Стратегия стабильности: Узбекистан становится центром международных инициатив

Фото: Пресс-служба Президента Республики Узбекистан
Мир у нас на глазах переживает трансформацию, масштабы и глубина которой сравнимы, пожалуй, лишь с эпохами смены мировых укладов. Прежние правила игры стремительно уходят в прошлое, новые пока только вырисовываются, вынуждая государства действовать в условиях неопределенности. Глобальную экономику лихорадит, политическая карта мира покрывается новыми линиями напряжения, а международные отношения все чаще напоминают равновесную, но крайне зыбкую конструкцию, где одно неверное движение может привести к обрушению целых регионов.
О том, насколько остро ощущаются эти изменения, свидетельствует заявление Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, сделанное на недавнем совещании, посвященном вопросам туризма и инвестиций в регионах. Глава государства прямо отметил: в мировой экономике сложилась чрезвычайная ситуация — за считаные дни международные финансовые рынки потеряли порядка 10 триллионов долларов. «Те, кто думает, что эти колебания нас не коснутся, ошибаются», — подчеркнул руководитель страны. Это заявление не столько предостережение, сколько политическая установка: Узбекистан смотрит на происходящее в мире с холодной трезвостью, а не сквозь розовые очки.
Ситуация усугубляется конфликтами — продолжающимися и грозящими вспыхнуть — на пространстве от Европы до Ближнего Востока, от Южной Азии до Африки. Новые центры напряженности, в том числе и не так далеко от наших границ, служат напоминанием: нейтралитет и стабильность не даны раз и навсегда. Их нужно отстаивать, укреплять и защищать.
Голос, который слышат
В контексте глобальной неопределенности особенно отчетливо проступает значимость той внешнеполитической стратегии, которую проводит Шавкат Мирзиёев с первых лет своего президентства. Речь идет прежде всего о продвижении идеи региональной интеграции Центральной Азии — не как риторической формулы, а как практического инструмента коллективной устойчивости, безопасности и развития.
Шаги по сближению государств региона предпринимались с предельной аккуратностью. Однако за этой первоначальной сдержанностью стояла выверенная дальновидность. Президент Узбекистана как никто другой понимал: если Центральная Азия хочет сохранить статус «острова стабильности» в бурлящем океане противостояний, ей нужно выработать общий голос — как минимум для того, чтобы ее услышали.
И этот голос был услышан.
Сегодня мы можем говорить о формировании новой субъектности региона. Центральная Азия уже не рассматривается как периферия чьих-то сфер влияния, как «буфер» между великими державами. Это самостоятельный, консолидированный внешнеполитический актор. Его вес определяется не только географией (в сумме страны Центральной Азии простерлись на площади 4 миллиона квадратных километров, это седьмое место по территории в мире), демографией (около 80 миллионов человек, что соответствует первой двадцатке стран мира по населению), но и качеством выстраиваемых отношений, в том числе с глобальными игроками.
Встречи в формате «Центральная Азия плюс» стали наглядным подтверждением: с регионами, где сильна стратегическая воля, где есть ясное понимание своих интересов и путей их достижения, стремятся говорить на равных. Инициативу, запущенную Ташкентом, подхватили все государства региона, и она дала эффект, который сейчас невозможно игнорировать.
Первыми из партнеров встречу на высшем уровне в формате «Центральная Азия плюс» провела Индия 27 января 2022 года. После были Россия (саммит прошел в Астане в октябре 2022 года) и Китай (Сиань, 19 мая 2023 года). Далее подключились Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Джидда, 19 июля 2023 года), США (Нью-Йорк, 19 сентября 2023 года), Германия (Берлин, 29 сентября 2023 года) и Европейский союз (Самарканд, 4 апреля 2025 года).
Тут стоит отдельно отметить, что проведение саммита «Центральная Азия — ЕС» именно в Узбекистане имеет символическое значение. Самарканд, исторический перекресток цивилизаций, становится ареной дипломатии нового типа — равноправной, прагматичной, ориентированной на результат. Как отметил в своем выступлении на саммите Президент Узбекистана, на протяжении столетий этот прославленный город, расположенный на перекрестке главных дорог Великого шелкового пути, был важным центром диалога цивилизаций, дипломатического, торгового и культурного обмена между Востоком и Западом.
По словам главы государства, между странами региона укрепляются доверие и добрососедство, расширяются полномасштабное сотрудничество и кооперация. Открытость Центральной Азии и ее готовность к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми партнерами стали важнейшим условием обеспечения безопасности и процветания региона.
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая на саммите, подчеркнула историческую роль Самарканда, который, по ее словам, на протяжении долгих веков был пульсирующим сердцем Центральной Азии, центром огромного торгового пути. Древний город был свидетелем новых партнерских дружеских отношений.
— Для меня большая честь быть здесь, на первом саммите между Центральной Азией и Европейским союзом, который ознаменовал новую главу в нашей давней дружбе, — сказала она, добавив, что мировая история часто вращалась вокруг событий в этом городе, и на очередном поворотном моменте, когда возникают новые глобальные барьеры, здесь, в Самарканде, мы показываем, что есть другой путь.
— Центральная Азия — регион гордых суверенных государств. С древней историей и большими амбициями. Ваше стратегическое расположение может открыть глобальные торговые пути и инвестиционные потоки. И эти новые инвестиции укрепят суверенитет, экономику, и, что самое важное, они создадут новую дружбу, объединят людей. Мы, европейцы, хотим быть партнерами в этой новой главе вашей тысячелетней истории, — заявила Урсула фон дер Ляйен.
Перечисляя состоявшиеся саммиты на высшем уровне, нужно упомянуть и те, которые были запланированы, но не состоялись по независящим ни от кого обстоятельствам. Должны были пройти встречи с руководителями Японии, Южной Кореи и в минувшие выходные Италии. И это также показатель. Ведь намерения, которые стояли за этими инициативами, остались в силе. Япония, как справедливо отмечает авторитетная газета «Nikkei», все активнее рассматривает Центральную Азию, и в частности Узбекистан, как стратегически важный регион, открывающий новые экономические возможности.
Издание подчеркивает готовность правительства Японии активизировать отношения с Центральной Азией. Издание напомнило, что запланированный на 2024 год первый саммит в формате «Центральная Азия — Япония» был отложен бывшим Премьер-министром Фумио Кишида из-за угрозы сильного землетрясения в Японии.
По данным газеты, администрация нового главы правительства Шигеру Ишибы пересматривает эту инициативу и рассматривает возможность поддержки усиления участия Японии в регионе.
«В результате позитивных реформ, проводимых в последнее время в Центральной Азии, особенно в Узбекистане, в японских политических кругах наблюдается тенденция оценивать Центральную Азию как стратегически важный регион», — пишет газета «Nikkei».
Границы как мосты, а не барьеры
Что лежит в основе повышенного интереса к Центральной Азии и нашей стране? Прежде всего — политическая зрелость региона, готовность к диалогу и реформам, урегулирование пограничных вопросов. И здесь тоже нельзя не отметить ведущую роль Узбекистана, который под руководством Шавката Мирзиёева последовательно выступает за решение споров исключительно дипломатическим путем, демонстрируя пример ответственности и благоразумия.
Не просто дипломатическим событием, а вехой, закрепившей новую региональную архитектуру Центральной Азии, стала встреча в Худжанде 31 марта. Подписание Договора о точке стыка государственных границ Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана завершило один из самых продолжительных и чувствительных процессов на постсоветском пространстве. Это решение не только устранило исторический источник напряженности — особенно в сложной этнографической мозаике Ферганской долины, но и стало символом зрелости региона, готового переходить от взаимных претензий к формированию общей географии интересов.
Узбекистан вновь выступил системным интегратором регионального сближения. С 2016 года Ташкент не просто последовательно продвигает идею добрососедства — он превращает ее в институциональную норму. Подписание трехстороннего соглашения стало логичным продолжением серии стратегических договоров, заключенных ранее с Кыргызстаном, Таджикистаном, Казахстаном и Туркменистаном. Иными словами, происходит оформление Центральной Азии как политически самодостаточного региона, где ключевые вопросы безопасности и развития решаются на основе внутреннего консенсуса, а не внешнего давления.
Международная реакция на это событие показала: мир внимательно следит за трансформацией Центральной Азии. Позитивные оценки факта урегулирования приграничных вопросов, прозвучавшие от разных стран, подчеркивают растущее признание региона как пространства предсказуемой стабильности.
— Китай поздравляет Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан с окончательным решением территориального вопроса и подписанием договора об общей границе, — заявил официальный представитель МИД КНР Го Цзякунь.
Министерство иностранных дел Турции выступило с письменным заявлением, в котором приветствовало подписание соглашения между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном об определении места пересечения границ трех стран.
«Мы считаем, что данное соглашение будет способствовать миру, стабильности и сотрудничеству в Центральной Азии», — отмечает внешнеполитическое ведомство Турции.
Особенно важно, что все оценки сопровождаются единым тезисом — решение территориальных споров через диалог и дипломатические механизмы стало возможным благодаря новой политической культуре Центральной Азии. Культуре, которую во многом формирует именно Узбекистан.
— Событие знаменует собой важнейший этап регионального сотрудничества. Преодоление конфликтного периода и достижение соглашений по пограничным вопросам и распределению водных ресурсов в Ферганской долине создали благоприятную атмосферу для взаимодействия между тремя странами, — отметил заведующий сектором Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Станислав Притчин. По словам эксперта, долгое время Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан, разделяющие Ферганскую долину, воспринимались скорее как антагонисты, нежели как соседние дружественные страны. Однако с 2016 года ситуация начала меняться к лучшему. Встреча глав государств стала финальным аккордом завершающего этапа решения пограничных вопросов, закрепляя договоренности о точке стыка границ.
В условиях Центральной Азии мы говорим не просто об урегулировании границ — это новый уровень региональной субъектности. Упрощение процедур пересечения границ, восстановление социальных и экономических связей, снижение рисков на стыке этнических и административных рубежей — все это создает качественно иную модель взаимодействия. Центральная Азия выходит за пределы образа «проблемного» региона и утверждается как модель взаимного доверия в условиях многосторонности.
Формула «границы как мосты, а не барьеры» становится не лозунгом, а практикой. И это, безусловно, один из главных вкладов Узбекистана в будущее региона.
Национальные приоритеты и глобальные тренды
Нельзя не остановиться еще на одном ключевом событии, произошедшем недавно. Впервые за всю историю существования старейшей международной парламентской организации — основанного в 1889 году и объединяющего 181 национальный парламент и 15 региональных ассоциаций Межпарламентского союза — ее ассамблея прошла в нашем регионе. Именно Ташкент принял 150-й юбилейный форум, что обозначило качественно новый уровень признания Узбекистана как активного участника глобальной политики.
Многочисленные парламентарии, собравшиеся на мероприятии в нашей столице, называли его проведение актом высокого международного доверия и признанием глубоких демократических трансформаций, происходящих в Узбекистане. За считаные годы в стране были заложены прочные институциональные основы парламентаризма, расширены полномочия законодательной власти, а парламентская дипломатия превратилась в действенный инструмент внешнеполитического курса.
— Знаю, что организовать такое крупное мероприятие нелегко. Выражаю отдельную благодарность Президенту Республики Узбекистан. Хочу сказать спасибо Председателю Сената Олий Мажлиса за тщательное решение всех организационных вопросов, — сказала президент Межпарламентского союза Тулия Эксон. — Хочу подчеркнуть: прием такой авторитетной ассамблеи означает, что страна предана ценностям МПС и активно участвует в его деятельности. Наше пребывание здесь означает признание многолетнего вклада Узбекистана в работу организации.
Форум собрал более 2 тысяч делегатов из почти 140 стран, превратив Ташкент в настоящий центр глобального диалога. И именно здесь, в сердце Центральной Азии, прозвучали слова, к которым с вниманием прислушались парламентарии со всех континентов. Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении обозначил повестку, актуальную для всего мира: от урегулирования конфликтов дипломатическим путем и борьбы с бедностью до климатических вызовов, равноправия женщин, вовлечения молодежи в политическую жизнь и этики использования искусственного интеллекта.
Особый акцент был сделан на социальной справедливости — ценности, которую Узбекистан в последние годы последовательно продвигает на всех уровнях. Девизом юбилейной ассамблеи стал программный лозунг «Парламентское движение во имя социального прогресса и справедливости», отражающий как внутреннюю повестку страны, так и ее внешнеполитическое видение. Президент Шавкат Мирзиёев предложил создать в рамках союза Глобальную платформу молодежных парламентов и провести ее первый форум также в Узбекистане, что стало еще одним подтверждением растущей субъектности Ташкента на международной арене.
Выступление Президента касалось не только национальных приоритетов, но и глобальных трендов. В нем прозвучал четкий посыл: в условиях нестабильного мира, усложненной международной обстановки и нарастающих вызовов парламентская дипломатия становится ключевым механизмом доверия, диалога и конструктивного сотрудничества. Узбекистан предложил конкретные решения, выступив не просто принимающей стороной, но и идейным драйвером форума.
— Узбекистан впечатляет своей динамичностью. Страна стремится к быстрому прогрессу во всех областях — от модернизации инфраструктуры до значительных успехов в социальной и экономической сферах. Видно, как активно реализуются реформы, как страна открыта для новых идей и готова сотрудничать с другими государствами для решения глобальных проблем, — сказал член Палаты депутатов парламента Чешской Республики Виктор Войтко. — Особенно хочется отметить атмосферу, которая царит в Узбекистане. Здесь ценят традиции, но при этом активно смотрят в будущее, открывая новые возможности для людей и бизнеса. В атмосфере прогресса и уверенности в завтрашнем дне Узбекистан входит в новый этап своего развития. Уверен, что с таким подходом страна продолжит двигаться вперед, привлекая внимание и уважение всего мира.
Проведение масштабного события в Узбекистане не эпизод, а логичное продолжение последовательной стратегии страны по ее становлению центром международных инициатив. В последние годы Ташкент и Самарканд все чаще становятся площадкой для важных переговоров, форумов и встреч. Узбекистан уверенно закрепляется на карте как точка притяжения для конструктивного диалога. И Ассамблея Межпарламентского союза стала новым подтверждением этого курса.
Так Узбекистан расширяет горизонты влияния, формируя новое качество своего международного образа — страны, где ценят мир, справедливость, устойчивое развитие и взаимоуважительный диалог. Страны, чье мнение все чаще звучит в глобальных дискуссиях. Страны, готовой не просто участвовать, но и формировать повестку современности.
Конечно, в мире всегда найдутся политики и эксперты, которым трудно признать изменения. Кто-то по инерции продолжает мыслить категориями прошлого: столкновение интересов, доминирование, противостояние. Кто-то не готов воспринимать Центральную Азию в качестве партнера, по инерции воспринимая ее объектом для давления. Такие подходы со временем исчезнут. Потому что современный Узбекистан и весь наш регион строят внешнюю политику исходя из интересов своих народов — с прагматизмом, с достоинством, без лишнего пафоса, но и без уничижения.
В международных отношениях нулевой суммы быть не должно. Выигрывает тот, кто умеет уважать и выстраивать взаимовыгодный диалог. Ведь очевидно, что грубость — это всегда плохо прикрытая слабость — моральная, волевая, политическая. Узбекистан же идет своим путем, уверенно и спокойно, понимая, что в условиях новой геополитики стабильность, субъектность и уважение — важнейшие ценности.
Именно поэтому растет политический вес Узбекистана. Не из-за амбиций, а из-за способности предлагать решения. Не из-за давления, а благодаря последовательной работе. Не потому что нас стали бояться, а потому что нас стали слушать.
И это, пожалуй, лучшее доказательство того, что наша страна следует правильным курсом, реализуя свою выверенную стратегию стабильности.
Уткир РАХМАТ.
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- Крушение самолета в Индии: общее число жертв достигло 310 человек
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment