Независимость  —  сила,  вдохновляющая  к  достижению  высоких  рубежей,  великих  целей

11:39 29 Август 2025 Политика
104 0

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Танзила НАРБАЕВА,

Председатель Сената Олий Мажлиса.

Все мы готовимся встретить самый великий, самый дорогой праздник в еще более приподнятом настроении, чем в прежние годы. Независимость для нашего народа имеет огромное значение и является бесценным достоянием. Потому стало доброй традицией отмечать это торжество трудовыми успехами, достижениями, созидательностью. 34-ю годовщину независимости мы также встречаем с добрыми вестями, приятными новостями, несравненными изменениями и преобразованиями. Нынешний стремительный прогресс Узбекистана и его растущий с каждым днем авторитет на мировой арене достойны, чтобы воспевать их на высоких нотах.

Новая волна ускоренных реформ

В основе веры человека в будущее, радостных для него событий и стремлений лежит любовь к Родине. Неслучайно в каждом благословении мы говорим: пусть будет мир в стране и чистое небо. Ибо Родина — это земля наших предков, наше бесценное наследие. Это — улица, где остались следы родителей, это — просторы, где ты встречал весну и впервые запустил в небо воздушного змея.

Родина — это совокупность национальной идентичности, самобытности, духовности и светлой памяти. А потому для каждого человека свобода и благоустроенный родной край считаются самыми важными ценностями.

Такое счастье подарила нашему народу независимость. Она дала возможность строить справедливое, демократическое и гуманное общество, развивать национальную государственность.

Через считаные дни мы будем широко отмечать 34-ю годовщину великой даты. Накануне праздника обычно подводим итоги пройденного пути и выполненной работы, перед нами предстают достигнутые успехи, рубежи.

Когда мы слышим «Новый Узбеки­стан», вспоминаем о новых экономических отношениях, новом экономическом мышлении, новой экономической дипломатии и новых достижениях.

За последние несколько лет в стране произошли огромные изменения. Всего 7—8 лет назад людей мучили такие вопросы, как покупка иностранной валюты, нехорошая инвестиционная среда, трудности в получении гражданства, покупке жилья и собственности в желаемом районе, а также проблема, связанная с пропиской в столице. Сегодня таких проблем нет благодаря масштабным реформам, направленным на возвеличивание чести и достоинства человека, развитие свободного гражданского общества.

До недавнего прошлого экономика страны зависела в основном от торговли сырьем. Сегодня драйверами экономики стали высокотехнологичная промышленность, современная аграрная отрасль, сфера обслуживания. Ускоренно развивается сфера информационных технологий.

Один лишь пример. В последние годы по личной инициативе главы государства устранена проблема, связанная с монополией хлопка. Аграрная отрасль коренным образом преобразована. В процесс производства сель­скохозяйственной продукции внедрена система кластеров, которая за короткий срок позволила достичь весомых результатов в сфере. Весь цикл налажен на основе неразрывной цепочки в соответствии с принципом «от поля до стола».

Почти с нуля сформирована текстильная промышленность. Сегодня на более 6 тысячах производственных предприятий трудятся свыше 570 тысяч человек. Объемы производства выросли в 4,2 раза по сравнению с тем, что было 8 лет назад, и достигли отметки 8,2 миллиарда долларов (если помните, десять лет назад от реализации хлопкового сырья мы получали доход, составляющий меньше миллиарда).

Экспорт текстильной продукции составил 3,1 миллиарда долларов. Самое важное, такие изменения позволили обеспечить сотни тысяч людей постоянной работой. А Узбекистан стал промышленной страной, реализующей готовую продукцию.

Мы проанализировали обновления с точки зрения экономической выгоды лишь в одной отрасли. Не менее важно социальное значение этих перемен. Активная борьба против принудительного труда на полях полностью искоренила практику привлечения учителей, врачей и студентов к сбору хлопка.

Примеры таких кардинальных изменений можно увидеть во всех сферах. Это весомые шаги на пути к благородной цели, поставленной Президентом, — превратить Узбекистан в независимое государство с политической и экономической стороны, сделать его по-настоящему сильным, равным среди равных.

В 2016 году наша страна по объему валового внутреннего продукта занимала 71-е место среди 195 государств. По итогам 2024 года показатель ВВП достиг 115 миллиардов долларов, и Узбекистан занял 62-е место в глобальном списке. Это свидетельствует о том, что за 8 лет реальный объем экономики вырос в 1,6 раза.

В настоящее время, когда из-за разных конфликтов и противоречий мировая экономика переживает очень сложный период, благодаря прагматичной и проактивной политике главы государства экономика Узбекистана впервые выросла на 7,2 процента в первом полугодии 2025 года.

