В нашей Конституции идеи «Новый Узбекистан — народолюбивое и гуманное государство» является требованием времени

13:42 15 Июнь 2022 Общество
625 0

Фото: anhor.uz

На современном этапе развития Узбекистана эффективность реформ и процесс всестороннего обновления во многом связаны с укреплением и модернизацией конституционных основ, коренным совершенствованием государственного управления. 

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отмечает, что в правовом государстве не должно быть разрыва между Конституцией и общественным развитием. Это — общепризнанное правило. Практика развития мировых держав показывает также,  что,  безусловно, конституционное законодательство необходимо непрерывно и последовательно совершенствовать.

В этой связи отражение в нашей Конституции идеи «Новый Узбекистан — народолюбивое и гуманное государство» является требованием времени.

В понятие «народолюбивое и гуманное государство» заложено глубокое содержание. Оно охватывает всемерную реализацию человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов человека, устанавливает приоритет социальной справедливости в законодательстве, деятельности должностных лиц и государственных органов. В нем приоритет Конституции и верховенство закона неразрывно объединены с содержанием и сущностью высших целей и интересов народа, отражающих его волю и духовные ценности. В него вкладывается беззаветное служение народу со стороны государственных служащих всех рангов и  звеньев.

За прошедшее время мы стали свидетелями полноценного подтверждения верности решения о создании народных приемных — абсолютно новой демократичной системы, основанной на непосредственном открытом диалоге с народом для положительного решения его проблем и забот.

В рамках новой системы за последние пять лет в Виртуальную приемную Президента и народные приемные поступило более 5,7 миллиона обращений, из которых положительно решено около 3,3 миллиона. На основе глубокого анализа и обобщения всех поступивших обращений были вскрыты долго ждавшие своего решения проблемы и вопросы в сфере жилья, занятости, социальной защиты, образования, медицины, банковского дела, финансов и кредитов, коммунального хозяйства. Одним словом, всех сфер общественной жизни, в которых впоследствии были осуществлены системные, полномасштабные реформы, достигнуты конкретные результаты, произошли реальные изменения. 

Именно поэтому поступающие от широкой общественности многочисленные предложения о придании конституционного статуса народным приемным находят широкую поддержку у граждан.

Наиболее целесообразным представляется включение конституционной нормы, определяющей полномочия и обязанности народных приемных, отдельной статьей, что послужит созданию совершенно нового механизма конституционной взаимосвязи в системе «человек — общество — государство».

Следующий момент. Особое место в формировании основ сильного гражданского общества, установлении подлинно народной власти, укреплении надежной защиты интересов граждан занимают местные представительные органы государственной власти.

В настоящее время местными представительными органами власти в нашей стране являются областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, возглавляемые хокимами.

За последние пять лет значительно усовершенствовались законодательные основы местных органов государственной власти. В частности, анализ показывает, что в Закон от 2 сентября 1993 года «О государственной власти на местах» изменения вносились 15 раз. Причем за почти тридцать лет с момента принятия закона и до 2017 года в него было внесено 11 изменений. 

В Закон «О статусе депутата областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов», принятый 2 декабря 2004 года, только за период с 2017 по 2022 год изменения и дополнения вносились всего лишь шесть раз.
Таким образом, были расширены законные полномочия местных Кенгашей и хокимов, усилены механизмы депутатского контроля, увеличен объем работы депутатов с избирателями и политическими партиями, выдвинувшими их в депутаты.

В частности, принят ряд практических мер по усилению роли местных органов государственной власти в решении проблем населения, повышению инициативности их руководителей в социально-экономическом развитии соответствующей административно-территориальной единицы. Осуществлено дальнейшее расширение полномочий органов государственной власти на местах в сфере реформирования бюджетной системы.

Как отмечено выше, за последние пять лет приоритетное внимание уделялось институциональному, организационному и системному развитию местных органов государственной власти, постоянному совершенствованию деятельности народных избранников. В результате значительно повысились роль и влияние представительных органов в системе организации государственного управления, основанной на принципах народовластия. Повысилась эффективность деятельности местных Кенгашей народных депутатов, на качественно новый уровень вышло обеспечение законности принимаемых ими решений, усилились роль и значение постоянных комиссий в работе Кенгашей.

Стратегия развития нового Узбекистана требует адаптации институциональной базы органов государственной власти на местах к современным условиям. В частности, формирование местных исполнительных органов власти на основе демократических принципов, в том числе формирование правовых основ для внедрения системы выборности хокимов.

В связи с этим целесообразно внедрить практику выдвижения кандидата на должность городского и районного хокима со стороны партийной группы, занимающей большинство мест в соответствующем Кенгаше народных депутатов, ввести порядок защиты кандидатом в хокимы своей программы по развитию региона в местном Кенгаше, установить порядок утверждения хокима в должности.

Для реализации этих задач необходимо внести соответствующие изменения в статью 102 Конституции.
Президент Шавкат Мирзиёев, говоря о планах по уточнению полномочий Кенгашей народных депутатов и хокимов, отметил: «Думаю, настало время приступить к решению еще одного важного вопроса, стоящего перед нами, а именно — законодательно определить кон¬кретные полномочия местных Кенгашей народных депутатов и хокимов». 

Это требует принятия новой редакции статьи 100 Конституции, в которой должны быть четко разделены полномочия местных представительных органов власти и хокимов. Кроме того, необходимо исключить полномочия, которые на практике не относятся к компетенции местных органов власти, в частности, обеспечение регистрации актов гражданского состояния.

Далее, статьей 11 Конституции установлено, что система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, то есть они обладают равным конституционным статусом.

Однако на практике законы, определяющие правовой статус органов государственной власти, не обладают равным правовым статусом. В частности, правовой статус палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан регламентирован на уровне конституционного закона, тогда как правовой статус Кабинете Министров и судов — на уровне обычных законов.

Деятельность прокуратуры, считающейся конституционным органом, Высшего судейского совета и других органов также регулируется законами.

Статьей 127 Конституции определено, что изменения в нее вносятся законом или референдумом Республики Узбекистан.

Исходя из вышеизложенного в целях устранения несоответствий в Конституции Республики Узбекистан необходимо внести соответствующие изменения в статьи 98, 99, 100, 102, 109, 110, 111, 120, 127, согласно которым внесение изменений и дополнений в Конституцию, а также определение правового статуса конституционных органов должны приниматься в форме конституционных законов.

Фозилжон ОТАХОНОВ,
директор Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.