Международный опыт и комплексный подход к созданию цифровой таможни

18:37 18 Март 2021 Экономика
1505 0

В соответствии с п.33 Госпрограммы в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» определена задача по широкому внедрению цифровых технологий в деятельность таможенных органов Узбекистана.

Следует отметить, что по данному направлению таможенными органами страны уже проделана масштабная работа в рамках «Дорожной карты» по развитию и широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность таможенных органов Республики Узбекистан на 2018–2020 годы (Приложение № 11 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2018 года № ПП-3665). Также, задачи по данному вопросу определены в Концепции по реформированию таможенного администрирования и повышению эффективности деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан в 2020–2023 годах (Указ Президента «О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности органов государственной таможенной службы Республики Узбекистан» от 05 июня 2020 г.). 

Настоящий Указ принят в целях реформирования таможенного администрирования, дальнейшего совершенствования и повышения эффективности деятельности таможенных органов, формирования «цифровой таможни», являющейся логическим продолжением и развитием «безбумажной и электронной таможни», а также ускорения имплементации в национальное законодательство общепринятых международных норм и стандартов в сфере таможенного дела.

Согласно данным Государственного таможенного комитета, на сегодняшний день в деятельность таможенных органов внедрено 56 информационных систем и 30 интерактивных услуг (в том числе 6 информационных систем и 13 интерактивных услуг в 2020 году). За последнее время таможенными органами реализованы комплексные меры по внедрению новых автоматизированных информационных систем, в частности «Система управления рисками», «Система автоматической регистрации и распределения грузовых таможенных деклараций», «Система контроля таможенной стоимости» и другие. Кроме того, продолжается работа по оснащению приграничных таможенных постов современным крупногабаритным сканирующим оборудованием.

В результате классификации участников внешнеэкономической деятельности по уровню риска количество таможенных проверок сократилось в 1,4 раза, а эффективность повысилась в 1,5 раза. Время, затрачиваемое на таможенное оформление, сократилось в 1,7 раза по экспорту и в 1,4 раза по импорту. В настоящее время 62%от общего количества товаров подлежат упрощенному таможенному оформлению. Учитывая важную роль информационных систем в упрощении таможенных процедур, процессы, связанные с таможенным оформлением полностью автоматизированы.

Вместе с тем, для дальнейшего совершенствования процесса цифровизации представляет интерес анализ опыта ведущих стран по созданию цифровой таможни, а также выработка контуров, которые могут быть использованы в деятельности таможенных органов Узбекистана. 

Как известно, с 2016 года, который был объявлен Всемирной таможенной организацией (ВТамО) годом «Цифровой таможни», таможенные органы должны активно демонстрировать использование информационных и коммуникационных технологий в целях сбора и обеспечения гарантии уплаты таможенных пошлин, осуществления контроля перемещения товаров, людей, транспортных и денежных средств, а также в целях обеспечения безопасности трансграничной торговли.

ВТамО также разработала Методические рекомендации по расширению использования информационных технологий органами таможни. Согласно рекомендациям ВТамО, «электронная таможня» состоит из  электронной обработки таможенных процедур ; внедрение автоматизации по принципу «24/7»; электронный калькулятор пошлин; мобильные услуги; подача предварительной дополнительной информации до погрузки товара; электронные версии таможенных деклараций; а также установление минимальных и пороговых показателей стоимости товаров для применения к ним упрощенных процедур таможенной очистки, и др.

В этой связи, примечателен опыт ЕС, КНР, США, и Японии. Так, в ЕС внедрена система электронного обмена таможенными декларациями «Новая компьютеризированная транзитная система» (NCTS – New Computerized Transit System). Она подразумевает так называемую Транзитную сетевую адресную книгу. На сегодняшний день Общеевропейская операционная сеть включает в себя более 30 национальных координаторов и несколько сотен региональных и местных сотрудников связи по вопросам транзита. Информация соответствующая действительной транзитной декларации передается из пункта отправления в пункт назначения еще до прибытия груза как электронное сообщение. Сообщение подтверждающее прибытие груза также посылается из пункта назначения в пункт отправления в электронном формате и содержит информацию об инспекционных наблюдениях, сделанных во время транспортирования, а также о данных наблюдения сделанных в пункте назначения. 

В КНР цифровизация таможни нацеленана сокращение сроков таможенного оформления, использование онлайн методов в при внесении корректировок и дополнений в документы и сведения, подаче заявлений и их регистрации. В плане межведомственного взаимодействия сотрудники пограничных служб работают в форме «таможни с эполетами». Правительство Китая стремится ускорить интеграцию таможенных органов и органов контроля и надзора и, внестисоответствующие поправки в законодательство, регламентирующее деятельность органов, чтобы добиться необходимого результата. Также принимаются меры по унификации проведения таможенного контроля, предусматривающиеизменение шаблонов и коммерческих документов, а также замену и обновление проставляемых на них штампов и печатей.

В США в ходе внедрения ACS (Automated Commercial System) и Customs Automated Commercial Environment (ACE), были созданы основные принципы электронного декларирования. Это, в свою очередь, привело к пересмотру концепции деятельности таможенной, иммиграционной и иных контролирующих организаций, выполняющих контроль перемещаемых через границу физических лиц, товаров и транспортных средств. Таможенная и иммиграционная службы, другие организации, выполняющие контроль на границе, были объединены в единую службу, получившую название «Служба таможенного и пограничного контроля» (Customs and Border Protection – CBP). 

В Японии действует механизм прохождения таможенных формальностей на автоматизированной системе обработки сведений (NACCS), которая подразделяется на воздушную (air-NACCS) и морскую (sea-NACCS). Эта автоматизированная компьютерная система позволяет декларанту ввести со своего рабочего компьютера данные о наименовании товара, стране его изготовления, контрактной стоимости транспортировки  и другие необходимые сведения. Система сама определяет общую сумму подлежащую уплате за ввозимый товар и заносит полученные данные в память. Получив команду на обработку заявки, система осуществляет первичную классификацию и определяет упрощенную схему таможенных платежей. Разрешение выдается путем введения сотрудником таможенного органа соответствующей команды в систему (NACCS).

Анализ опыта цифровизации таможни в вышеупомянутых странах,  демонстрирует, что данный вопрос носит комплексный, концептуальный характер. Цифровизация таможни создает и модернизирует технологии и системы и в других сферах управления. Именно комплексный подход позволит модернизировать таможенные органы таким образом, чтобы они стали опорой достижения целей стратегического развития государства.

Нилуфар НОДИРХОНОВА,
Начальник отдела Центра «Стратегия развития»

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.