Кардинальное изменение отношения к частной собственности, предоставление частному сектору широкой дороги стали важнейшими факторами в обеспечении результативности экономических реформ. Благодаря большому вниманию, которое уделяется развитию малого и среднего бизнеса, за последние пять лет число таких предпринимателей выросло в два раза. Более половины объема экономики, одна треть промышленной продукции и экспорта приходятся на субъекты малого и среднего бизнеса.

По предварительным данным, в первом полугодии текущего года доля доходов от малого предпринимательства в структуре совокупного дохода населения составила 57 процентов. Эти цифры говорят, что развитие предпринимательства оказывает положительное влияние не только на экономическую, но и социальную жизнь.

Недавно Президент по сложившейся традиции в пятый раз провел диалог с предпринимателями. На этом форуме озвучены многие нововведения, например направленные на стимулирование выведения бизнеса из «тени», всестороннее содействие индивидуальным предпринимателям, предоставление налоговых и таможенных льгот бизнес-субъектам, добивающимся положительных результатов. Очередной диа­лог способствовал укреплению взаимного доверия между государством и бизнесом, открыл новые возможности, которые позволят деловым людям достичь еще более высоких рубежей.

Каждое мнение, высказанное в пользу народа, тут же воплотилось в жизнь. Глава государства в тот же день подписал указ о мерах по реализации задач, обозначенных на пятом открытом диалоге с предпринимателями. В документе обозначены меры по поддержке предпринимательской деятельности в ближайшие два года, созданию необходимых финансовых и инфраструктурных условий, удобств в осуществлении внешней экономической деятельности и развитии туризма, а также по стимулированию налогоплательщиков.

Важно отметить, что парламент страны, в частности Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, ведет активную работу по качественной разработке проектов новых законодательных актов, предусмотренных в указе Президента.        

Диалог с народом — основной критерий

На совместном заседании палат Олий Мажлиса 14 декабря 2016 года Президент Шавкат Мирзиёев сказал: «Всех нас воспитал и взрастил народ. Именно народ оказал нам доверие и избрал нас руководителями. А если это так, с кем мы должны вести диалог в первую очередь? С нашими людьми. Чьими советами должны руководствоваться в работе? Советами нашего народа. Только в этом случае мы получим его одобрение. И только в этом случае наши начинания будут эффективными. Когда нами будет доволен народ, то и Всевышний будет доволен».

И от этих слов у каждого стало светло на душе. Руководитель государства начал работу с поиска пути к сердцам людей. Беседовал с ними лицом к лицу, слушал их пожелания. Наладил систему работы, при которой проблемы соотечественников определялись непосредственно по месту их жительства.

Были созданы политико-правовые, социально-экономические, организационно-институциональные основы целей и задач, обозначенных с прицелом на далекое будущее. Четко обозначены главные цели реформ — делать жизнь народа лучше, эффективно и своевременно решать вопросы, которые волнуют людей, улучшать уровень и качество жизни.

2017 год был объявлен в стране Годом диалога с народом и интересов человека. Основой его программы был избран принцип «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Откровенно говоря, в течение многих лет диалог между руководителями и населением был
ослаблен. Было много ответственных лиц, которые занимались только тем, что составляли документы, графики и таблицы. Граждане месяцами, а то и годами скитались между разными инстанциями. В результате образовалась дистанция между государственными органами и народом. По инициативе Шавката Мирзиёева было покончено с таким равнодушием.

Руководитель государства начал реформы с полной реализации прав человека, налаживания моста доверия между населением и государством. Сегодня руководители всех уровней, в том числе депутаты и сенаторы, выходят из кабинетов, спускаются в нижние звенья: идут в махалли, лично встречаются с населением, решают их проблемы на месте. Каждый госслужащий идет к народу и выслушивает запросы людей.

Особенно важным является
диалог сенаторов и депутатов с избирателями. На нас возложена очень большая ответственность. Мы должны рассматривать свой статус не просто как доверие народа. Мы обязаны быть достойными этого доверия и оправдывать его, снискать подлинное уважение избирателей.

Масштабные реформы, осуществляемые в Узбекистане, заложили основу нового этапа работы верхней палаты Олий Мажлиса. Национальный парламент активно участвует в процессе принятия решений по важнейшим социально-экономическим и политической сферам, обеспечении их полноценной реализации.

В своей деятельности Сенат придает важное значение мониторингу реализации социально-экономических реформ в регионах, решению проблем, высказанных населением в ходе непосредственных встреч. Особое внимание уделяется поддержке социальной сферы, женщин, молодежи и граждан, нуждающихся в защите, причем совместно с ответственными исполнительными органами на местах.

В этом процессе мы рассматриваем дела не с точки зрения оценки деятельности ответственных министерств, ведомств и местных органов управления. Наоборот, первостепенное внимание уделяем эффективному решению проблем совместными усилиями.

В последние годы мы кардинально изменили методы работы по налаживанию парламент­ского контроля. Совместно с представителями исполнительной власти определяем конкретные меры по решению проблемных вопросов на основе комплексного подхода и добиваемся их выполнения.

Рабочие группы, состоящие из членов Сената, депутатов местных Кенгашей, работников аппарата Сената, изучают ход исполнения программ социально-экономического развития регионов и задач, данных в ходе поездок Президента по стране. Результаты изучений подробно обсуждаются на выездных заседаниях Кенгаша Сената, которые проводятся с участием представителей ответственных министерств и ведомств, руководителей областей и районов. Разрабатываются отдельные дорожные карты, ведется мониторинг их исполнения.

Президентом перед нами поставлена четкая задача — осуществлять контроль за реализацией программ по развитию регионов, смело поднимать проблемы населения и повышать действенность местных Кенгашей в их решении. В ходе совместной деятельности местные Кенгаши накопили значительный опыт по самостоятельному изучению соответствующих вопросов, внесению их на заседания Кенгаша, определению практических мер для их положительного разрешения. 

Узбекистан — социальное государство

Свобода и открытость, верховенство закона, взаимовыгодное сотрудничество с мировым сообществом стали основными направлениями государственной политики. Принцип «Новый Узбекистан — социальное государство» закреплен на уровне Конституции.

Понятие «социальное государство» неразрывно связано с понятием чести и достоинства человека. В его основе лежат благородные цели — возвеличивать человека и служить народу.

За короткий период в 2 раза увеличилось количество законов, регулирующих социальную политику. Если в 1992—2016 годах в данной сфере было принято 24 закона, то в 2017—2024 годах этот показатель вырос до 44.

Заметно увеличился объем средств, выделяемых из Государственного бюджета на сферы образования и здравоохранения. Это позволило добиться впечатляющих результатов. В 2016 году охват детей дошкольным образованием составлял всего 27 процентов. В 2025-м эта цифра увеличилась до 76 процентов. Охват молодежи высшим образованием также вырос в несколько раз — с 9 до 42 процентов.

Впервые в истории страны размеры пенсий и социальных пособий увеличены до уровня не ниже минимальных потребительских расходов. Если в 2017 году социальную помощь получали 500 малообеспеченных семей, то сегодня материальная поддержка оказывается более чем двум миллионам семей. Объем выделяемых средств вырос в 7 раз и достиг 11 триллионов сумов в год.

Расширен охват пособиями по уходу за ребенком в малообеспеченных семьях, учитываемый возраст детей увеличился с 14 до 18 лет. Срок выплаты пособия вырос с 6 до 12 месяцев, а его размер — в среднем в 1,5 раза. Начиная с 2022 года установлено, что семья считается малообеспеченной, если среднемесячный доход на каждого члена семьи не превышает минимальных потребительских расходов. Для определения таких семей и оказания им адресной помощи внедрена информационная система «Единый реестр социальной защиты». Количество семей, получающих пособие по малообеспеченности, за последние 3 года увеличилось в 4 раза и достигло 1,9 миллиона.

На основе Конституции принята Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы, являющаяся логическим продолжением Стратегии действий. В рамках 100 целей, обозначенных в Стратегии развития, начались широкомасштабные реформы по строительству Нового Узбеки­стана.

За последние 8 лет в результате широкомасштабных реформ кардинально изменилась общественно-политическая картина. В 2019—2024 годах около 180 тысяч семей обеспечено недорогим жильем. Объем ипотечных кредитов для населения увеличен в 4 раза. Для малообеспеченных семей внедрены коммунальные субсидии, механизмы социальной ипотеки. И это лишь некоторые примеры успехов, достигнутых в социальной сфере за короткое время.

Большие реформы
по сокращению бедности     

Когда речь идет о весомых изменениях в общественной жизни страны, нельзя не упомянуть масштабные меры по сокращению бедности.

«Моя главная мечта — полное устранение в стране бедности и безработицы, — пишет Президент в книге «Современность и Новый Узбекистан». — Убежден, такие дни настанут, и этому я готов посвятить все свои силы и возможности».

В последние годы в стране коренным образом изменился подход к данному вопросу, создана новая система, которая постоянно совершенствуется. Ее результативность отображена в реальных цифрах. Если в 2021 году 17 процентов населения жили в условиях ниже черты бедности, то к 2023 году данный показатель снизился до 11 процентов. В 2024 году уровень бедности упал до 8,9 процента, 719 тысяч человек выведены из бедности.

