Повышение уровня и качества высшего образования для развития благосостояния населения
Внимание к сфере образования становится особенно актуальным во всем мире в век глобализации и информационных технологий, когда уровень развития страны определяется не только социально-экономическими, культурными показателями, оценкой силы и мощи, но опирается во многом и на ее интеллектуальный потенциал. Ведь именно научно-технический прогресс, основы которого закладываются в образовательной среде, является центральным звеном устойчивого развития и процветания страны.
В опубликованном в 2018 году докладе Всемирного банка «Изменение уровня благосостояния наций» (The Changing Wealth of Nations 2018) отмечается, что именно человеческий капитал, т.е. совокупность знаний, талантов, навыков и способностей людей, составляет основное богатство страны. В докладе, помимо таких традиционных критериев оценки уровня экономического развития и устойчивости стран, как ВВП, используется показатель благосостояния .
Данные рекомендации также подтверждаются применяемыми ООН расчетами «Индекса человеческого развития», где для расчета индекса наряду с такими показателями как валовый национальный доход применяются показатели ожидаемой продолжительности жизни, ожидаемой и средней продолжительности обучения.
При этом, согласно рекомендуемой методологии ПРООН, ожидаемая продолжительность обучения отражает количество лет образования, которое, как ожидается, может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течение его жизни сохранятся преобладающие тенденции в области возрастных показателей охвата населения образованием, а средняя продолжительность обучения показатель характеризующий среднее количество лет образования, полученного лицами в возрасте 25 лет и старше, пересчитанное из показателя образовательного уровня населения с учетом официальной продолжительности обучения на каждом уровне образования.
Исходя из методологии расчета, следует отметить, что показатели ожидаемой и средней продолжительности обучения отражают истинную сложившуюся в стране картину, связанную с охватом населения образованием от начального до высшего, включая послевузовское образование.
Ниже приводятся опубликованные ПРООН, значения индекса человеческого развития и составляющих показателей за 2019 год по Узбекистану и странам СНГ.

Из таблицы видно, что наряду с валовым национальным доходом на душу населения на низкое значение индекса человеческого развития влияет показатель ожидаемой продолжительности обучения, который формируется из коэффициентов соотношений учащихся (студентов) соответствующих образовательных учреждений к населению возрастной группы 7-30 лет, где по Узбекистану составляет 12,0 лет, тогда как в соседних странах как Российская Федерация (15,5), Беларусь (15,4) и Казахстан (15,3) намного выше.
Проведенный анализ структуры показателя ожидаемой продолжительности обучения по Узбекистану показывает наличие значительного влияния такой составляющей как «Уровень охвата высшим образованием», который по стране не превышает 13% .

Одной из проблем низкого охвата высшим образованием является наличие квот при поступлении, что также вынуждает молодое поколение страны искать возможности обучения за границей.
При этом, согласно научным исследованиям экспертов, основные препятствия для увеличения числа студентов в государственных вузах Республики Узбекистан — это пространство и преподаватели. Увеличение пространства требует новых зданий, нового строительства, реконструкции и модернизации инфраструктуры .
Кроме того, другими проблемами развития системы высшего образования Узбекистана являются слабое взаимодействие вузов с бизнесом, отсутствие участие в международных программах по оценке качества образования, низкий уровень использования информационных технологий и отсутствие независимости вузов в определении учебных программ, принятии студентов, распределении финансовых средств.
Ещё одной проблемой системы высшего образования Узбекистана, является устаревшая национальная система стандартов подготовки кадров, разработанная на основе Международной стандартной классификации образования (МСКО) 1997 года, тогда как на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2011 года была принята и рекомендована странам членам ООН, обновленная версия МСКО-2011, в котором пересмотрены стандарты и классификации третичного (высшего) образования .
На основе анализа системы высшего образования и факторов, определяющих его развитие, ключевыми проблемами развития системы высшего образования являются ограниченность инвестиций, недостаточная самостоятельность вузов, отсутствие конкуренции между вузами и слабая интеграция к международным программам и стандартам. При этом, наличие финансовых и институциональных ограничения не позволяют вузам создавать стимулы к улучшению потенциала.
Следует отметить, что в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису и народу Узбекистана наряду с вопросами развития отдельных отраслей, уделено особое внимание повышению охвата и качества высшего образования за счёт увеличения количества государственных грантов на получение высшего образования не менее чем на 25 процентов и квот для девушек из малообеспеченных семей в два раза, введения системы предоставления частным вузам государственного заказа на подготовку востребованных специалистов, предоставления 30 ведущим университетам страны права самостоятельно разрабатывать учебные планы, определять квоты приема и решать финансовые вопросы.
В целях решения имеющихся проблем в системе высшего образования, непосредственно влияющих на благосостояние населения и рост человеческого капитала, а также достижения поставленных Президентом целей в Послании Олий Мажлису и народу Узбекистана: «Мы поставили перед собой великую цель – формирование фундамента нового Ренессанса в нашей стране, и с этой целью должны создать среду и условия для воспитания новых Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Улугбеков, Навои и Бабуров. Важнейшими факторами в этом историческом процессе, неотъемлемой частью нашей национальной идеи являются развитие образования и воспитания, науки и инноваций, утверждение здорового образа жизни.» необходимо принять меры по реформированию системы высшего образования в следующих направлениях:
1. Ограничение государственного регулирования и развитие автономности вузов через расширение их полномочий в академической сфере, кадровой политике, процедурах приема в вузы и вопросах финансирования. По итогам апробирования данного метода на примере 30 ведущих университетов страны, предусмотренных в проекте Госпрограммы на 2021 год (пункт 240).
2. Развитие негосударственного высшего образования, что позволит привлечь новые источники финансирования и способствовать развитию конкуренции среди вузов. При этом, участие государства в сфере негосударственного высшего образования должно заключаться в правовом регулировании их деятельности, аккредитации и выдаче лицензий на право ведения деятельности. Поэтому нельзя сказать, что негосударственные вузы будут существовать абсолютно автономно от государства. К примеру в Казахстане функционируют 127 вузов, из них 60 – негосударственных .
3. Внедрение в систему высшего образования международных стандартов и систему оценки качества образования соответствующей глобальным рекомендациям,
для обеспечения участия Узбекистана в международных сравнительных исследованиях по оценке уровня охвата и качеству высшего образования.
4. Переход на новые методы финансирования высшего образования, расширение направлений, видов, способов финансирования. Создание привлекательной среды для вхождения средств от предприятий и бизнеса. Использование подушевых нормативов в рамках целевого заказа и уход от поурочно-часовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов.
Жамшид ШАРИПОВ,
начальник отдела Центра «Стратегия развития»
Рекомендуем
Популярное
- В Гуанчжоу представлены культурно-историческое наследие и туристический потенциал Узбекистана
- США и Украина продолжат работу над «усовершенствованным» мирным планом после переговоров в Женеве
- О подготовке и проведении праздника дня Конституции Республики Узбекистан
- Президент Узбекистана принял министра иностранных дел Китая
- Инновации полного цикла: от посева до готовой продукции
- Для отдельных категорий молодежи будет покрыта часть суммы контракта за обучение
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment