Миргияс Заидов: Забота о человеке в эпоху перемен

10:38 29 Июнь 2022 Общество
1286 0

В последние годы в моем родном Узбекистане развернулись невиданные доселе политические и экономические реформы, произошли масштабные социальные изменения, потому не могу оставаться безучастным, решив поделиться некоторыми своими мыслями. 

Мне уже 92 года, и на долгом пути деятельности приходилось работать со многими руководителями. И уж поверьте как человеку, повидавшему на своем веку всякое, мне точно есть что сказать и с чем сравнить происходящее.
Людей моего поколения называют детьми войны, поскольку на наше детство и юность выпали трудности военного времени, сопровождаемые разрухой, голодом и болезнями. Помню, как мы с моим другом Хакимом пошли работать на завод «Красный Аксай». Нам было почти 13 лет, за выполнение непосильной работы давали всего по 500 граммов хлеба. Потом я окончил педагогический институт и проработал пять лет учителем в обычной средней школе. 

Так получилось, что вся последующая трудовая деятельность, в том числе в должности председателя Узбекского республиканского совета профсоюзов, председателя Госкомитета по труду, министра народного образования и ректора института народного хозяйства, также позволила постоянно находиться среди рядовых работников и простых людей. В частности, возглавляя в течение 13 лет республиканский профсоюз, непосредственно занимался вопросами защиты интересов трудящихся. Но ответственно заявляю, что не было истинной заботы и такого пристального внимания к жизни обычных граждан и их проблемам, которые наблюдаю с приходом к руководству страной Шавката Мирзиёева.

Приведу лишь один факт — именно благодаря решимости Президента удалось-таки отменить детский и принудительный труд, связанный с производством хлопка. Скажу откровенно, насколько сверхважным является данное решение для Узбекистана. Сколько бед, унижения и сломанных судеб принесла целым поколениям нашего народа пресловутая монополия хлопчатника, прозванная «хлопкорабством». Безусловно, возникает справедливый вопрос: почему раньше не замечали эту проблему? Отвечу прямо: очень даже замечали. Однако не хватало или политической смелости, или экономической компетентности, чтобы ее решить.

Именно Шавкат Мирзиёев впервые открыто сообщил статистику по бедности и безработице. Но при этом он не ограничился только обозначением проблемы, а сразу же взялся за ее решение. По его инициативе была запущена комплексная программа по оказанию адресной поддержки населению. За короткий период проделана колоссальная работа, осуществлен подворный обход во всех отдаленных районах и кишлаках, созданы «железная», «женская» и «молодежная» тетради. В них включены нуждающиеся слои населения, оказание помощи которым взято под особый контроль госорганов. Данный социальный проект начинает давать результаты, реально сокращая уровень бедности и безработицы в стране. 

Президент также заявил, что отныне не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу и действовать в его интересах. Всюду открыты народные приемные, которые на деле помогают решить многие накопившиеся проблемы. Впервые в истории Узбекистана министры, хокимы и чиновники вышли к народу. Чиновничий аппарат на местах стал реально работать и находится в постоянном диалоге с населением. 

Все знают, что Ташкент был одним из крупнейших промышленных городов бывшего Союза. В городе работали десятки таких крупных заводов, как ТАПОиЧ, ТТЗ и других, на которых трудились сотни тысяч людей. Я как бывший хозяйственный работник с болью в душе вспоминаю, как в начале 1990-х годов эти успешные высокотехнологичные предприятия были закрыты. Более того, многие высококвалифицированные специалисты были вынуждены уезжать в другие страны, чтобы прокормить свои семьи, пополняя ряды трудовых мигрантов. 

