О мерах по организации деятельности Агентства культурного наследия при Министерстве туризма и спорта Республики Узбекистан, а также инновационному развитию сферы

17:02 22 Июнь 2021 Документы
446 0

Постановление Президента Республики Узбекистан

 

В целях усиления деятельности по сохранению уникального и редкостного культурного наследия, отоб­ражающего богатую историю и культуру народа ­Узбекистана, цифровизации, инновационного раз­вития и укрепления материально-технической базы сферы, эффективного применения передового мирового опыта, а также обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 6 апреля 2021 года № УП—6199 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления в сферах туризма, спорта и культурного наследия»:

1. Принять к сведению, что при Министерстве туризма и спорта образовано Агентство культурного наследия (далее — Агентство) и его управления в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте.

2. Определить основными задачами Агентства:

а) в сфере охраны объектов материального культурного наследия:

выявление, принятие на учет, охрану, пропаганду, ведение государственного реестра, электронного каталога, паспортов и государственных кадастров, определение охранных границ объектов материального культурного наследия, а также осуществление государственного контроля в сфере;

рациональное использование объектов материального культурного наследия, в том числе эффективное управление ими на основе государственно-частного партнерства, цифровизацию сферы и внедрение современных информационных технологий;

осуществление работ по сохранению на объектах недвижимости материального культурного наследия, выполнение функции заказчика, непрерывное ведение научно-технического контроля, проведение экспертизы на предмет влияния историко-культурной экспертизы и проектно-сметной документации на историко-культурную ценность;

б) в сфере музеев:

ведение государственного каталога национального музейного фонда, включение музейных экспонатов и музейных коллекций в состав национального музейного фонда, их выведение из состава указанного фонда, выдачу в порядке универсального правопреемства либо иным способом специального разрешения для перехода от одного лица ко второму лицу, а также осуществление государственного контроля в сфере;

координацию и развитие деятельности музеев, повышение квалификации, переподготовку и проведение аттестации работников музеев, определение категорий музеев, обеспечение открытости нацио­нального музейного фонда, изучение и популяризацию, а также выполнение работ по реставрации и сохранению музейных экспонатов и музейных коллекций;

в) в сфере особо охраняемых историко-культурных территорий:

охрану особо охраняемых историко-культурных территорий, разработку паспортов, планов управления, режимов и определение охраняемых границ, сохранение историко-культурной ценности, уникальности, природного ландшафта и своеобразных особенностей указанных территорий и исторических махаллей;

рекомендацию о включении исторических мест в Список всемирного наследия, осуществление контроля за выполнением требований Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, рекомендаций ЮНЕСКО, Центра всемирного наследия и Комитета всемирного наследия на территории нашей страны;

г) в сфере археологии:

поддержку, осуществление координации и контроля за археологическими исследованиями, выдачу разрешений на археологические исследования, проведение экспертизы и обеспечение сохранности научных отчетов;

ведение государственного каталога археологических экспонатов, организацию передачи их государству, закрепление археологических экспонатов за учреждениями науки, культуры, образования, а также их отчуждение;

охрану объектов археологического наследия, обеспечение незамедлительного проведения исследований на археологических объектах, находящихся на грани разрушения, консервацию и превращение археологических объектов в музеи, а также создание археологических парков;

д) в сфере культурных ценностей внутри страны и за рубежом:

охрану культурных ценностей, включая выдачу сертификатов на вывоз за пределы Республики Узбекистан и ввоз культурных ценностей на территорию нашей страны, координацию их реализации, проведение художественной экспертизы, определение категории и ведение государственного реестра культурных ценностей, осуществление государственного контроля в сфере;

выявление, а также создание и регулярное обновление полной базы данных по культурным ценностям за рубежом, относящимся к истории и культуре нашей страны, возвращение на Родину оригиналов либо копий, фото- и видеоизображений указанных ценностей;

издание на разных языках и широкое освещение в средствах массовой информации и сети Интернет библиографических сборников, каталогов, книг-альбомов, информационных бюллетеней и другой печатной продукции, содержащей научные данные, полученные на основе научных исследований, и результаты анализа этих данных, а также сотрудничество с международными и зарубежными организациями.

3. Установить, что:

Агентство является специальным уполномоченным государственным органом управления в сфере материального культурного наследия, музеев, археологии, вывоза и ввоза культурных ценностей;

решения, принятые Агентством в рамках своей компетенции, являются обязательными к исполнению органами государственного и хозяйственного управления, исполнительной власти на местах, иными организациями и их должностными лицами, а также гражданами;

Агентство вносит обязательные для исполнения письменные предупреждения и указания соответственно по недопущению нарушений либо устранению нарушений актов законодательства в сфере;

Агентство вносит обязательные для рассмотрения представления по пресечению фактов нарушения закона, устранению способствующих им причин и условий, а также принятию соответствующих мер в отношении виновных должностных лиц.

4. Установить порядок, в соответствии с которым:

согласование с Агентством проектов нормативно-правовых актов в сфере и генеральных планов населенных пунктов, в которых расположены объекты недвижимости материального культурного наследия, является обязательным;

проекты работ по строительству, сносу и благоустройству объектов недвижимости материального культурного наследия, а также объектов, расположенных на особо охраняемых историко-культурных территориях, на территориях, включенных в Список всемирного наследия, и их охраняемых границах, согласовываются с Агентством в обязательном порядке. При этом проекты по территориям (объектам), включенным в Список всемирного наследия, согласовываются с Центром всемирного наследия ЮНЕСКО через Национальную комиссию по делам ЮНЕСКО;

государственный реестр объектов недвижимости материального культурного наследия утверждается Кабинетом Министров;

закрепление объектов недвижимости материального культурного наследия, являющихся государственным недвижимым имуществом, на основе права оперативного управления либо на основе права безвозмездного пользования осуществляется на основании решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров;

предварительные результаты государственного контроля по фактам нанесения вреда объекту материального культурного наследия подлежат обязательному доведению до сведения общественности через официальный сайт Агентства в течение 24 часов с момента получения уведомления;

в целях научно-технического исследования всех этапов планирования и реализации работ по сохранению, а также исходя из своеобразных особенностей и состояния каждого объекта создаются научно-технические исследовательские группы, оплата труда членов группы предусматривается в проектно-сметной документации работ по сохранению;

Адресный перечень объектов недвижимости материального культурного наследия, на которых работы по сохранению осуществляются за счет средств Государственного бюджета, утверждается заместителем Премьер-министра — министром туризма и спорта на основании положительных заключений научно-технических исследователь­ских групп и Научно-экспертного совета Агентства;

для выполнения работ по сохранению необходимо наличие разрешения Агентства, выданного на основании положительных заключений научно-технических исследовательских групп и Научно-технического совета, в случае несоблюдения данного правила выданное разрешение признается недействительным;

на членов Научно-экспертного совета и научно-технических исследовательских групп распространяются права и обязанности, определенные в актах законодательства для государственных судебных экспертов. Заключение Научно-экспертного совета является обязательным для Агентства.

5. Утвердить:

организационную структуру Агентства культурного наследия при Министерстве туризма и спорта согласно приложению № 1;

структуру центрального аппарата Агентства культурного наследия при Министерстве туризма и спорта с общей предельной численностью управленческого персонала 65 единиц согласно приложению № 2.

Определить предельную численность управленческого персонала управлений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте (далее — территориальные управления) Агентства — 145 единиц.

Установить, что дополнительные 30 штатных единиц для структур центрального аппарата и территориальных управлений Агентства выделяются за счет оптимизации численности работников государственных музеев.

Заместителю Премьер-министра — министру туризма и спорта Абдухакимову А. совместно с заинтересованными министерствами
и ведомствами в двухмесячный срок, принимая во внимание оптимизацию численности работников государственных музеев, обеспечить утверждение типового штатного расписания государственных музеев в установленном порядке.

6. Предоставить министру туризма и спорта право:

вносить изменения в структуры центрального аппарата, территориальных управлений, иных организаций системы Агентства в пределах общей численности их управленческого персонала и фонда оплаты труда;

утверждать структуры и уставы, а также определять предельную численность управленческого персонала территориальных управлений Агентства.

7. Установить, что:

директор Агентства по статусу, условиям оплаты труда, медицин­ского и транспортного обслуживания приравнивается к первому
заместителю министра туризма и спорта;

директор Агентства и его заместители на основании представления министра туризма и спорта назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров;

стаж работы в качестве работника Агентства засчитывается при переходе на работу в другие государственные органы, в том числе в правоохранительные и контролирующие органы, для получения очередных воинских и специальных званий, а также расчета надбавок за воинские и специальные звания и доплат за выслугу лет;

планирование, проведение, координация и научно-технический конт­роль работ по сохранению осуществляются на объектах недвижимости материального культурного наследия по схеме согласно приложению № 3.

8. Определить источниками финансирования внебюджетного Фонда культурного наследия Агентства (далее — Фонд):

90 процентов средств, поступивших от предоставления в аренду объектов недвижимости материального культурного наследия, принадлежащих Агентству, его территориальным управлениям и государственным музеям-заповедникам;

50 процентов денежных средств, поступивших от предоставления в аренду объектов недвижимости материального культурного наследия, принадлежащих другим организациям государственной собственности, и от реализации билетов;

50 процентов денежных средств, поступивших от реализации билетов в музеи-заповедники, и 10 процентов денежных средств, поступивших от реализации билетов в государственные музеи;

платежи за проведение художественной экспертизы культурных ценностей, оказание государственных услуг по их реализации, выдачу сертификата, предоставляющего право на вывоз, свидетельства о регистрации музейных экспонатов и музейных коллекций государственного каталога Национального музейного фонда, а также за выведение музейных экспонатов и музейных коллекций из его состава;

платежи за внесение объектов недвижимости материального культурного наследия в государственный кадастр и исключение из него, рассмотрение и утверждение паспорта историко-культурной зоны, рассмотрение проектов генеральных планов населенных пунктов и выдачу заключений по ним;

платежи за выдачу разрешений и лицензий на проведение работ по сохранению объектов недвижимости материального культурного наследия, проведение научно-технического контроля, а также соответствующую экспертизу историко-культурной и проектно-сметной документации, выдачу квалификационных сертификатов мастерам-реставраторам;

платежи за проекты по землеройным, землеустроительным, строительным, мелиоративным и иным хозяйственным работам, проводимым на объектах недвижимости материального культурного наследия, в особо охраняемых историко-культурных зонах, на территориях, включенных в Список всемирного наследия, и их охра­няемых границах, рассмотрение отчетов оценки воздействия на наследие;

штрафы, выплачиваемые за нарушение правил охраны и использования объектов материального культурного наследия и их уничтожение, снос или нанесение им ущерба, а также средства за возмещение ущерба, нанесенного объектам материального культурного наследия, являющимся государственным имуществом;

направляемая в Государственный бюджет часть суммы из незаконно израсходованных бюджетных средств, хищений, растрат, недостач, выявленных полномочными органами по результатам проверок деятельности Агентства, организаций и государственных музеев в его системе, музеев-заповедников, а также хода работ на объектах недвижимости материального культурного наследия по их сохранению;

доходы, получаемые от размещения временно свободных средств Фонда, гранты и средства технического содействия международных финансовых организаций и зарубежных государств, а также иные поступления, не запрещенные актами законодательства.

9. Установить, что средства Фонда расходуются на:

охрану, консервацию, реставрацию, восстановление, ремонт, приспособление под использование в современных условиях объектов материального культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, культурных ценностей, музейных экспонатов и коллекций, а также связанные с ними научные и научно-технические исследования, работы по проектированию и производству;

ведение государственного кадастра объектов материального культурного наследия, государственных каталогов и паспортов археологических экспонатов, Национального музейного фонда, поддержку деятельности музеев и археологических исследований, организацию работ по пропаганде и популяризации;

охрану особо охраняемых историко-культурных зон, территорий, включенных в Список всемирного наследия, и исторических махаллей;

укрепление материально-технической базы Агентства и его территориальных управлений, внедрение информационно-коммуникационных технологий, развитие и цифровизацию электронных услуг, организацию работы по предотвращению правонарушений в сфере и эффективной борьбе с ними;

оплату труда экспертов, в том числе зарубежных специалистов, членов Научно-экспертного совета, научно-технических исследовательских групп, материальное стимулирование общественных инспекторов, работников Агентства и его территориальных управлений, привлечение на основе гражданско-правового договора специалистов по вопросам, связанным с деятельностью Агентства;

осуществление других связанных с деятельностью Агентства мероприятий, определенных актами законодательства.

Порядок формирования и использования средств Фонда устанавливается Кабинетом Министров.

10. Утвердить:

«Дорожную карту» по охране объектов материального культурного наследия, развитию деятельности музеев и цифровизации сферы в 2021—2022 годах согласно приложению № 4;

целевые показатели проведения повторной историко-культурной экспертизы, разработки цифровизированного паспорта и каталога объектов недвижимости материального культурного наследия в 2021—2022 годах согласно приложению № 5;

целевые показатели определения охраняемых границ и цифровизации объектов недвижимости материального культурного наследия в 2021—2023 годах согласно приложению № 6;

целевые показатели электронной идентификации музейных экспонатов и музейных коллекций государственных музеев в 2021—2023 годах согласно приложению № 7.

Определить, что целевые показатели, утвержденные настоящим постановлением, в 2021 году осуществляются за счет средств Государственного бюджета, выделенных Фонду и на сохранение объектов культурного наследия, в 2022—2023 годах предусматриваются при формировании параметров Государственного бюджета.

11. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Агентством, Академией наук, Министерством строительства, Агентством по кадастру по итогам каждого полугодия информировать местные Кенгаши народных депутатов о состоянии выявления, учета, охраны, сохранения и рационального использования объектов материального культурного наследия и культурных ценностей, расположенных в их регионах, целостности хранения музейных экспонатов и музейных коллекций.

Кабинету Министров ежеквартально критически анализировать выполнение в полном объеме «Дорожной карты» и целевых показателей, утвержденных настоящим постановлением, оценивать деятельность руководителей Агентства, соответствующих министерств и ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.

12. Установить порядок, в соответствии с которым государственные услуги в сфере объектов материального культурного наследия и музеев с 1 января 2023 года предоставляются в электронной форме согласно приложению № 8. При оказании включенных в перечень государственных услуг:

вводится порядок обращения в Центры государственных услуг и Единый портал интерактивных государственных услуг или непосредственно заявителем в соответствующую структуру Агентства. При непосредственном обращении заявителя работник Агентства в обязательном порядке регистрирует его обращение в специальной электронной системе;

отменяется истребование квитанции за государственные услуги путем осуществления оплаты за них в электронной форме;

экспертиза соответствующего недвижимого имущества и движимых предметов проводится лично ответственными работниками Агентства, а также специалистами и экспертами, привлеченными на основе гражданско-правового договора;

заявитель оповещается о месте, времени проведения экспертизы и контактных данных, а также результатах оказания государственных услуг посредством СМС-сообщения;

документы, представляемые по результатам оказанных государственных услуг, выдаются посредством проставления QR-кода (матричного штрих-кода).

13. Установить, что:

список объектов материального культурного наследия, музеев, спортивных комплексов и других объектов показа (далее — Объекты показа) утверждается Координационным советом по вопросам развития государственно-частного партнерства и цифровизации в сферах туризма, спорта, культурного наследия, транспортной логистики и услуг, образованным Указом Президента Республики Узбекистан от 6 апреля 2021 года № УП—6199;

на входе-выходе Объектов показа, включенных в перечень, ГУП «Центр цифровизации и автоматизации» в срок до 1 октября 2021 года в обязательном порядке, в том числе на основе государственно-частного партнерства, должно установить электронные турникеты или другие устройства автоматической регистрации прибывающих, а также интегрировать их данные с соответствующей единой электронной системой.

С 1 января 2022 года реализация билетов на Объектах показа, включенных в перечень Объектов показа, без интеграции с соответствующей единой электронной системой считается нарушением порядка использования контрольно-кассовой техники и расчетных терминалов.

14. Министерству туризма и спорта (Абдухакимов А. А.) в двухмесячный срок:

сформировать перечень Объектов показа, подлежащих интеграции с системой, и обеспечить обнародование перечня, утвержденного в установленном порядке;

внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

15. Постановление Президента Республики Узбекистан от 19 декабря 2018 года № ПП—4068 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере охраны объектов материального культурного наследия» признать утратившим силу.

16. Возложить на директора Агентства культурного наследия при Министерстве туризма и спорта, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Обсуждение хода исполнения постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на советника Президента Республики Узбеки­стан Абдувахитова А. А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — министра туризма и спорта Абдухакимова А. А.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 октября 2021 года и до 1 июля 2022 года.

 

Президент Республики Узбекистан                                                      Ш. МИРЗИЁЕВ

 

город Ташкент,

19 июня 2021 года.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.