Роль и место ШОС в региональной подсистеме международных отношений

22:53 03 Сентябрь 2022 Политика
1303 0

Фото: Иллюстративное

Предстоящее 15-16 сентября 2022 года заседание глав-государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Самарканде представляет собой очень символичное и значимое событие, поскольку пройдет в период стремительной трансформации всей системы международной безопасности и тесно связанной с ней экономической глобализации, успешно функционировавших последние три десятилетия. Эти процессы напрямую затрагивают ШОС, ставя перед его участниками множество фундаментальных вопросов о будущем характере системы международных отношений и выстраивании промышленных, торговых, инвестиционных, транспортных, научных и культурных связей, некоторые из которых станут предметами для диалога между главами государств организации на Самаркандском саммите.

Сегодня фактически можно говорить о достижении определенной точки перехода от одной модели глобальных политико-экономических отношений, основанных на однополярной системе, к принципиально иной модели. Чаще всего ее называют «многополярной», подразумевая под этим термином реальность, в которой несколько ведущих стран образуют своего рода глобальные центры влияния, определяющие мировые процессы в области безопасности и политики. 

Однако, подобный взгляд на возможную будущую систему международной безопасности представляется несколько ограниченным, так как он не учитывает общего усложнения мировой политической, экономической, культурной и идеологической среды в результате глобализации. Скорее всего, будущее устройство мира будет определяться не исключительно великими державами, а в большей мере сложными региональными связями и отношениями, оформленными в том числе и в виде региональных организаций. В этой связи можно ожидать как появления новых форматов сотрудничества на региональных уровнях, так и включение новых измерений и смыслов в уже давно работающие структуры, такие ШОС.   

ШОС, созданная в 2001 году на саммите в Шанхае (КНР), представляет собой классический образец международной организации, успешно зарекомендовавшей себя как многосторонняя модель поддержания и укрепления региональной безопасности, так и структура, способная гибко и эффективно реагировать как изменения на региональном и глобальном уровне. Государствами-основателями ШОС стали Китай, Российская Федерация, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Одним из первых принятых ими документов стала «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», что заложило прочную основу для продуктивного сотрудничества в области безопасности на долгосрочную перспективу. На организационном уровне большой вклад внесло создание Региональной антитеррористической структуры ШОС (РАТС ШОС) 7 июня 2002 года, штаб-квартира которой располагается в Ташкенте.

Региональная безопасность, как известно, это именно та сфера, в которой от стран-участниц требуется высокий уровень взаимного доверия. То, что высокий уровень доверия сформировался в течение двух десятилетий работы ШОС, говорит появление такого феномена, как «Шанхайский дух». Это уникальное для международной политики явление, выводящее сотрудничество стран в области безопасности далеко за пределы сухого прагматизма, добавляя в него ценностное измерение, основанное на взаимном уважении, равенстве, признании уникальности и в то же время общности культур и цивилизаций. Очевидно, что «Шанхайский дух» добавляет привлекательности организации для других государств, что подтверждает факт принятия в члены ШОС Индии и Пакистана на саммите в Нур-Султане (РК) в 2017 году. Также четыре страны получили статус государства-наблюдателя при ШОС (Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия), а шесть стран являются партнерами по диалогу ШОС (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка). На Самаркандском саммите ожидается подписание меморандумов о предоставлении статуса партнера по диалогу ШОС Египту, Катару и Саудовской Аравии.

Говоря об вопросе обеспечения безопасности, нужно отметить, что ШОС сегодня – это уже намного более сложная и масштабная структура, чем на момент ее основания, и без нее невозможно представить современную систему международной безопасности. Современная ШОС, помимо борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, содержит в себе множество других аспектов поддержания безопасности. Приведем некоторые из них.

Так, без ШОС невозможно представить себе безопасность мирового потребительского рынка, который служит драйвером глобальной экономики, ведь совокупная численность населения только в странах-членах организации составляет более 3,3 млрд. человек, а ВВП по ППС, согласно данным МВФ на 2020г., – 44 трлн. долларов. Страны ШОС вносят значительный вклад в рост глобального среднего класса, который представляет собой потребительский драйвер инновационного процесса.

Страны-члены и наблюдатели организации являются одним из столпов безопасности мирового энергетического рынка – их совокупные запасы нефти составляют 345 млрд. баррелей или более 22% от мировых, а природного газа – почти 90 трлн. куб. метров или около 35% от мировых запасов. По запасам урана Казахстан, Россия и Узбекистан входят в мировой Топ-11. Значителен вклад стран ШОС в мировую продовольственную безопасность. КНР, Индия и Россия – это крупнейшие мировые производители пшеницы, а Пакистан, Казахстан, Иран и Узбекистан вошли в Топ-23 в 2020г. Без крупнейших стран ШОС невозможно представить себе глобальную военную и ядерную безопасность, безопасность космического и информационного пространства.

Важно отметить, что ШОС имеет все возможности обеспечить безопасность глобального технологического прогресса. Для этого у нее есть не только сырье, включая критически важные для Четвертой промышленной революции редкоземельные металлы, но и быстро развивающаяся образовательная и научно-техническая база. В условиях, когда доступ к инновациям становится объектом геополитического соперничества и утверждения технологического неравенства, пространство ШОС может стать одним из драйверов технологического роста развивающегося мира, учитывая потенциалы Китая, Индии, России, Ирана, а также приоритетное внимание к цифровой трансформации в Узбекистане, Казахстане и Беларуси. На наш взгляд, именно создание интегрированной технологической зоны может стать перспективным направлением сотрудничества стран-членов организации в обозримом будущем.

Касаясь такого важного в современных условиях мировой трансформации и непредсказуемости аспекта как разработка предложений и инициатив о новых направлениях развития ШОС и укрепления ее безопасности, хотелось бы отметить весомый вклад, который вносит Узбекистан. В качестве яркого примера можно привести предложения, озвученные Президентом Шавкатом Мирзиёевым на саммите ШОС в Душанбе (Таджикистан) в 2021г., которые были нацелены на дальнейшую консолидацию организации и минимизацию рисков для региональной безопасности. Среди них, такие предложения, как разработка Плана совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли ШОС, принятие Программы промышленной кооперации ШОС и Стратегии ШОС по развитию транспортной взаимосвязанности, а также совместная подготовка долгосрочной Программы инфраструктурного развития на пространстве ШОС. Прямое отношение к обеспечению безопасности имеют предложения по актуализации вопросов сокращения бедности и обеспечения продовольственной безопасности, а также практической реализации Решения о совершенствовании механизмов противодействия вызовам и угрозам безопасности, в том числе с использованием потенциала РАТС ШОС.

 Реализация этих предложений способна придать целый ряд долгосрочных стимулов развитию организации. 

Таким образом, на сегодняшний день ШОС представляет собой живую, развивающую структуру, постепенно становящуюся полюсом притяжения для растущего числа региональных государств, что будет стимулировать процесс ее развития, поскольку каждое из них будет приносить с собой новые идеи и предложения, при этом входя в пространство «Шанхайского духа» и принимая его ценности. Очевидно, что все это будет создавать качественно новую региональную реальность, при этом исключающую «блоковые и конфронтационные подходы» к решению международных проблем, и это будет напрямую влиять на всю систему континентальной и глобальной безопасности. В этой связи, предстоящий саммит ШОС в Самарканде (15-16 сентября 2022г.) без сомнения, станет важной вехой в развитии организации, которая придаст дальнейший серьезный импульс ее эволюции и наполнит ее работу новыми смыслами и перспективами.

Рустам Махмудов,
Доцент Университета мировой экономики 
и дипломатии

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.