В пользу граждан, в интересах государства

Фото: Законодательная палата
Состоялось очередное пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Вначале были подведены итоги основных событий минувшей недели. Среди них ряд совещаний, проведенных под председательством Президента и посвященных перспективам развития сфер и отраслей. В ходе презентации о мерах по противодействию и предотвращению бытовой коррупции, состоявшейся 29 июля, поставлены актуальные задачи, направленные на выявление причин возникновения коррупционных факторов и усиление механизмов их устранения.
Отмечено, что для активизации участия депутатского корпуса в данной работе принято постановление Кенгаша Законодательной палаты и утвержден план мероприятий.
Еще одно важное событие минувшей недели — видеоселекторное совещание под председательством Президента, состоявшееся 30 июля. Оно было посвящено вопросам увеличения экспорта плодоовощной и продовольственной продукции. Наряду с достижениями указаны недостатки. Обозначены дополнительные резервы и возможности для экспорта в разрезе регионов. В успешном решении поставленных главой государства задач особая ответственность лежит на парламенте.
Рассмотрены вопросы регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности пищевой продукции, прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи за счет государства, а также правовые основы градостроительной реновации и совершенствование системы социальной защиты детей.
Стандарты пищевой безопасности
На заседании подробно рассмотрен проект закона «О безопасности пищевой продукции». Документом определены основные направления и принципы государственной политики в этой сфере, закреплены полномочия государственных органов. Порядок разработки и применения санитарных мер, правил и норм приводится в соответствие с международными стандартами.
Указаны общие требования к производству, упаковке, фасовке и маркировке пищевой продукции, обеспечению их прослеживаемости, хранению, транспортировке и реализации, права и обязанности субъектов, осуществляющих деятельность в сфере. Наряду с созданием широких возможностей для операторов продовольственного бизнеса определяются их обязанности и ответственность.
На основе требований Всемирной торговой организации и опыта развитых стран внедряется открытый и прозрачный электронный реестр, который позволит осуществлять полный контроль всех процессов, связанных с оборотом пищевой продукции.
Законопроект был рассмотрен на предыдущем пленарном заседании нижней палаты парламента, по определенным нормам депутаты высказали замечания. Ответственный комитет проанализировал предложения, на их основе усовершенствованы положения проекта. По мнению депутатов, вопрос в статье 18 относится не к предмету данного документа, а к Закону
«О рекламе». Учитывая, что предлагаемая норма полностью охвачена соответствующим постановлением Кабинета Министров, она подлежит исключению из проекта.
После продолжительного обсуждения законопроект принят в третьем чтении и направлен в Сенат.
Вплоть до Конституционного суда
Депутаты во втором чтении постатейно рассмотрели законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование системы оказания юридической помощи малообеспеченным лицам за счет государства.
Законом «Об оказании юридической помощи за счет государства» определяются категории лиц, имеющих на нее право. Однако действующими нормативными актами не урегулировано предоставление малообеспеченным гражданам юридических услуг за счет государства при обращении в Конституционный суд.
Проектом расширяется категория лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Определено, что они могут получить ее при обращении в Конституционный суд по вопросам соответствия Конституции примененного в отношении них закона. При подготовке проекта ко второму чтению были учтены мнения депутатов, внесены редакционные правки.
Проект закона принят депутатами.
Трактуется в пользу правообладателя
Концептуально в первом чтении рассмотрен проект закона «О градостроительной реновации».
Мероприятия, направленные на архитектурное, социальное, экономическое и экологическое благоустройство территорий, реконструкцию ветхих, непригодных для проживания и эксплуатации зданий и сооружений, повышение их комфортности и энергоэффективности, относятся к градостроительной реновации.
Законопроектом определяются ее основы и цели, обязательные условия и порядок реализации.
Отмечено, что для удовлетворения спроса на жилье в 2024 году возведено 100 тысяч жилых домов. Однако требуются дополнительные земельные ресурсы. Согласно законопроекту, реновация будет основана на принципе добровольности, принуждение к участию в ней недопустимо. Предусматривается обязательное заключение нотариально заверенного соглашения с правообладателями до начала реализации проекта градостроительной реновации. Для инициирования проекта необходимо провести общее собрание правообладателей недвижимости и получить нотариально заверенное письменное согласие не менее четырех пятых из них.
Законопроектом определено, что при осуществлении градостроительной реновации никто не может быть лишен жилья без решения суда и в порядке, противоречащем законодательству. Гарантируется неприкосновенность частной собственности и ее защита государством, создание всех необходимых условий для сохранности частной собственности, недопустимость нарушений прав собственников государственными органами, их должностными лицами и служащими.
В рамках градостроительной реновации все противоречия и неясности, возникающие во взаимоотношениях правообладателя с государственными органами по осуществлению права частной собственности и права землевладельца на землю, трактуются в пользу правообладателя.
