Применяя механизмы народовластия

Фото: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Состоялось очередное пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Депутаты заслушали информацию Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), обсудили ряд законопроектов, рассмотрели другие вопросы повестки дня.
Растет доверие к омбудсману
Депутаты нижней палаты парламента заслушали Уполномоченного по правам человека (омбудсмана) Ф. Эшматову о проделанной в 2022 году работе. В минувшем году данным институтом сделано немало для совершенствования национального законодательства в области прав человека: это мониторинг за соблюдением правовых норм, рассмотрение обращений граждан, повышение правосознания и информированности населения и представителей государственных органов, международное сотрудничество в области защиты прав и свобод человека, регулярного посещения учреждений исполнения наказания с проверкой условий содержания осужденных.
В минувшем году омбудсман концентрировал внимание на вопросах анализа обращений граждан о нарушениях их прав, свобод и законных интересов, предоставлении заключений о проведении правовой экспертизы законопроектов, разработки предложений по совершенствованию законопроектов, устранения несоответствий в юридических документах, изучения международных документов в области прав человека.
На имя омбудсмана поступило 17 761 обращение (годом ранее — 18 738). В частности, гражданами страны, лицами без гражданства, иностранцами, омбудсманами зарубежных государств направлено 14 526 обращений. Еще 3 235 заявлений адресованы лицами, содержащимися в местах с ограниченной свободой передвижения и их законными представителями. В государственные органы и суды внесено 20 представлений, 36 заключений и 78 исков о восстановлении нарушенных прав граждан, что на 42,5 процента больше по сравнению с прошлым годом.
Депутаты отметили работу по недопущению применения пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания. В частности, проведено 381 мониторинговое посещение, то есть в 2,2 раза больше, чем в 2021 году. Обеспечен парламентский контроль за соблюдением законодательства о правах и свободах человека в учреждениях исполнения наказаний.
В результате изучений, проведенных органами прокуратуры на основе запроса омбудсмана, определено, что 43 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела вынесены преждевременно. Они были отменены и предписано провести расследование до начала дополнительного дознания и следствия.
На заседании также обсуждена деятельность Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка (детского омбудсмана) за 2022 год. Депутатам представлена подробная информация о проделанной работе. За отчетный период поступило 696 обращений о нарушении прав и законных интересов детей. Уполномоченным по правам ребенка в сотрудничестве с Министерством внутренних дел удалось вернуть 43 ребенка, оставшегося за границей без попечения родителей.
Из 11 549 детей, оставшихся без попечения родителей, 11 162 устроены в семьи и детские учреждения. Судьба остальных 387 сирот находится на стадии решения. 652 человека лишены родительских прав за злоупотребление алкоголем, отказ воспитывать детей, защищать их права и интересы.
Представлена также информация о деятельности омбудсмана в сфере правового анализа, международного сотрудничества, правового продвижения и связей с общественностью. По итогам заседания депутаты высказали предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана), принято соответствующее решение.
Повысить конкурентоспособность
Депутаты постатейно во втором чтении рассмотрели проект закона «О конкуренции». На заседании даны подробные разъяснения о предусмотренных в проекте закона нормах, новых механизмах и вносимых изменениях. Так, объединены законы «О конкуренции» и «О естественных монополиях». Естественные монополии определяются на основе конкретных критериев.
Для снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательства стоимость сделок экономической концентрации (слияния предприятий, поглощения и приобретения акций и т. п.), требующих предварительного согласования, увеличена в пять раз — с нынешних 30 миллиардов сумов до 150 миллиардов сумов. То есть определено, что контроль будет применяться только к крупным предприятиям, которые могут оказать существенное влияние на конкуренцию.
Пороговые значения текущих договоров (выше стотысяче¬кратного размера БРВ) считаются устаревшими и не соответствующими требованиям сегодняшней экономической реальности и целям антимонопольного контроля в силу экономической концентрации. Большинство существующих пороговых сделок не влияет на конкурентную среду. Также повышение пороговой стоимости сделок обеспечивает снижение бюрократических барьеров для субъектов малого и среднего бизнеса.
Законопроект вводит новые определения: «превосходная переговорная сила», «соблюдение антимонопольного комплаенса». В соответствии с действующими правовыми документами система антимонопольного комплаенса с долей государства более 51 процента внедрена в более чем 150 субъектах хозяйствования, местных хокимиятах, органах государственного управления.
Предусматривается, что физическое лицо, хозяйствующий субъект, объединение юридических лиц, первым добровольно сообщившее в антимонопольный орган об антиконкурентном соглашении и согласованных действиях, являющееся участником этого соглашения и согласованных действий, будет освобожден от ответственности.
По мнению депутатов, принятие законопроекта повысит конкурентоспособность, снизит участие государства в экономике, создаст здоровую конкурентную среду в приоритетных отраслях экономики и социальной сферы и улучшит качество производимой продукции на предприятиях.
Проект закона принят депутатами в третьем чтении.
Широкая линейка госуслуг
Соответствующим указом Президента от 20 апреля 2022 года утверждена Национальная стратегия модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг на 2022—2026 годы.
В ней определены цели, задачи и приоритеты модернизации и ускоренного развития сферы на основе принципа «Гражданин в центре внимания оказания государственных услуг».
Органы внутренних дел оказывают населению 55 видов госуслуг. Из них 18 предоставляются центральным аппаратом Министерства внутренних дел, 13 — ГУБДД или его территориальными управлениями, 12 — местными управлениями и отделами главного управления миграции и оформления гражданства, 12 — другими службами. 42 вида предоставляются в традиционной, шесть — в электронной и семь — в смешанной форме.
Только в 2022 году водительские права получили 1 261 977 граждан, ID-карты, удостоверяющие личность, — 1 337 816 человек. Наряду с этим существует необходимость увеличения объемов оказания госуслуг населению удобными и простыми способами, недопущения излишней волокиты, надежной защиты данных в информационной системе государственных органов.
Есть необходимость перевода в электронную форму таких услуг, как выдача ID-карты и водительского удостоверения, проведение государственной регистрации и выдача госномера автотранспортного средства. Негативно сказываются на работе недостаток современных информационно-коммуникационных технологий, мобильных приложений, а также низкая скорость интернета.
На основе вышеизложенного принято постановление направить парламентский запрос Законодательной палаты министру внутренних дел П. Бобожонову о работе органов внутренних дел по оказанию государственных услуг населению.
Труд в формальном секторе выгоднее
На очередном пленарном заседании нижней палаты парламента постатейно во втором чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбеки-стан, направленных на сокращение неформальной занятости».
Высокий размер ежемесячного социального налога для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, завышенные требования и порядок исчисления трудового стажа граждан, работающих на своем приусадебном участке, препятствуют снижению доли неформальной занятости.
Предлагаемым законопроектом предусмотрено уменьшить в Налоговом кодексе размер социального налога, подлежащего уплате за работников других индивидуальных предпринимателей, с шестикратного до однократного размера базовой расчетной величины в год, за исключением физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в торговых комплексах и на рынках.
Вносятся изменения для граждан, занимающихся отдельными видами деятельности на принадлежащих им земельных участках. Теперь они могут платить социальный налог по своему усмотрению независимо от площади земельного участка и количества домашних животных и птицы, которых они содержат. Вместе с тем в Закон Республики Узбекистан «О подсобном хозяйстве» вносятся изменения, регулирующие трудовую деятельность в подсобном хозяйстве.
Принятие законопроекта упростит исчисление платежей по социальному налогу и стажа работы физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, граждан, осуществляющих трудовую деятельность в сфере недвижимости, а также созданию индивидуальными предпринимателями дополнительных рабочих мест.
Законопроект принят депутатами в третьем чтении.
Подотчетность по вертикали
На пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса детально во втором чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на внедрение системы отчетности руководителей системы здравоохранения перед общественностью».
Предусматривается совершенствование практики отчетности, в соответствии с которой руководители многопрофильных центральных поликлиник районов (городов), заведующие семейными поликлиниками и пунктами семейного врача отчитываются перед махаллинскими сходами граждан, руководители районных (городских) медицинских объединений — перед Кенгашами народных депутатов районов (городов), руководители управлений здравоохранения областей — перед Кенгашами народных депутатов областей.
По результатам заслушивания отчетов Кенгаш народных депутатов своим решением вправе давать оценку эффективности деятельности руководителя того или иного подразделения си¬стемы здравоохранения. Кроме того, вносятся изменения, направленные на четкое определение порядка заслушивания сходами граждан отчета должностного лица соответствующей системы здравоохранения.
В процессе доработки законопроекта ответственная комиссия изучила практику применения закона и предложения, поступившие в ходе обсуждения документа в первом чтении. Принятие данного документа послужит обеспечению открытости деятельности органов здравоохранения, повышению информированности.
Проект закона принят депутатами в третьем чтении.
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- В Узбекистане на 10 процентов повысят зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment