Бахтиёр Сайфуллаев: важно уберечь от бракоделов уникальные объекты наследия
Фото: feruz_rustamov
Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением охраны объектов материального культурного наследия» станет препятствием разрушению памятников старины, являющихся достоянием народа. О его значимости рассказал председатель Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам молодежи, культуры и спорта Бахтиёр Сайфуллаев.
— В республике под государственную охрану взято 8 210 объектов материального культурного наследия, из них 4 788 объектов археологии, 2 265 — архитектуры, 625 — произведений монументального искусства, 530 — достопримечательности. В новом Узбекистане поставлена цель превратить туризм в один из драйверов экономики. Для этого у нас есть огромные неиспользуемые возможности, природные условия, исторические и культурные памятники. С этой точки зрения историческое наследие расценивается как бесценное духовное богатство народа Узбекистана.
Усиление охраны объектов материального культурного наследия для передачи будущим поколениям и предотвращения их порчи — один из актуальных вопросов. Закон разработан в целях обеспечения выполнения задач, «дорожной карты» по охране объектов материального культурного наследия, развитию деятельности музеев и цифровизации сферы в 2021—2022 годах, утвержденной постановлением главы государства от 19 июня 2021-го.
— В чем принципиальное отличие новой редакции?
— Документ разработан Генеральной прокуратурой. В ходе его подготовки проведен глубокий анализ имеющихся в отрасли проблем и недостатков. Основное внимание уделялось повышению ответственности. Она усилена за порчу или повреждение объектов материального культурного наследия. Деяния, представляющие собой причинение ущерба таким объектам в особо крупном размере, переведены в категорию тяжких преступлений. Также на органы прокуратуры возложено проведение предварительного расследования преступлений, связанных с уничтожением, повреждением объектов материального культурного наследия. Кроме того, установлена ответственность за неисполнение в установленные сроки обязательных указаний и представлений Агентства культурного наследия при Министерстве туризма и культурного наследия.
Так, согласно анализу, из 486 предписаний и рекомендаций, внесенных агентством и его территориальными управлениями в 2017—2021 годах по устранению нарушений, не выполнено 179. За их неисполнение к административной ответственности привлечены всего 12 человек, а к дисциплинарной — двое.
Можно сказать, что нормы, заложенные в законе, стали необходимой своевременной мерой.
— Какие факты вандализма встречаются чаще всего?
— За последние три года в ходе изучений, проведенных комитетом в Бухарской, Кашкадарьинской областях и столице, выявлены случаи причинения материального ущерба объектам культурного наследия в особо крупном размере. К сожалению, исчезли некоторые археологические объекты, находившиеся под охраной государства.
Недавно на видеоселекторном совещании, проведенном под руководством Президента, было отмечено, что за 30 лет ущерб, нанесенный объектам культурного наследия, превысил четыре триллиона сумов.
Так, в защитной зоне, в которой располагается археологический объект «Кулоктепа» в Юнусабадском районе столицы, был выделен участок 0,06 гектара для строительства чайханы. В результате нанесен ущерб интересам государства в размере 6,5 миллиарда сумов.
Два гектара от территории археологического памятника «Култепа» в Паркентском районе Ташкентской области отдали предпринимателю, занявшемуся изготовлением кирпичей. Интересам государства нанесен ущерб в размере 1 триллиона 587,6 миллиарда сумов.
Часть объекта археологического наследия «Вардонзе ёдгорлиги» в Шафирканском районе Бухарской области передана фермерскому хозяйству в качестве пастбища. В итоге нанесен ущерб на 26,7 миллиарда сумов.
При изучении реставрации исторического комплекса «Ситораи Мохи-Хосса» Самарканда обнаружено, что вследствие непрофессиональной работы уничтожены элементы художественного дизайна, узоры, мозаика. Как посчитали экономисты, бракоделы «наваяли» погрешностей на 28 миллиардов сумов.
По официальным данным, представленным Генеральной прокуратурой, в 2017—2021 годах возбуждено 14 уголовных дел, по пяти из них следствие продолжается. Статистика свидетельствует о том, что для выявления и предупреждения разрушительных правонарушений требуются специальные знания и опыт, а также современный подход, следственные процессы должны проводиться квалифицированным органом.
— Будут ли достаточны принятые меры, чтобы остановить посягательства на наши бесценные сокровища истории?
— Законом внесены изменения и дополнения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административной ответственности. В частности, статья 132 Уголовного кодекса предусматривает штраф или ограничение свободы на срок от трех до пяти лет либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет. Если эти действия совершены повторно или опасным рецидивистом с причинением значительного ущерба или группой лиц по предварительному сговору, предусматривается лишение свободы на срок от 5 до 15 лет.
Также Кодексом об административной ответственности установлена ответственность (штраф) за неисполнение предписаний Агент¬ства культурного наследия при Министерстве туризма и культурного наследия Республики Узбекистан и его территориальных управлений.
Думаю, что эти нормы будут способствовать повышению ответственности граждан, особенно должностных лиц.
— Как оцениваете качество реставрационных работ?
— В ряде случаев природоохранные работы, проводимые на объектах культурного наследия за счет средств Государственного бюджета, осуществляются заказчиками, подрядчиками, проектировщиками, экспертными организациями с нарушением требований реставрации и тем самым наносят огромный ущерб их историко-художественной ценности. Генеральной прокуратурой на основании проектно-сметной документации были изучены ремонтно-восстановительные работы, проведенные за последние три года на 320 объектах материального культурного наследия. В ходе них выявлены многочисленные нарушения законодательства. Прежде всего работы ведутся без разрешения научно-экспертного совета Агентства культурного наследия.
В последние годы участились случаи использования при реставрации или ремонте объектов культурного наследия труда наемных работников, которые мало что понимают в подобной деятельности. Реставрация должна выполняться квалифицированными специалистами. Без определенных знаний легко уничтожить ценность национального наследия.
Принятие закона играет важную роль в защите объектов материального культурного наследия, как и территорий, включенных в Список всемирного наследия, сохранении их уникальности и передаче будущим поколениям.
Беседовала
Эвелина СИНОТОВА,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- В творческом расцвете
- О дополнительных мерах по дальнейшему развитию государственного языка
- Обновлен рейтинг ФИФА
- Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на встрече с активом и ветеранами профессиональных союзов Узбекистана
- Дональд Трамп отменил встречу с Владимиром Путиным в Будапеште
- Фантасмагория красок с самаркандским колоритом
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment