Условные границы «открытого неба»

17:16 22 Август 2019 Общество
1110 0

С 1 октября 2019 года в международных аэропортах «Карши», «Нукус» и «Термез» вводится режим «открытое небо» с применением «пятой свободы воздуха», а также воздушной гавани «Бухара» с такой же беспрепятственностью для перевозки иностранных граждан. 

Режим «открытое небо» внед¬ряется в соответствии с Указом главы государства Шавката Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию сферы туризма в Республике Узбекистан» от 13 августа 2019 года. Он представляет собой систему мер, в результате которых увеличится туристский поток и национальная система авиаперевозок получит статус регионального авиационного хаба. Будет открыт рынок к аэропортам и их наземным службам страны для международных авиакомпаний. 

Как показывает мировая практика, применение политики «открытого неба» позволило увеличить пассажирооборот в среднем до 35 процентов, при ее отсутствии этот показатель составил бы восемь процентов. Ко всему цены на авиабилеты снизились от 20 до 40 процентов. Режим «открытое небо» поможет в создании десятков тысяч рабочих мест. К примеру, соглашение между Австралией и Новой Зеландией о его применении обеспечило работой 40 тысяч человек, аналогичный либеральный воздушный режим в Сингапуре способствовал созданию 163 тысяч прямых рабочих мест. В настоящее время гражданская авиация в мире обеспечивает работой 63 миллиона человек и ее вклад составляет 3,5 процента мирового ВВП.

Свободы воздушного пространства — это набор правил гражданской авиации, дающих право авиакомпаниям одной страны входить в воздушное пространство другого государства и приземляться на его территории. Данные правила были сформулированы в результате разногласий по поводу степени либерализации авиации, заложенной в Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года.

Что же такое «пятая свобода»? «Пятая свобода воздуха» предоставляет авиакомпаниям право перевозить за плату пассажиров и грузы из одного иностранного государства в другое при полете в свою страну. То есть «пятая свобода» нужна авиакомпании, чтобы перевозить пассажиров не только из точки A в точки B и C, но и из точки B в точку C и обратно. В этом варианте пассажиров привлекают прежде всего недорогие авиабилеты из точки В в точку С и обратно. А так как часть пассажиров нередко летит лишь до точки В, то у авиакомпании всегда остаются свободные места, которые она старается максимально загрузить, применяя специальные цены. В данном случае пассажир сможет совершить авиаперелет на дальнемагистральном самолете на небольшие расстояния.

К «открытому небу», как правило, присоединяются страны, у которых собственные авиакомпании не в состоянии полностью удовлетворить существующий или потенциальный спрос среди населения и иностранных туристов. Так, например, Россия проводит политику «открытого неба» для аэропортов в Сочи, Калининграде и Владивостоке.  Израиль довольно успешно применяет ее по отношению к своему главному аэропорту имени Бен Гуриона в Тель-Авиве. Страны же Евросоюза используют режим «открытого неба» для того, чтобы предоставить равные возможности авиакомпаниям стран ЕС внутри общего авиационного рынка. 

Если изучать более детально опыт этих стран, становится очевидным следующее. В Израиле, к примеру, от этой политики выигрывают в конечном счете как местные авиакомпании, так и вся страна в целом. Так, за период с 2013 по 2017 годы в результате инициирования политики «открытого неба» пассажиропоток в аэропорту Бен Гуриона увеличился с 13 до 20 миллионов человек, а воздушная гавань вошла в список ведущих аэропортов мира. Другим успешным примером является Армения, которая за последние два года смогла открыть 12 новых международных маршрутов с привлечением 12 авиакомпаний. 

Максимум воздушного пространства

Важно подчеркнуть, что если страна проводит политику «открытого неба», то ей следует максимально упростить правила использования своего воздушного пространства и аэропортов. Необходимо также минимизировать расходы, связанные с предоставлением услуг пользования своим воздушным пространством, особенно предоставлять авиакеросин по конкурентным ценам. Важно понимать, что при принятии решения авиакомпаниями летать или нет в определенную страну имеют значение два ключевых фактора: стоимость авиатоплива и стоимость обслуживания в аэропортах. 

Существующие в Узбекистане размеры ставок как на авиатопливо, так и аэропортовые сборы, скажем прямо, неконкурентоспособны. Есть оценочные данные, что текущие размеры сборов за аэронавигационное обслуживание для иностранных авиакомпаний на территории страны превышают размеры, установленные в странах, сопоставимых с Узбекистаном в регионе. 
Указом Президента данная проблема практически решена. Вопрос лишь времени, остается только исполнить поручение своевременно и качественно. 

АО «Uzbekistan Airports» предоставлено право самостоятельно определять и устанавливать ставки и сборы за услуги, оказываемые аэропортами для авиакомпаний-нерезидентов, расширять и модернизировать инфраструктуру, необходимую для хранения авиационного топлива и горюче-смазочных материалов аэропорта. Согласно документу, международные аэропорты Узбекистана смогут теперь самостоятельно заключать прямые договоры с местными или иностранными поставщиками авиатоплива и горюче-смазочных материалов. Они вправе реализовывать данную продукцию местным и иностранным авиакомпаниям, осуществляющим рейсы в международные аэропорты страны, в том числе транзитные.

Авиалайнерам легкой посадки

И главное заключается в том, что теперь иностранные авиакомпании, заинтересованные в налаживании рейсов с городами, где действует режим «открытого неба», обращаются в Минтранс для получения разрешения на выполнение полетов и в АО «Uzbekistan Airports» для получения слота. 

Вместе с тем указом обозначены необходимые меры для успешной реализации режима «открытого неба». В частности, до конца текущего года проводится инвентаризация и пересмотр межправительственных соглашений Узбекистана о воздушном сообщении в целях расширения сотрудничества и увеличения географии полетов. 

Внедрением режима «открытого неба» ожидается существенное увеличение количества иностранных туристов и соответственно возникает необходимость налаживания внутренних транспортных перевозок. Для решения данного вопроса Министерству транспорта совместно с АО «Узбекистон темир йуллари» возложена задача разработать план по обеспечению транспортных связок — автобусного и железнодорожного сообщения между городами страны и сопредельных государств. Это крайне важно для создания удобной логистики в международных аэропортах. С введением режима «открытого неба» в аэропортах «Карши», «Нукус» «Термез» и «Бухара» планируется реконструировать взлетно-посадочные полосы. Будут также обновлены рулежные дорожки, командно-диспетчерские пункты, аэронавигационное оборудование и стационарные наземные узлы связи. 

В целом «открытое небо» позволит укрепить гражданскую авиацию страны, удовлетворить растущую потребность населения в диверсифицированных и доступных авиабилетах и грузоперевозках, а также обеспечить высокий уровень безопасности полетов за счет омоложения авиапарка. 

Нововведение поможет в расширении географии полетов за счет транзита между Азией, Европой и Ближнем Востоком, в существенном снижении цен на авиабилеты, развитии отечественных малобюджетных авиакомпаний на рынке авиаперевозок. 

Зафаржон Вохидов
начальник отдела по содействию улучшению системы перевозок 
Государственного комитета  по развитию туризма.

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.