Солнце — изнутри картины

17:53 27 Январь 2022 Культура
3343 0

Фото Владимира Гранкина

В Творческом объединении художников Узбекистана состоялось уникальное событие. Здесь прошла презентация монографии академика, доктора искусствоведения Нигоры Ахмедовой «Павел Беньков. Художник солнца». Изданная Фондом поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани, она адресована не только искусствоведам и художникам. Книгу с интересом прочтут те, кто желает больше узнать об отечественном искусстве XX века.

Отрадно, что масштаб организации превратил это мероприятие в настоящую научно-практическую конференцию, где перед собравшимися выступили как автор издания, так и другие специалисты сферы. Большим подарком стало участие российских гостей — руководителя фонда имени Ш. Марджани в городе Москве Рустама Сулаймонова, внучки Павла Бенькова — Марины Лещинской, для которой поддержка творчества деда — кредо жизни, а также художницы Евгении Яговкиной. 

Заслуженный деятель искусств Узбекистана Павел Беньков (1879 — 1949) — представитель русского и советского искусства, известен как один из основоположников профессиональной живописи Узбекистана. Выпускник Петербургской академии художеств начинал свое творчество в Казани, и в монографии подробно рассказывается об этом периоде жизни мастера, его живописных поисках и преподавательской работе. Переехав в зрелом возрасте (52 года) в Узбекистан, Беньков, будучи квалифицированным специалистом с богатым творческим и педагогическим опытом, открыл для себя удивительный мир, позволивший ярко и по-новому раскрыться его колористическому дарованию. В книге представлены репродукции работ, хранящихся в музеях России, Узбекистана, Каракалпакстана, у частных коллекционеров, использованы литературные источники, архивные документы, редкие фото семьи художника, позволяющие глубже изучить жизнь великого мастера, его феномен и творческий гений. 

Приверженность Бенькова импрессионистическим идеям и традициям реализма обеспечило ему заслуженное место в истории отечественного искусства. Однако в годы формирования мастера его взгляды многим коллегам представлялись консервативными. Ведь первые десятилетия XX столетия известны бурными дискуссиями о путях искусства, о его новом языке и новом зрителе.

— Развитие Бенькова до настоящего времени не исследовано во всей сложности и противоречивости, —  отмечает в своей книге Нигора Ахмедова. — Одна из причин в том, что даже упоминание об импрессионизме в публикациях 1930 — 1950 годов было запрещено. Чтобы оградить художника от нападок официальной критики, многое в его творчестве получало достаточно примитивное толкование, некоторые факты биографии и содержание картин получали однозначную интерпретацию. Это в итоге привело к искажению представления о своеобразии живописи мастера, на долгие годы закрепив ряд стереотипов. Естественно, что Беньков далеко ушел от каноничных представлений об импрессионизме, но воспринял в этом методе основное. Каждый раз создание произведения становилось для него новым живописным экспериментом, стимулом к которому было яркое впечатление, восторг от интересного мотива, колоритного типажа. А  кажущееся «простодушие» его метода, как и у импрессионистов, соединялось с живописным артистизмом.

Монография раскрывает малоизвестные страницы искусства Бенькова. Автор по-новому интерпретирует его ключевые произведения, очистив их от условностей и социальных конвенций прошлой эпохи. Для академика Нигоры Ахмедовой важно было аргументировать живописное мастерство этого выдающегося мастера, углубить интерес к его наследию. 

Одной из главных установок художника было — «выставляться, иначе тебя забудут». Однако при жизни ему так и не удалось провести персональную выставку, хотя в коллективных активно участвовал. И пусть Беньковым написано менее двухсот картин, его колоризм и умение прочитать и передать на полотне судьбу портретируемого заслуживают особого изучения.

Воспев эстетические ценности нашего края, его яркую природу и щедрое среднеазиатское солнце, добрый гостеприимный народ, художник золотыми буквами вписал свое имя в летопись истории живописи Узбекистана. Поселившись в Самарканде, где ему прекрасно жилось и творилось, Павел Беньков по-настоящему полюбил этот город, проникся к его жителям, их образу жизни и культуре. Будучи педагогом Самаркандского художественного училища, он воспитал целую плеяду учеников, которые продолжили его путь. 

Ирина МИРНАЯ,
«Народное слово».
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.