Рассмотрен проект Госбюджета

09:07 09 Ноябрь 2023 Политика
173 0

Фото: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса в первом чтении рассмотрен проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год».

Документ разработан с учетом требований Конституции в новой редакции, Стратегии «Узбекистан-2030», а также согласно принципам социального государства и задач, определенных на видеоселекторном совещании, состоявшемся 20 октября под председательством Президента Шавката Мирзиёева, по обсуждению основных направлений Государственного бюджета на 2024 год и задач, требующих решения в отраслях и регионах. Акцент сделан на вопросы обеспечения стабильности бюджета, увеличения его доходов, оптимизации расходов, эффективного использования имеющихся резервов и возможностей, усиления бюджетной дисциплины, поддержки социальной сферы, которые должны стать основными критериями при формировании бюджета. 

В ходе обсуждения законопроекта депутаты отдельно остановились на вопросах обеспечения приоритета расходов на развитие человеческого капитала, финансирования программ по усилению адресности социальной защиты, средствах, выделяемых распределителями бюджета первого уровня, целенаправленности и обоснованности ассигнований на финансирование инициативных бюджетных процессов.

В проекте предусмотрены доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Узбекистан, прогноз доходов и расходов государственного целевого фонда и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, прогноз доходов и расходов бюджета республики, местных бюджетов, ставки отдельных платежей, особенности формирования доходов бюджета, осуществления предусмотренных государственных расходов.

В 2024 году ожидается, что доходы Госбюджета, составив 270,6 триллиона сумов, возрастут на 37,5 триллиона сумов по сравнению с утвержденным планом 2023 года. В целях создания устойчивой налоговой базы и повышения деловой активности ставки налогов на прибыль, добавленную стоимость, доходы физических лиц, на имущество юридических лиц, а также с оборота останутся неизменными. Меры, направленные на восстановление цепочки налога на добавленную стоимость и отмену некоторых налоговых льгот, создадут равные условия для предпринимателей.

На развитие человеческого капитала в следующем году планируется направить около 104,7 триллиона сумов, что составляет 33 процента от общей суммы расходов бюджета. На строительство и реконструкцию школ предназначается 4,1 триллиона сумов. Университетам из бюджета будет выделено 3,9 триллиона сумов, на образовательный кредит зарезервировано 2,2 триллиона сумов.

В 2024 году на лекарственные средства, товары медицинского назначения, вакцины и фармацевтические препараты вместе с расходами, предусмотренными в действующей и государственной программах, будет направлено 3,8 триллиона сумов.

На формирование средств созданного Государственного целевого фонда развития медицины при Министерстве здравоохранения также намечено выделить 530 миллиардов сумов. Они пойдут на цифровизацию медицинских учреждений, поддержку одаренных и квалифицированных специалистов.

В целях дальнейшего повышения участия граждан в формировании бюджета, усиления общественного контроля за расходованием бюджетных средств планируется запустить проект «Бюджет махалли».

Нехватка воды приобретает актуальность с каждым годом. Поэтому на реконструкцию ирригационных сетей, ремонт и бетонирование оросительных каналов планируется выделить 1,7 триллиона сумов.

В ходе обсуждения законопроекта депутаты обратились с вопросами к членам правительства. Указано, что субсидии, выделяемые на приобретение жилья, в том числе лицам с ограниченными возможностями, на практике не эффективны, не разработаны новые механизмы справедливой оценки и стимулирования деятельности учителей и воспитателей.

Также отмечены отсутствие полного исполнения судебных решений при осуществлении компенсационных выплат в пользу граждан, есть потребность в совершенствовании порядка пользования автомобильными дорогами, то есть проведение дифференциации по весу при определении размера платежа за проезд транспортных средств, перевозящих более 10 тонн, а также целесообразность пересмотра стоимости скрининга людей, страдающих сахарным диабетом.

Депутаты высказали предложения и рекомендации относительно мер, направленных на увеличение доходов, расширение налоговой базы, а также на повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств.

Ответственные дали подробные ответы на поднятые депутатами вопросы по здравоохранению, образованию, сельскому хозяйству, культуре и другим сферам, заверив, что обоснованные предложения будут учтены в процессе совершенствования бюджетной системы.

После обсуждений на основе мнений фракций политических партий проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год» концептуально был принят в первом чтении.

Ответственному комитету в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению поручено обсудить проект закона с участием специалистов и экспертов и доработать документ.

 

«Народное слово».
 

Слово — руководителям фракций

Актам ХАИТОВ, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, руководитель фракции УзЛиДеП:

— На наш взгляд, налоговая и таможенная политика, предложенная в проекте бюджета, выбрана правильно, основные налоговые ставки оставлены без изменений, развитие предпринимательства за счет расширения налоговой базы и совершенствования администрирования направлено на снижение доли теневой экономики.

Фракция УзЛиДеП, концептуально поддерживая проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год», считает, что правительству следует акцентировать внимание на следующих основных вопросах.

Во-первых, необходимо выполнить задачи, определенные в ходе поездок главы государства в регионы, профинансировать направления, являющиеся точками их экономического роста.

Во-вторых, следует повысить ответственность профильных министерств и ведомств, хокимиятов в обеспечении эффективного целевого расходования бюджетных средств, усилить контроль за соблюдением финансовой дисциплины в организациях, получающих средства из бюджета.

В-третьих, важно поддерживать инициативы предпринимателей и деловых людей, фермеров и кластеров. Поэтому считаем, что их поддержку путем своевременного выделения бюджетных средств, субсидий, предусмотренных законодательством, нужно взять на особый контроль.

 

Алишер КОДИРОВ, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, руководитель фракции ДП «Миллий тикланиш»:

— Как бы сложно ни было, в бюджете 2024 года на финансирование сферы образования будет выделено достаточно средств.

Необходимо максимально эффективно использовать средства и правильно распределять расходы. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующие вопросы.

Во-первых, около 30 триллионов текущих расходов Министерства до­школьного и школьного образования составляют зарплаты учителей. В сфере работает около 500 тысяч педагогов, это на 15—20 процентов больше должного. Но это не главный вопрос.

Размер зарплаты должен исходить из качества преподавания. Сертификаты и категории не отражают реального уровня. В связи с этим необходимо инвестировать во внедрение системы видеовизуального контроля, которая без человеческого фактора способна выявить как хорошего педагога, так и случайно попавших в сферу.

Во-вторых, отчисления в национальный фонд «Эл-юрт умиди» увеличиваются почти в три раза. Мы приветствуем это решение. Однако для обучения за рубежом целесообразно отбирать преимущественно магистрантов и докторантов.

В-третьих, в статье 243 Налогового кодекса введен НДС на оказание медицинских, физкультурно-спортивных услуг. Если эту работу выполняет бюджетная организация, она освобождается от налога. Мы не хотим стимулировать частный бизнес, отдавая предпочтение той работе, которой бюджетные организации практически не занимаются. А на программы развития здравоохранения запланировано выделить более
1,5 триллиона сумов. Должны ли мы тратить триллионы на лечение населения, облагая налогом оздоровительную услугу за счет физического воспитания и спорта?

 

Зухра ИБРАГИМОВА, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, руководитель фракции СДП «Адолат»:

— Значимость законопроекта в его направленности на укрепление макроэкономической стабильности, поддержку социальной сферы, повышение роли и самостоятельности региональных органов управления в формировании бюджета и распоряжении средствами. В проекте отдельное внимание уделено сфере образования и здравоохранения.

Члены нашей фракции предлагают следующее.

Во-первых, необходимо завершить работу по организации деятельности отдельного медицинского учреждения в каждом отдаленном, труднодоступном сельском районе.

Во-вторых, в 2024 году в Республиканский целевой фонд на компенсацию имущественного вреда, причиненного физическим и юридическим лицам, будет направлено 500 миллиардов сумов, что на 16,6 миллиарда сумов меньше, чем в предыдущем году. С учетом этого целесообразно определить потребности регионов в возмещении такого ущерба и в зависимости от этого выделить средства.

В-третьих, в проекте акциз для производства и импорта энергетических напитков установлен в размере 500 сумов за литр. Эту сумму предлагаем пересмотреть.

 

Улугбек ИНОЯТОВ, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, руководитель фракции НДПУ:

— В проекте Государственного бюджета намечено выделить 10 триллионов сумов на выплату детских пособий и оказание финансовой помощи малообеспеченным семьям, более 3,6 триллиона сумов — на выплату пособий матерям, ухаживающим за детьми с инвалидностью, и 2,5 триллиона сумов — на пособия недееспособным гражданам. С учетом предложения нашей фракции в бюджетный проект о выделении дополнительных средств на обследование населения старше 40 лет для выявления сахарного диабета на ранней стадии за­планировано выделение дополнительных 14 миллиардов сумов.

Фракция считает, что необходимо обратить внимание на следующие вопросы.

Во-первых, следует усилить систему внутреннего аудита министерств и ведомств, так как из года в год увеличиваются дефициты и финансовые ошибки.

Во-вторых, большую часть средств в проекте Государственного бюджета планируется направить непосредственно на повышение уровня жизни граждан. Учитывая, что целевое и эффективное использование этих средств напрямую влияет на социальную стабильность, в постановлении Законодательной палаты об утверждении проекта Государственного бюджета должны быть определены конкретные задачи перед исполнительной властью и депутатским корпусом по обеспечению исполнения бюджета.

В-третьих, при формировании Государственного бюджета надо учитывать имеющиеся ресурсы. Потому что при рассмотрении Госпрограммы в качестве причины невыполнения определенных пунктов ответственные ссылались на нехватку ресурсов.

 

Хайрилло ГАППОРОВ, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, руководитель фракции Экологической партии:

— В проекте Государственного бюджета на 2024 год мы акцентировали внимание на средствах, предназначенных для охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и решения экологических проблем. Это финансирование проектов по переходу к «зеленой экономике», проектов национальной оценки по «зеленой» маркировке бюджета Узбеки­стана и обеспечению экономического роста в условиях изменения климата, содержание водохозяйственных организаций, строительство и реконструкция объектов обеспечения населения чистой питье­вой водой и канализацией.

Учитывая, что экономия водных ресурсов и охрана окружающей среды определены как одни из основных направлений Стратегии «Узбекистан-2030», фракция предлагает уточнить размер средств, выделяемых на покрытие расходов по внедрению системы капельного орошения, ряд других статей.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.