У нас быстрорастущее население, в стране проживает уже более 35 миллионов человек, 50 процентов из которых составляет молодежь до 30 лет. Это означает, что каждый год примерно один миллион молодых людей пополняет рынок труда. В этих обстоятельствах Шавкат Мирзиёев создает Министерство занятости и трудовых отношений, которому поручено непосредственно заниматься трудоустройством молодежи. Повсеместно реализовываются стартапы, начинающим предпринимателям выделяются субсидии и льготные кредиты. Во всех регионах строятся крупные текстильные, кожевенные, шелкопрядные фабрики, заводы по производству сельхозмашин, электробытовой аппаратуры и многое другое. Возьмем, к примеру, только что запущенный в экс¬плуатацию высокотехнологичный завод «GTL», аналогов которому нет во всем СНГ.

Раньше на проблему гастарбайтеров просто закрывали глаза. Однако теперь Министерство занятости и трудовых отношений открыло свои представительства за рубежом, которые в тесном контакте с дипломатическими учреждениями Узбекистана оказывают реальную правовую и иную поддержку трудовым мигрантам. Более того, принято специальное постановление по оказанию помощи членам семей трудовых мигрантов, которые остались в Узбекистане. 

Как бывший министр народного образования хотел бы обратить внимание еще на такую важную сферу, как воспитание и обучение подрастающего поколения. Знаю, как это важно, чтобы наши дети выросли высокообразованными и воспитанными людьми. Поэтому рад тому, что впервые в истории нашего государства Президентом создано Министерство дошкольного образования, которому поручено обеспечить стопроцентный охват детей страны качественным воспитанием. 

Шавкат Мирзиёев открыл президентские школы, а также специализированные школы имени Мухаммада аль-Хорезми, Мирзо Улугбека, Абу Али ибн Сино, Беруни, обучение в которых ведется на уровне ведущих мировых стандартов. По распоряжению лидера государства пересмотрены стандарты образования, уровень школ доведен до специализированных с глубоким изучением предметов. Хочется дожить до того дня, чтобы увидеть и гордиться их выпускниками, которые, уверен, в скором времени прославят свою Родину и узбекский народ.

Много примеров того, как Шавкату Мирзиёеву удалось подтолкнуть общество к прогрессу, дав людям позитивный настрой, уверенность и надежду на лучшее будущее. В результате вся страна охвачена экономическим подъемом, превратившись в огромную площадку созидательного труда. 

На мой взгляд, самое важное состоит в том, что начинают меняться люди, их мировоззрение. Подрастает уверенное в своих силах высокообразованное молодое поколение, которое становится главным помощником лидера страны в позитивных начинаниях. Не сомневаюсь, что взятый на модернизацию курс выведет Узбекистан на новые, более высокие рубежи. Речь идет о строительстве нового Узбекистана и начале третьего Ренессанса. Разве не об этом мечтали наши великие предки — джадиды?!

Власть в Узбекистане характерна своей гуманностью. Многие помнят, как несколько лет назад люди не могли попасть на похороны родственников по ту сторону границы, не говоря уже о свадьбах и других важных событиях. Открытие пограничных постов с соседними государствами превратилось в стихийное гулянье и всенародный праздник с карнаями и сурнаями. Не менее значимым стал для ташкентцев снос ограждений вокруг зданий госорганов, открытие очередной, ранее заблокированной улицы в центре столицы для движения авто¬машин.
Процесс открытости не был разовой акцией. Команда Мирзиёева продолжает решать все проблемные во-просы с соседними странами, включая водно-энергетические или территориальные. Узбекистан огромное внимание уделяет проблемам соседнего Афганистана, влияя на стабилизацию ситуации в этой стране, от чего выиграет весь регион. 

Совершаемые усилия вы¬звали потепление отношений и рост доверия во всем регионе Центральной Азии. Это привело к значительному повышению авторитета Узбекистана и серьезному улучшению его имиджа на международной арене. В мире заговорили о «феномене Шавката Мирзиёева». 

Колоссальные преобразования требуют внесения изменений в Конституцию. По моему мнению, Основной закон государства должен отражать главные тенденции и соответствовать сложившимся реалиям своей эпохи, определяя основные ориентиры развития общества на предстоящий период. 

Внимательно ознакомился с проектом Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан», опубликованным на днях для всенародного обсуждения. Ранее подобные законы могли быть приняты путем голосования внутри Олий Мажлиса. Однако Шавкат Мирзиёев предложил вынести проект закона на всенародное обсуждение, а затем принять путем всенародного референдума. Предлагаемые изменения и дополнения охватывают более шестидесяти статей Конституции. Хотел бы остановиться на двух из них. 

Так, первая часть статьи 1 действующей Конституции гласит, что «Узбекистан — суверенная демократическая республика». Теперь же предлагается изложить эту формулировку в следующей редакции: «Узбекистан — суверенная республика, правовое, социальное, светское, демократическое государство». То есть, в определение государства впервые предлагается добавить такие важные понятия, как «правовое, социальное, светское». Считаю, что на нынешнем этапе развития Узбекистана подобный подход выглядит более чем оправданным и своевременным. 

В эпоху, когда глобальные радикальные и экстремистские центры значительно усилили свою подрывную идеологическую пропаганду во всем мире, новые дополнения, во-первых, акцентируют внимание на правовом характере нашего государства, во-вторых, подчеркивают светский путь его развития. Ведь именно о таком пути развития государства пеклись предки — джадиды. Это особенно важно на нынешнем этапе, когда формирование высокообразованного молодого поколения вознесено в ранг государственной политики Узбекистана. 
В центре всех проводимых в Узбекистане реформ стоит человек и реальная забота о его интересах. Символично, что 2022 год назван в Узбекистане Годом обеспечения интересов человека и развития махалли. В этой связи предложение дополнить определение государства понятием «социальное» также характеризует взятый страной курс на внутреннее развитие.

Второй основной момент, который привлек мое внимание в предлагаемых изменениях в Конституцию, — это  то, что в Узбекистане срок полномочий Президента предлагается увеличить с пяти до семи лет. Этот во¬прос поднимался и прежде. Однако нужно учитывать, какие содержание и смысл вкладываются в него на данном этапе. За предыдущие шесть лет Президент Шавкат Мирзиёев в Узбекистане сделал немало. Не каждому народу посчастливилось иметь столь энергичного и прагматичного лидера, способного повести страну по пути модернизации и прогресса. Поэтому важно продолжить избранный путь с человеком, который его начал и успешно преодолевает.

В моем понимании, суть предложения увеличить срок президентства заключается именно в том, чтобы дать возможность Шавкату Мирзиёеву довести начатые им реформы до логического конца. Конечно, при условии, что лидер сам решится и согласится на это. 

Основываясь на собственном опыте человека, побывавшего на высоких должностях, могу отметить, что хлеб руководителя несладок, не каждый выдержит огромные нагрузки и испытания. Особенно это касается поста лидера страны, где необходимо выкладываться на все сто процентов ради общества. 

В своем весьма преклонном возрасте далек от мысли превозносить хвалу в чей-то адрес, к тому же подобное не в моем характере. Напомню одну известную пословицу, которая гласит, что «Каждый народ заслуживает своего правителя». В случае применительно к Узбекистану можно сказать — многострадальный узбекский народ терпеливо ждал и заслужил своего Президента. Мои друзья и знакомые, в том числе из соседних республик, констатируют с доброй завистью, что нам, узбекам, очень повезло, что Узбекистан возглавляет очень энергичный, креативный и неординарный лидер. 

Скоро состоится всеобщий референдум по принятию Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан». На мой взгляд, в жизни общества наступает очень ответственный момент, ведь предстоящее мероприятие станет для всех своеобразным экзаменом на политическую зрелость. На правах почетного аксакала призываю граждан-узбекистанцев принять самое активное участие в предстоящем референдуме, показать решительную поддержку начатым Шавкатом Мирзиёевым реформам, а также постараться сберечь добро, которым Всевышний решил наделить наш народ и Родину — Узбекистан.

Миргияс ЗАИДОВ,
доктор экономических наук.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.