Документом предусматривается система справедливой компенсации собственникам жилых и нежилых помещений. Компенсация подразумевает передачу права собственности на строящиеся жилые и нежилые объекты на территории, где осуществляется градостроительная реновация, на жилые и нежилые объекты из другой местности, а также возмещение рыночной стоимости помещений в денежной или иной форме, предусмотренной соглашением.
При передаче в качестве возмещения жилого или нежилого объекта предусматривается, что предоставляемая площадь должна быть не меньше площади реконструируемого объекта. Она сдается в готовом для проживания состоянии, в первую очередь предлагаются нижние этажи.
Определяется необходимость проведения общественного обсуждения проекта реновации с использованием электронной платформы «Градостроительная реновация», официальных веб-сайтов СМИ и других средств. Проект реновации будет вноситься в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента.
Ход строительства и реконструкции объектов, включенных в программу реновации города, должен отслеживаться правообладателями и иными субъектами общественного контроля в режиме онлайн в удобных форматах на электронной платформе «Градостроительная реновация».
Усилен принцип недопущения ущерба экологии и природе, не менее четверти площади проекта должны составлять зеленые зоны с ценными сортами деревьев и кустарников. Обеспечивается охрана памятников культуры.
На заседании законопроект вызвал дискуссии. В частности, член фракции УзЛиДеП Умид Якубходжаев отметил, что любой разрабатываемый закон о реновации должен давать абсолютную гарантию имущественных прав и законных интересов собственников жилья и предпринимателей, составляющих электорат партии. Он предложил определить в проекте закона положение, согласно которому компенсация в размере оценочной стоимости будет включена в программу реновации путем обратного выкупа по соглашению, а не путем оплаты.
Дилбархон Мамаджанова, член фракции НДПУ, заявила, что законопроект напрямую затрагивает малоимущих, интересы которых выражает партия. Она поставила вопрос о том, обеспечивают ли нормы, положения и гарантии, предусмотренные в законопроекте, адекватную защиту прав этой категории населения.
Член фракции Экологической партии Узбекистана Ноиба Иноятова задала уточняющий вопрос по законопроекту, касающийся создания зеленых зон и недопустимости вырубки деревьев.
Член фракции СДП «Адолат» Шухрат Якубов внес предложение по отдельным статьям законопроекта, касающимся предварительного согласия правообладателей имущества, попадающего под реновацию.
Инициаторы закона дали подробные ответы на вопросы депутатов, полученные предложения будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Законопроект принят депутатами.
Никто не останется без внимания
Депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона, направленный на дальнейшее совершенствование системы социальной защиты детей.
В нем определяются полномочия Национального агентства социальной защиты и его территориальных подразделений по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведению их учета и предоставлению альтернативных форм размещения.
За неисполнение своих обязанностей лица, ответственные за воспитание, образование и охрану здоровья детей, привлекаются к административной ответственности. Предлагается передать директору центра социальных услуг «Инсон» полномочия хокимов по назначению опекуна или попечителя.
На нотариусов возлагается обязанность предоставлять в центры социальных услуг «Инсон» сведения о поданных заявлениях на усыновление (удочерение) ребенка, передачу ребенка под опеку или попечительство, удостоверять подлинность подписи в этих заявлениях.
При выявлении органами внутренних дел, судами, органами записи актов гражданского состояния, другими организациями и гражданами фактов лишения детей родительской опеки предписано в течение 24 часов сообщить об этом в центры социальных услуг «Инсон».
Лица, отстраненные от опекунства, попечительства или приемного родительства за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, не смогут усыновлять детей, назначаться их опекунами или попечителями.
Опекуны вправе отказаться от получения наследства и подарков от имени подопечного с разрешения органа опеки и попечительства. Также устанавливается обязательное участие представителя центра социальных услуг «Инсон» в делах о снижении размера алиментов, взыскиваемых в пользу ребенка.
Предлагается освободить от уплаты государственной пошлины в случае иска Национального агентства социальной защиты и его территориальных подразделений о взыскании дополнительных расходов на лечение и реабилитацию ребенка с родителей или лиц, лишенных родительских прав, а также регистрации ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, по месту жительства опекуна (попечителя), приемных родителей.
На заседании поднят ряд уточняющих вопросов по отдельным нормам законопроекта. Член фракции СДП «Адолат» Зухриддин Мавлонов попросил разъяснить норму проекта, регламентирующую категорию лиц, которые могут быть усыновителями. Член фракции УзЛиДеП Туйчи Ёкубов коснулся внесения законопроектом изменений в Закон «О государственной гражданской службе».
Законопроект принят депутатами в первом чтении.
Рекомендуем
Популярное
- АЭС в Узбекистане стала одной из важных тем, обсуждаемых на международном форуме «World Atomic Week»
- В Самарканде откроется филиал Университета Тушиа Италии
- В Ташкентском университете информационных технологий открылся Центр русского языка
- Новые форматы сотрудничества
- Новые подходы к деятельности ООН: позиция Узбекистана
- Визит Президента Узбекистана в США завершился
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment