Создавать картины, не прикасаясь к холсту

17:41 21 Июль 2025 Общество
257 0

Фото Р. Куреневой. 

Ташкентская художница-аэрографист Рената Куренева с помощью потока воздуха и краски превращает стены зданий в живописные картины, вдохновляя горожан.

Ее творческий путь начался в школе, когда внимательный педагог по рисованию разглядела ранний талант. Орнаменты древних самаркандских мавзолеев и акварельные натюрморты в тетрадях ученицы стали первыми эскизами будущих муралов — монументальных росписей на стенах городских зданий.

 — Учитель привила нам любовь к национальным узорам. Я рано поняла, что традиции — это корень, из которого вырастают самые смелые идеи, — вспоминает художница.

В Республиканской специализированной  художественной школы имени Павла Бенькова, а позднее в Ташкентском архитектурно-строительном университете Рената познакомилась с командой монументалистов-аэрографистов и впервые взяла в руки миниатюрный пульверизатор. Перед ней открылся мир тончайших градаций цвета, плавных теней и мягких переходов, недостижимых кистью. Аэрограф распыляет краску потоком сжатого воздуха. Если кисти требуется нажим, то этому инструменту нужна безупречная точность движений пальцев и отточенный ритм дыхания. Без кистей и мазков струя краски ложится на стену. Медленно, слой за слоем, рождаются тени, лица, пейзажи. Стены начинают говорить голосом аэрографии.

— Такая техника дает глубину и объем быстрее кисти, но за эту свободу приходится платить, — поясняет Рената. — Аэрограф в работе подобен изящной флейте. Стоит сбиться на миг, и «музыка» ломается, краска брызжет, линия рвется. 

Чтобы научиться «управлять» воздухом, художница часами тренировалась во дворе родного дома. Гудел компрессор, и соседи удивлялись, когда на стене появлялись первые узоры. Профессиональный путь художницы не был простым и гладким. Она находила разные подработки, долго размышляла о своем профессиональном пути. Но аэрограф всегда возвращал ее к себе. 

— Если душа лежит к какому-то делу, то уйти невозможно — это как дыхание. Сей хорошие семена и дождись всходов. Пусть не сразу, но они обязательно взойдут, — убеждена Рената.

В 2020 году девушка основала собственную студию аэрографии «Renaro Brush», собрала команду единомышленников. Сейчас в ее арсенале десятки распылителей, компрессоры разных мощностей и палитра красок для любых поверхностей фасада. Команда расписывает стены частных домов, кофеин, игровых клубов и даже холодильники. Каждая работа начинается с эскиза, но финальный штрих рождается на объекте.  

— Главное — уловить настроение места. Цвет можно скорректировать, а ощущение передается только сердцем, — уверена Рената.

Настоящим экзаменом на профессионализм стала масштабная роспись в ледовом дворце «Хумо Арена» размером с четырехэтажный дом и длиной в два футбольных поля. На бетонных стенах ожили динамичные силуэты хоккеистов и фигуристов, выполненные в бирюзово-небесной гамме, перекликающейся с риштанской керамикой Узбекистана. 

Художница мечтает создать муралы в Алматы, Тбилиси, Казани и других городах, чтобы вплести в них узбекские ковровые мотивы, придавая национальным традициям новое звучание и современную цветовую палитру. Яркая стена с таким орнаментом способна стать визитной карточкой района не хуже туристического баннера.

Задержав взгляд на стене дома, где тень соединяется с лучом света, прохожий видит роспись, дарящую ощущение красоты и легкости, будто в знойный день на мгновение подул прохладный ветерок. Узбекские орнаменты, народные мотивы, образы культуры и природы раскрывают миру душу страны. Такие произведения трогают каждое сердце, украшают улицы и оставляют будущим поколениям живое лицо Узбекистана.

Екатерина ЛУКИНА,
«Народное слово».  


 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.