневных проявлениях: наблюдается устойчивый рост поисковых запросов о стране и возможном путешествии в наш край со стороны пользователей из ОАЭ, Сингапура, США, Австралии и других государств, всплеск туристского интереса, внимание крупных медиаплощадок.

Авторитетное американское издание «The Diplomat» опубликовало статью индийского профессора Шанти Мариет Д’Соузы, в которой роль Узбекистана в региональной политике охарактеризована как центральная. Профессор подчеркивает: в условиях растущей нестабильности в мире именно Узбекистан предлагает стратегически выверенную модель соединения интересов стран и региона, а также транспорт­ных коридоров.

— Узбекистан как «средняя держава» стал центром притяжения, связующим звеном между Цен­тральной и Южной Азией, а также регионами Евразии, — пишет она.

Это утверждение справедливо
и глубоко. И именно Президент Шавкат Мирзиёев, по мнению международных экспертов, стал ини­циатором и проводником курса на углубление межрегиональной взаимосвязанности, превратив внешнюю политику страны в инструмент созидания и сотрудничества.

Если взглянуть на карту, становится очевидно: именно Узбекистан — географическое, политическое и демографическое ядро Центральной Азии. И за последние восемь лет под руководством Президента Шавката Мирзиёева страна взяла на себя ответственную роль — стать объединяющим фактором для всего региона.

Пожалуй, это — одна из важнейших побед узбекской дипломатии, в которой, к слову, также реализуется принцип «Больше дела, меньше слов». В момент, когда между странами Центральной Азии сохранялись нерешенные вопросы, а потенциальные конфликты казались неизбежными, Президент Узбеки­стана задал иной тон региональной интеграции.

Отказавшись от политики изоляции, он сделал ставку на добрососедство и открытость: разрешены приграничные споры, налажен диалог, регион распахнул двери для международного сообщества. Узбекистан предложил новую модель регионального взаимодействия — не через соперничество и эфемерную погоню за лидерством, а через доверие и партнерство.

Так проявилась «дипломатия дружбы», которой теперь следуют и соседи. Формат консультативных встреч глав государств Центральной Азии — прямая заслуга узбек­ской стороны. На этом фоне ведущие державы мира начали активно продвигать собственные форматы «пять плюс»: США, Россия, ЕС и страны Европы, Китай и другие.

Такое внимание подтверждает: Узбекистан превратился из наблюдателя в движущую силу регионального сближения. За эту новую роль — ответственность за стабильность в сердце континента, за сотрудничество, за общее будущее — Узбекистан заслуженно получает признание. На пространстве более 3 миллионов квадратных километров все чаще звучат слова уважения в адрес Ташкента как столицы, задающей курс для себя и соседей.

И они, и страны дальнего зарубежья давно поняли: политика Нового Узбекистана не про агрессию. Она не про стремление доминировать. Это политика прагматизма: зрелая, уравновешенная, системная. В ее корне принцип «Пусть сначала будут дела — слова придут сами». И, что особенно важно, об этих делах говорят теперь не только в Ташкенте, но и в Нью-Дели, Пекине, Вашингтоне, Москве и Брюсселе.

Главный капитал — открытость

Мы перечислили лишь столицы пяти стран, однако в июне в непоколебимом доверии к Узбекистану призналась уже половина земного шара — около ста государств — именно столько было представлено на четвертом Ташкентском международном инвестиционном форуме. Причем доверие это выражено не в декларациях, а в действиях — в желании инвестировать, сотрудничать, быть частью происходящих у нас перемен.

О масштабах такого сотрудничества свидетельствует прошедший с успехом в столице Узбекистана инвестфорум. На него прибыли тысячи участников, в их числе главы государств и правительств, министры, руководители крупнейших международных финансовых организаций и корпораций. Подобный интерес к Узбекистану не был бы возможен без доверия, а доверие — без результатов.

В содержательном, взвешенном и стратегически выверенном вы­ступлении Президента Узбекистана на форуме были не только обозначены ключевые параметры развития страны. Глава государства вписал Узбекистан в глобальный контекст: с пониманием и тонким анализом текущих геополитических процессов, с призывом к открытому международному диалогу, с конкретными предложениями, как инвесторам действовать в условиях нестабильности и глобального дефицита ресурсов.

На фоне снижения темпов мирового ВВП, ужесточения конфликтов и ухудшения глобального инвестиционного климата Узбекистан предлагает редкий и ценный ресурс — стабильность, предсказуемость, развитие. Именно он делает страну привлекательной для капитала, технологий и людей, желающих развиваться в безопасной и динамичной среде.

Мы порой не до конца осознаем, насколько успешно продвигается трансформация. Еще несколько лет назад Узбекистан воспринимался как периферийное государство, едва заметное на карте международных инвестиций. Ситуация кардинально изменилась. Так, на
1 июня в Узбекистане зарегистрировано 16 405 предприятий с участием иностранного капитала, что на 14,3 процента больше, чем год назад. По итогам 2024-го республика стала лидером по притоку прямых иностранных инвестиций в Цен­тральной Азии с показателем 2,8 миллиарда долларов. При этом мы не увеличили территорию, не открыли новых месторождений — изменилась сама страна. Ключ к ее новой модели — открытость, провозглашенная и реализуемая на практике Президентом Шавкатом Мирзиёевым.

История ясно показывает, насколько важна открытость как условие экономического прорыва. Когда Китай в конце 1970-х — начале 1980-х годов переживал болезненные последствия «большого скачка» и «культурной революции», Дэн Сяопин предложил курс реформ, отказавшись от догматизма ради результата. Его фраза «Неважно, черная кошка или белая, главное, чтобы ловила мышей» стала символом прагматизма, и в короткие сроки Китай начал стремительно расти.

Этот опыт понятен и нам. Президент Шавкат Мирзиёев, столкнувшись с унаследованной системой чрезмерного государственного контроля, пошел по пути либерализации, открыв валютный рынок, снизив налоговую нагрузку, запустив процесс приватизации. При этом реформы были поэтапными, взвешенными, адаптированными к национальным условиям.

Узбекистан открыл двери миру: упростил визовый режим, создал благоприятные условия для международного бизнеса, стимулировал туризм, модернизировал законы, усилил защиту инвесторов. Но при этом, что важно, сохранил контроль над стратегическими секторами, обеспечив устойчивость и суверенность экономической политики.

Президент Узбекистана исходит из принципа, что инвестиции — это не только деньги, но и знания, технологии, новые компетенции. Посредством иностранных вложений преодолевается путь к интеграции в глобальные производственные цепочки, к развитию человеческого капитала, укреплению взаимосвязей между странами. Они в свою очередь помогают достичь главных целей политики Нового Узбекистана — благополучия человека, реализации его потенциала.

Таким образом, форум в Ташкенте стал не только демонстрацией привлекательности Узбекистана, но и платформой для новых международных инициатив. Президент представил концепцию «Новый Узбекистан — страна больших возможностей для инвестиций», а также предложил продвижение формулы «Единого инвестиционного и торгового пространства Центральной Азии».

Перечисленные шаги имеют как экономическое, так и политическое измерение, ведь они закладывают основу для новой архитектуры региона, показывая, что Узбекистан полностью включен в процесс формирования центра устойчивого развития на Евразийском пространстве. Мир услышал этот призыв и поддержал.

— Узбекистан играет ключевую роль в развитии регионального сотрудничества, укрепляя экономическую интеграцию и взаимосвязи, что делает страну все более привлекательной для трансграничных проектов, которые крайне важны для устойчивого роста, — отметила президент Европейского банка реконструкции и развития Одиль Рено-Бассо.

— Я слушал политиков всю свою жизнь и знаю, что далеко не всем им можно верить. Но ваши политики сейчас говорят правильные вещи. И, насколько мне известно, делают правильные шаги. Узбеки­стан — страна с богатой историей. И если нынешний курс сохранится, успех обязательно повторится. У вас есть для этого все необходимое: трудолюбивые люди, стратегически важное географическое положение, природные ресурсы, — сказал международный инвестор, председатель компании «Beeland Interests, Inc.» Джим Роджерс.

Участники форума в Ташкенте были едины во мнении: инвестиционная привлекательность Узбеки­стана продолжит расти. Они подтвердили свои прогнозы финансово, подписав с узбекской стороной соглашения более чем на 30 миллиардов долларов. За этим числом стоит нечто большее — подтверждение доверия, выраженного в кон­кретных решениях и капитале, свидетельство того, что политика прагматизма, проводимая Президентом Узбекистана, оказалась не просто своевременной — она стала стратегически верной, особенно в условиях, когда все больше стран оказываются втянутыми в турбулентные процессы.

Путь спокойной силы

В разговорах о международной политике и глобальных тенденциях мы зачастую упускаем важную истину: устойчивый рост страны невозможен без внутреннего обновления, которое не всегда выражается только в экономических показателях или дипломатических инициативах — подлинный прогресс проявляется в комплексном развитии.

Новый Узбекистан у многих на виду. О стране все чаще пишут, к нам часто приезжают, чтобы стать свидетелями множества изменений в политике, экономике, международных отношениях. Но, как показывает практика, истинное доверие международного сообщества формируется не только на переговорах, но и в смежных сферах, включая научную и гуманитарную. Ведь уровень развития государства зачастую определяется тем, как оно проявляет себя на других, «мягких» треках — от креативных индустрий до спорта. И здесь Узбекистан громко заявил о себе.

Недавнее событие на футбольной арене вызвало бурю эмоций, обсуждение в международных СМИ и, главное, волну гордости внутри страны. Национальная сборная Узбекистана впервые в истории вы­шла в финальную часть чемпионата мира по футболу — 2026. Именно узбекским спортсменам удалось завоевать право стать первыми из Центральной Азии, кто сыграет на мундиале.

Для многих миллионов болельщиков момент стал долгожданным. На протяжении десятилетий сборная Узбекистана участвовала в отборочных турнирах, и каждый раз чего-то не хватало.

Победы неслучайны. Им предшествует прочный фундамент. И он был заложен не год и не два назад: футбол в стране развивался поступательно, с государственной поддержкой и долгосрочным планированием. Стратегические решения Президента, касающиеся инфраструктуры, развития академий, создания условий для молодых талантов, сыграли решающую роль.

В 2024 году спортивная хроника страны стала заполняться яркими заголовками. Сначала молодежная сборная до 23 лет впервые в истории Узбекистана выступила на Олимпийских играх. Весной нынешнего года футболисты до 17 лет завоевали Кубок Азии и получили путевку на чемпионат мира. И вот — триумф национальной сборной, который стал логическим завершением этой череды достижений.

Об успехе узбекских спортсменов заговорили в мире. Поздравления пришли не только от официальных лиц и спортивных аналитиков, но и от функционеров международного футбола. Глава Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) Джанни Инфантино направил на имя Шавката Мирзиёева письмо, в котором отметил, что Узбекистан впервые в своей истории квалифицировался на чемпионат мира по футболу, став одной из первых азиатских команд, получивших путевку на мундиаль-2026.

— Это выдающееся достижение стало возможным благодаря совместным усилиям и непоколебимой решимости всех, кто был причастен к этому успеху, — подчеркнул он.

Издание «The Times of Central Asia» написало, что 34-летняя страна впервые вышла в финальную часть чемпионата мира, и путь к этому достижению был непрост. В публикации также приводится цитата из поздравления Президента Узбекистана, назвавшего выход сборной на мундиаль блестящим результатом, который золотыми буквами будет вписан в летопись нашего национального спорта, многолетней мечтой миллионов болельщиков и всего узбекского народа.

— Узбекистан, впервые вышедший на мировую футбольную арену, находится в центре внимания международного сообщества, и за игрой этой команды интересно будет наблюдать, — отметили немецкие спортивные обозреватели.

Успехи страны на футбольном поле стали важной наглядной частью общей картины. Ведь спорт, как и государственное управление, международные отношения, требует стратегического мышления, выносливости и способности мыслить на годы вперед. Победа в футболе не случайность, а результат мудрой политики, в котором важна каждая сфера жизни общества.

Если страна добивается успехов на мировой арене, значит, здесь смогли создать условия, где талант, труд и стремление к победе получили поддержку и развитие. И вы­бранный курс — верный, разумный и долгосрочный.

В условиях, когда мир все чаще балансирует на грани противостоя­ний, мы выбрали путь спокойной силы и разумного прагматизма. Потому что там, где все стремятся говорить громко, побеждает тот, кто умеет действовать тихо, но уверенно. В Узбекистане царит мир, здесь слова лидера подкрепляются реальными действиями. Это и есть политика прагматизма, признаваемая и приносящая результаты.

 

Уткир РАХМАТ.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.