Определена цель — к концу 2025 года сократить бедность до 6 процентов. В частности, запланировано трудоустроить 5,2 миллиона человек, вывести из бедности 1,5 тысячи граждан, привлечь 42 миллиарда долларов прямых ино­странных инвестиций, довести стоимость экспорта до более 30 миллиардов долларов. В этом году намечена реализация 8 тысяч проектов на 14 миллиардов долларов, что позволит создать 272 тысячи постоянных рабочих мест. В настоящее время ускоренными темпами осуществляется работа по достижению этих показателей.

В целях сокращения бедности внедрены новые эффективные механизмы социальной помощи. Посредством таких методов работы, как «железная», «женская» и «молодежная» тетради, «махаллабай» и «хонадонбай», на местах изучаются проблемы каждой нуждающейся семьи, каждого гражданина, женщин и молодых людей. Они решаются своевременно и эффективно. Это укрепляет веру людей в результативность деятельности государственных органов, служащих народу.

Поддержка пожилых людей, инвалидов и граждан, попавших в трудную ситуацию, проявление к ним доброты и участия — эти благородные традиции узбекского народа обогатились практическими действиями. В результате реализации программ «Благоустроенное село», «Благоустроенная махалля», «Пять инициатив», «Каждая семья — предприниматель», «Молодежь — наше будущее» у миллионов людей укрепилась вера в будущее. Благодаря программе сокращения бедности произошли положительные изменения в жизни миллионов семей.

Выполнение этих нелегких, но принципиально определенных задач направлено не только на нынешние дни, но и на будущее народа. Чтобы осознать это, достаточно побывать в семьях, которые вышли из бедности. Отец, который в течение нескольких лет не имел постоянной работы и возможности кормить детей, налаживает трудовую деятельность и получает стабильный доход. Семья улучшает условия жизни, обеспечивает будущее детей, становится примером для махаллинцев, уверенно смотрит в завтрашний день. И таких примеров тысячи!   

Новый Узбекистан
на мировой арене

Открытая, прагматичная, ини­циативная внешняя политика стала своеобразной визитной карточкой Узбекистана. Это получает признание глав зарубежных государств и международных экспертов.

Если обратиться к визитам главы государства, можно отметить очень важные аспекты. География деятельности Узбекистана на международной арене, круг прочных связей охватывают не только страны Центральной Азии, СНГ или Азии, но и такие направления, как Ближний и Средний Восток, Европа, и другие. Это дает возможность заметно диверсифицировать внешнюю экономику.

Налажена система взаимовыгодных отношений со всеми соседними государствами. Установлены союзнические отношения с Казахстаном, Таджикистаном и Азербайджаном. Эти действия являются важными, смелыми шагами для создания в регионе пространства устойчивого развития.

Сегодня открытость Узбекистана миру, его прозрачная, прагматичная и конструктивная политика приносят плоды. По мнению международных экспертов, наша страна вместе с государствами Центральной Азии смогла продемонстрировать новый дух интеграции. В основе успеха лежит общее стремление к сотрудничеству государств, у которых близкие ценности и языки, религия и менталитет.

Глава нашего государства в 2024 году осуществлял активную многогранную деятельность во внешней политике. 17 визитов в зарубежные государства, в ходе которых подписано более 260 дву- и многосторонних международных документов. В стране лидером Узбекистана проведено около 100 встреч с руководителями и делегациями зарубежных стран. Это свидетельство растущего авторитета Узбекистана в мире, интереса мирового сообщества к нам.

В дальнейшем развитии отношений с зарубежными странами растет роль Сената. Установлен парламентский контроль за реализацией достигнутых на высоком уровне межгосударственных соглашений, их исполнение обеспечивается с точки зрения законодательства. Эффективно налажено межрегиональное сотрудничество.

В последние годы национальный парламент активно участвует в деятельности таких международных структур, как Межпарламентский союз, Межпарламентская Ассамблея СНГ, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Межпарламентский форум государств Центральной Азии. Смело выдвигаются предложения и инициативы, касающиеся актуальных вопросов регионального и глобального масштаба.

Так, в апреле текущего года в Ташкенте проведена 150-я юбилейная Ассамблея Межпарламентского союза. Уже сам этот факт — признание результативности осуществляемых в нашей стране широкомасштабных реформ, демократических преобразований. Это еще раз подтверждает, что наш парламент имеет свой голос и занимает достойное место на уровне мирового парламентаризма, а политический вес и авторитет Узбекистана в международном сообществе неуклонно растет.

Нынешний праздник независимости широко отмечается как торжество достижения высоких рубежей и великих целей. Рассказ о них трудно вместить в рамки одной статьи. Самое важное, что каждый из нас видит их на примере своей жизни. Мы живем в эпоху, полную выдающихся преобразований и огромных возможностей. В период, когда каждый ощущает защиту своей чести и достоинства. Каждый год исторических преобразований на пути построения Нового Узбекистана начинается и проходит с большими успехами, масштабными достижениями. И это, несомненно, радует наши сердца.   

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.