О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан»

09:29 21 Сентябрь 2021 Документы
797 0

Закон Республики Узбекистан

 

Принят Законодательной палатой 24 июля 2021 года

Одобрен Сенатом 27 августа 2021 года

 

Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 6 апреля 2017 года № ЗРУ–427 «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 4, ст. 135; 2019 г., № 9, ст. 591; 2020 г., № 11, ст. 652; 2021 г., приложение к № 4) следующие изменения и дополнения:

1) в статье 5:

из части первой слова «правоохранительных органов» исключить;

часть третью изложить в следующей редакции:

«Заместитель председателя Совета назначается Президентом Республики Узбекистан»;

из части пятой слова «правоохранительных органов» исключить;

части шестую и седьмую изложить в следующей редакции:

«Председатель, заместитель председателя, секретарь и утвержденные из числа судей одиннадцать членов Совета осуществляют свою деятельность на постоянной основе, остальные семь членов Совета осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Одиннадцать членов Совета, утвержденных из числа судей и осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, избираются Советом по представлению его председателя в составы сектора и Судебной инспекции по обеспечению неприкосновенности судей и предупреждению коррупции, в том числе на должности руководителей данных подразделений»;

2) текст статьи 6 изложить в следующей редакции:

«Основными задачами Совета являются:

формирование судейского корпуса путем конкурсного отбора, подготовки, назначения кандидатов на судейские должности из числа наиболее квалифицированных и ответственных специалистов, а также дачи рекомендации для выдвижения на руководящие судейские должности;

принятие мер по предотвращению нарушения неприкосновенности судей и эффективной защите их деятельности по отправлению правосудия от какого-либо вмешательства;

принятие мер по предупреждению и раннему выявлению коррупционных проявлений среди судей;

рассмотрение и принципиальная оценка каждого выявленного факта коррупции в судебной системе;

принятие мер по обеспечению открытости и прозрачности в деятельности Совета и судебной системы;

организация профессиональной подготовки, повышения квалификации судей, обеспечение беспристрастности и прозрачности при оценке эффективности их деятельности посредством внедрения современных информационных технологий;

подбор достойных судейских кадров для выдвижения на руководящие судейские должности, а также инициирование вопроса их стимулирования и поощрения;

осуществление взаимодействия со средствами массовой информации, налаживание диалога с населением, рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам соблюдения судьями правил этического поведения;

подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, обеспечению подлинной независимости судебной власти и единой судебной практики, повышению уровня доступа к правосудию и качества его отправления;

рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности судей, а также даче заключения на привлечение их к уголовной ответственности»;

3) текст статьи 7 изложить в следующей редакции:

«Для выполнения возложенных на него задач Совет:

организует конкурсный отбор кандидатов на должности судей;

формирует резерв кандидатов на руководящие судейские должности;

вносит предложения Президенту Республики Узбекистан по кандидатам, рекомендуемым на должности председателя, заместителей председателя и судей Верховного суда Республики Узбекистан;

вносит представления Президенту Республики Узбекистан по кандидатам, рекомендуемым на должности председателей и заместителей председателей областных и Ташкентского городского судов, председателей и заместителей председателей административных судов областей и города Ташкента, председателя и заместителя председателя Военного суда Республики Узбекистан;

назначает на должность судей областных и Ташкентского городского судов, председателей, их заместителей и судей межрайонных, районных, городских судов, судей административных судов областей и города Ташкента, председателей, их заместителей и судей межрайонных административных судов, а также судей Военного суда Республики Узбекистан, председателей территориальных военных судов;

вносит в соответствии с законом заключения (представления) в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан по кандидатам, рекомендуемым на должности судей Суда Республики Каракалпакстан, Административного суда Республики Каракалпакстан;

переводит судей в период срока их полномочий на должности судей областных и Ташкентского городского судов, председателей, их заместителей и судей межрайонных, районных, городских судов, судей административных судов областей и города Ташкента, председателей, их заместителей и судей межрайонных административных судов, а также судей Военного суда Республики Узбекистан, председателей территориальных военных судов
по заключению Высшей квалификационной коллегии судей на основании заявлений судей;

вносит представления в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан о переводе судей на должности судей Суда Республики Каракалпакстан, председателей, их заместителей и судей межрайонных, районных, городских судов Республики Каракалпакстан, судей Административного суда Республики Каракалпакстан, председателей, их заместителей и судей межрайонных административных судов Республики Каракалпакстан по заключению Высшей квалификационной коллегии судей на основании заявлений судей;

вносит с согласия судьи представление Президенту Республики Узбекистан о продлении предельного возраста его пребывания в должности судьи Верховного суда Республики Узбекистан до пяти лет;

продлевает с согласия судьи предельный возраст пребывания в должности судьи Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов, межрайонных, районных, городских судов, Административного суда Республики Каракалпакстан, административных судов областей и города Ташкента, межрайонных административных судов, а также Военного суда Республики Узбекистан, территориальных военных судов до пяти лет;

вносит представления (предложения) Президенту Республики Узбекистан о досрочном прекращении полномочий судей, назначаемых Президентом Республики Узбекистан либо избираемых Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан;

в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности судей областных и Ташкентского городского судов, председателей, их заместителей и судей межрайонных, районных, городских судов, судей административных судов областей и города Ташкента, председателей, их заместителей и судей межрайонных административных судов, а также судей Военного суда Республики Узбекистан, председателей территориальных военных судов;

вносит заключения в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан о досрочном прекращении полномочий судей Суда Республики Каракалпакстан, председателей, их заместителей и судей межрайонных, районных, городских судов Республики Каракалпакстан, судей Административного суда Республики Каракалпакстан, председателей, их заместителей и судей межрайонных административных судов Республики Каракалпакстан;

определяет порядок проведения служебной проверки в отношении судей;

вносит представления Президенту Республики Узбекистан о награждении судей государственными наградами;

проводит служебные проверки в отношении судей и членов Совета, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе;

рассматривает вопрос о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и направляет материалы в соответствующие квалификационные коллегии судей;

рассматривает вопрос о привлечении членов Совета, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, к дисциплинарной ответственности;

дает заключение по вопросам привлечения судей к уголовной ответственности;

вносит на рассмотрение Пленума Верховного суда Республики Узбекистан предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, обеспечению подлинной независимости судебной власти и единой судебной практики, повышению доступа к правосудию и качества его отправления, а также о даче разъяснений по вопросам применения законодательства;

осуществляет общее руководство деятельностью квалификационных коллегий судей, проверяет их деятельность, рассматривает жалобы на решения Высшей квалификационной коллегии судей, заслушивает отчеты председателей квалификационных коллегий судей;

рассматривает представления Председателя Верховного суда Республики Узбекистан на решения, заключения Высшей квалификационной коллегии судей;

рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам соблюдения судьями требований Кодекса судейской этики;

изучает деятельность судей на предмет их профессиональной пригодности;

утверждает Кодекс судейской этики;

принимает меры по определению критериев оценки деятельности судей на основе открытой и прозрачной электронной рейтинговой программы;

утверждает программу по организации профессиональной подготовки и повышения квалификации судей;

ежегодно заслушивает информацию директора Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан о деятельности данного департамента;

реализует комплекс мер по изучению уровня личных и профессиональных качеств кандидатов, впервые назначаемых на должности судей, кандидатов на новый срок полномочий либо на другие судейские должности;

запрашивает необходимую информацию, документы и иные материалы, связанные с деятельностью Совета, у государственных органов и иных организаций, а также должностных лиц и граждан;

утверждает Регламент Высшего судейского совета Республики Узбекистан и положения по вопросам, относящимся к его компетенции.

Совет может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством»;

4) в части первой статьи 9:

абзац второй изложить в следующей редакции:

«осуществляет общее руководство деятельностью Совета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Совет задач»;

дополнить абзацами седьмым и восьмым следующего содержания:

«представляет по итогам года Президенту Республики Узбекистан информацию о факторах, препятствующих обеспечению независимости судебной власти, неприкосновенности судей и отправлению правосудия, а также о состоянии противодействия коррупции в судебной системе;

ведет личный прием физических лиц, представителей юридических лиц»;

абзацы седьмой – одиннадцатый считать соответственно абзацами девятым – тринадцатым;

5) часть первую статьи 10 изложить в следующей редакции:

«Заместитель председателя Совета:

осуществляет руководство деятельностью Судебной инспекции по обеспечению неприкосновенности судей и предупреждению коррупции, несет ответственность за обеспечение эффективности ее деятельности;

организует работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий, а также по обеспечению информационной безопасности;

ведет личный прием физических лиц, представителей юридических лиц;

в отсутствие председателя Совета исполняет его обязанности»;

6) абзац четвертый части первой статьи 12 изложить в следующей редакции:

«проводить мониторинг эффективности деятельности судей посредством электронной рейтинговой программы»;

7) часть первую статьи 13 изложить в следующей редакции:

«Член Совета обязан:

осуществлять свою деятельность в соответствии с законом;

участвовать в разработке и реализации мер, направленных на осуществление правосудия на основе принципа независимости судебной власти;

беспристрастно изучать кандидатов на должности судей;

участвовать в реализации мер по предупреждению, выявлению, пресечению, устранению последствий и причин коррупционных проявлений среди судей, а также фактов вмешательства в их деятельность по осуществлению правосудия и сообщать об этих действиях в Совет;

хранить тайну совещания заседаний Совета и соблюдать конфиденциальность в отношении сведений о частной жизни судей и кандидатов на должности судей, ставших ему известными в силу выполнения возложенных на него обязанностей;

воздерживаться от действий, которые могут нанести ущерб авторитету Совета, вызвать сомнения в его объективности;

не допускать конфликта интересов в своей деятельности и в случае его возникновения заявить самоотвод по основаниям, указанным в части первой статьи 16 настоящего Закона;

голосовать по вопросам, рассматриваемым Советом»;

8) в части второй статьи 17:

абзац второй исключить;

абзацы третий – восьмой считать соответственно абзацами вторым – седьмым;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«о назначении, переводе на должность судьи»;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«о даче заключения на привлечение судьи к уголовной ответственности»;

9) в статье 18:

часть первую изложить в следующей редакции:

«При определении соответствия кандидата на должность судьи, назначаемого (избираемого) впервые, на очередной десятилетний срок и последующий бессрочный период пребывания в должности судьи, а также при назначении (избрании) кандидата на руководящие должности Верховного суда Республики Узбекистан, Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов, Административного суда Республики Каракалпакстан, административных судов областей и города Ташкента, Военного суда Республики Узбекистан Совет может запрашивать необходимую информацию у правоохранительных органов. Правоохранительные органы в месячный срок со дня получения запроса Совета должны представить соответствующее заключение»;

дополнить частями третьейчетвертой и пятой следующего содержания:

«По фактам нарушения неприкосновенности судей и вмешательства в отправление правосудия председателем Совета может быть внесено представление в органы прокуратуры.

Представление, внесенное в органы прокуратуры, рассматривается в месячный срок, и Совет уведомляется Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

В случае задержания судьи по подозрению в совершении правонарушения об этом сообщается Высшему судейскому совету Республики Узбекистан не позднее трех часов с момента его задержания с приложением копий документов, являющихся основанием для задержания»;

10) статью 20 исключить;

11) текст статьи 24 изложить в следующей редакции:

«Информация о вакантных судейских должностях размещается на официальном веб-сайте Совета. Рассмотрение кандидатов, впервые назначаемых на должности судей, осуществляется на альтернативной основе.

Кандидат в судьи имеет право подать заявление об участии в отборе на замещение вакантных судейских должностей непосредственно в Совет.

При отборе кандидатов, впервые назначаемых на должности судей, кандидатов на новый срок полномочий либо на другие судейские должности могут использоваться различные методы изучения – собеседование, тестирование независимыми экспертами, тематические рефераты по заданной проблематике, программа электронного опроса для определения уровня знаний в порядке, определяемом Советом.

Кандидат, отклоненный по причине его несоответствия на должность судьи, по истечении одного года может повторно обратиться в Совет с заявлением об участии в объявленном конкурсе на замещение вакантной должности судьи»;

12) часть четвертую статьи 241 изложить в следующей редакции:

«Совет изучает мнение общественности по кандидатам на должности председателей, заместителей председателей областных и Ташкентского городского судов, председателей, заместителей председателей и судей межрайонных, районных, городских судов, председателей, заместителей председателей
и судей административных судов областей и города Ташкента, председателей, заместителей председателей и судей межрайонных административных судов, а также председателя, заместителя председателя и судей Военного суда Республики Узбекистан, председателей территориальных военных судов согласно порядку, утверждаемому Советом»;

13) в части первой статьи 31 слова «Председателю и секретарю Совета» заменить словами «Председателю, его заместителю и секретарю Совета».

Статья 2. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев

 

город Ташкент,

20 сентября 2021 года

№ ЗРУ–717

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.