Победное время
На нашей земле есть множество старинных зданий и территорий, которые представляют огромную культурно-историческую ценность. К их числу относится и парк Астрономического института в столице Узбекистана. На этой территории полтора века назад была учреждена Ташкентская астрономическая обсерватория (ТАО).
До появления атомных часов в середине ХХ века хранением и распространением сигналов точного времени занимались астрономические обсерватории. У любых часов есть погрешности хода, которые нужно определять и вносить поправки в их показания. В качестве эталона времени использовались сутки — период вращения Земли вокруг своей оси.
Первые астрономические часы появились в 1873 году. Первый директор ТАО Шарнгорст доставил из Гамбурга астрономическое оборудование, в том числе часы известной в то время нидерландской фирмы «Ховью». Они прослужили до 1931 года.
На возвышенности в центре Ташкента была установлена пушка, запальное устройство которой было соединено с обсерваторией кабелем. Ровно в 12 часов дня по часам ТАО астроном нажимал на кнопку специального устройства, и выстрел пушки извещал жителей нашей столицы о том, что наступил полдень. В те времена в узбекском языке даже появилось выражение «топ вакти» («пушечное время»).
С годами служба времени ТАО совершенствовалась. В конце 1930-х годов обсерватория была оснащена самым точным по тем временам оборудованием. Из Германии были доставлены часы фирмы «Рифлер», а для определения длительности суток по регистрации прохождения звезд через меридиан — инструмент фирмы «Аскания Верке».
В 1919 году все обсерватории мира, занимающиеся измерением времени, объединили в Международное бюро времени со штаб-квартирой в Париже. Туда ежедневно отправлялись по телеграфу данные измерений, и там рассчитывались поправки часов каждой обсерватории. После модернизации 1930-х годов служба времени ТАО по точности своих часов занимала третье место в мире.
Большинство обсерваторий советской службы времени находилось в европейской части территории страны. Когда началась война, все эти обсерватории пришлось эвакуировать в глубь страны. Нависла реальная угроза потери возможности обеспечения нужд фронта и страны в точном времени. Без этого невозможно было функционирование многих отраслей промышленности, а также планирование сроков военных операций.
Единственной обсерваторией, которая продолжала бесперебойно функционировать, являлась ТАО. В срочном порядке решили организовать передачу сигналов точного времени из Ташкента.
На плечи ташкентских астрономов легла ответственная работа. Регулярные ночные наблюдения звезд, профилактика телескопов и особенно главных часов обсерватории требовали самоотверженности и железной дисциплины. Установленная на территории парка ТАО радиостанция ежесуточно передавала в эфир семь серий сигналов. Такое количество в обычное время передавали три-четыре обсерватории вместе взятые.
Главные часы обсерватории конструкции фирмы «Рифлер» содержались в особых условиях. В те времена, когда еще отсутствовали современные системы термостабилизации, поддерживать постоянную температуру в течение всего года с точностью до полградуса можно было только в глубокой шахте. Ее оборудовали на глубине 12 метров под зданием обсерватории. Помимо этого, часы помещались под стеклянный колпак, в котором создавался вакуум.
Однажды во время профилактики часов сотрудник случайно разбил стеклянный колпак, который удерживал вакуум. Все попытки заменить его металлическим не увенчались успехом. Тогда директор обсерватории В. Щеглов решился на отчаянный шаг. Он не стал сообщать по инстанции о случившемся (можно догадываться, что ожидало его самого и других сотрудников в военное время за такую оплошность), а глубокой ночью направился в Старый город к мастерам-чегакчи, восстанавливающим фарфоровую и фаянсовую посуду, издревле ценившуюся на Востоке дороже золотой, путем наложения металлических заклепок. Там нашел лучшего мастера и объяснил ему всю важность и ответственность работы. Мастер склеил колпак самым аккуратным способом, наложив тридцать две металлические заклепки. Примерно через месяц после установки отремонтированного колпака стало ясно — он держит вакуум. Часы исправно проработали в течение всей войны.
На протяжении четырех с половиной месяцев вся страна жила по часам Ташкентской астрономической обсерватории. Это был важный вклад ученых-астрономов Узбекистана в победу над врагом.
Шухрат ЭГАМБЕРДИЕВ,
академик, директор Астрономического института Академии наук.
Рекомендуем
Популярное
- Фактор стабильности и прогресса общества
- Состоялась онлайн-выставка азербайджанских и узбекских художников
- Поздравление работникам и ветеранам органов прокуратуры
- О награждении в связи с Днем работников органов прокуратуры группы работников
- О награждении группы военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в связи с 34-й годовщиной Вооруженных Сил Республики Узбекистан и Днем защитников Родины
- Кибер-юристы для цифрового Узбекистана: Указ Президента открывает новую эру юридического образования
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment