Транспорт вне закона
Фото: Иллюстративное
Как превратить самокаты в легальное средство передвижения?
Электросамокаты позиционируются как экологичное и удобное средство передвижения, альтернатива автомобилю. С каждым годом растет их количество и популярность, особенно среди молодежи. Но все ли так безоблачно с этим видом транспорта?
Жители Ташкента и других городов нашей страны за несколько месяцев летнего бума самокатов убедились, что двухколесные наездники грозят стать настоящей проблемой на улицах. Наплыв доступных по цене электросамокатов, развитие услуги кикшеринга (аренды) при отсутствии специальных парковочных мест и определенных правил пользования создают опасность как для любителей самокатов, так и для других участников дорожного движения — пешеходов, велосипедистов и водителей во всем мире.
В 2022 году во Франции электросамокаты стали причиной гибели 27 человек, 459 получили травмы. В Германии за этот период произошло 442 ДТП с участием электросамокатов. В Италии за последние два года погибли 17 человек. Дорожное происшествие со смертельным исходом произошло и в нашей стране. Оно случилось в июле прошлого года на улице Коратош в Шайхантохурском районе столицы. Молодой человек, передвигаясь посреди ночи на электросамокате по проезжей части, не справился с управлением и вылетел в кювет. Несмотря на оказанную медицинскую помощь, пострадавший скончался в больнице через шесть дней.
Также имеют место случаи наездов на пешеходов, падения и травмы вследствие несоблюдения правил безопасности и неумения пользоваться данным средством передвижения. К примеру, на днях в Ташкенте девушка взяла в аренду электросамокат, но далеко на нем не уехала. Из-за отсутствия навыков управления она упала, ударившись головой об асфальт. К счастью, пострадавшая осталась жива. Похоже, в пункте проката даже не поинтересовались, умеет ли клиентка пользоваться данным средством, не предоставили ей шлем, который бы защитил голову при падении.
— Электрические самокаты, которые буквально повсюду можно взять в аренду, создают массу проблем на тротуарах, автодорогах, в местах отдыха граждан, — говорит жительница Ташкента Малика Аллаярова. — Нередко с маленькими внуками ходим любоваться картинами местных художников на улицу Сайилгох, что возле ресторана «Зарафшан». Вокруг много «самокатчиков». Порой с трудом удается увернуться от лихачей, того и гляди собьют. Неужели нельзя выделить для них отдельную зону?
Вопрос не праздный. Хаотичное передвижение электросамокатов на автомобильных дорогах, в людных местах, гонки, устраиваемые на тротуарах, езда вдвоем на одном устройстве, предоставление индивидуальных средств передвижения несовершеннолетним, людям в состоянии алкогольного опьянения — все это создает риск для пешеходов, особенно пожилых, детей и инвалидов. Но владельцев пунктов проката это мало интересует, поскольку нет четких правил и требований.
Учитывая растущее количество травм, связанных с использованием электросамокатов, в ряде государств начали предпринимать меры, направленные на регулирование безответственного пользования данными устройствами.
К примеру, в Париже на основе проведенного референдума с 1 сентября текущего года аренда электросамокатов будет прекращена. Жители столицы Франции смогут пользоваться только личными средствами передвижения. Власти финской столицы — Хельсинки запретили прокат электрических самокатов после полуночи по выходным. В Японии действует правило, согласно которому они должны иметь номерной знак и боковые зеркала. Также запрещается езда по тротуару. В Великобритании для использования электросамокатов необходимо иметь водительское удостоверение категории Q. В Дании, Испании и Норвегии с 2022 года введено обязательное ношение шлемов в качестве средств индивидуальной защиты. В России с 2023 года пользователям электросамокатов запрещено перевозить груз и других пассажиров.
В соседнем Казахстане технический регламент для электросамокатов принят летом 2022 года. К средствам индивидуальной мобильности, признанным теперь транспортными средствами, относят устройства, которые могут разгоняться до 25 километров в час. Движение им разрешено по велодорожкам и обочинам дороги без ограничений, по тротуарам — со скоростью пешеходного потока. Кроме того, допускается движение по крайней правой полосе проезжей части, включая автобусную полосу. При этом водителю должно исполниться 18 лет, ему положено ехать в застегнутом шлеме и светоотражающей одежде и иметь права любой категории.
А как обстоят дела у нас? Понятие «электросамокат» не входит в действующие правила дорожного движения Республики Узбекистан. Для превращения электросамокатов в легальное средство городского передвижения, обеспечения безопасности граждан необходимо совершенствование законодательства, направленное на урегулирование их использования.
Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ), проанализировав преимущества и недостатки кикшеринга в стране, предлагают ввести понятие «электросамокат» в ПДД и придать ему статус транспорта. По мнению экспертов, необходимо применять технологию автоматического снижения скорости движения в определенных зонах, разработать механизм, предотвращающий езду на самокате в нетрезвом виде, вдвоем. Целесообразно ввести возрастные ограничения на использование устройств, наложить вето на ночной прокат электросамокатов. Таким способом можно минимизировать аварийные ситуации, сохранить электросамокаты в стране, не лишая людей экологичного, доступного и удобного вида транспорта.
Также возникает вопрос, касающийся кикшеринга. Необходимо с учетом зарубежного опыта рассмотреть вопрос, насколько прозрачен данный вид бизнес-услуг? В Германии местные органы власти регулируют ситуацию сборами с кикшеринговых компаний, поэтому часть из них покинула рынок. В Италии с 1 января текущего года власти Рима сократили число операторов аренды электросамокатов с семи до трех. При этом скорость ограничили до 20 километров в час, до шести — в пешеходных зонах.
В других странах власти решили дать бизнесу шанс, но, как уже говорилось выше, ввели правила вождения и определенные ограничения. Откладывать в долгий ящик данный вопрос нельзя. От этого зависит здоровье и безопасность граждан.
Сергей ЛЕВЧЕНКО,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment