МДО: что сделано за пятилетие - достижения, устраненные ошибки и недостатки, перспективы
Фото: пресс-служба МДО Республики Узбекистан
4 августа текущего года в Международном пресс-клубе состоялась международная пресс-конференция на тему «Достижения в области дошкольного образования в 2017-2021 гг. и дальнейшие перспективы». В ней приняли участие должностные лица Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан, зарубежные гости и представители СМИ. Пресс-конференция организована в сотрудничестве с международными партнерами для обсуждения реформ в сфере дошкольного образования на 2017-2021 годы, внедрения инновационных педагогических технологий в данной сфере, результатов эффективной работы по увеличению охвата.
Население нашей страны составляет 34,5 миллиона человек, 2,8 млн из которого составляют дети от 3 до 7 лет. Ежегодный прирост населения составляет 800 000 детей.
Организации дошкольного образования подразделяются на следующие типы: дошкольные образовательные организации общего типа для детей 3-7 лет, дошкольные образовательные организации для детей с особыми образовательными потребностями для детей 2-7 лет и бесплатная обязательная одногодичная подготовка к начальному образованию для детей 6 лет. В нашей стране ведется масштабная работа по охвату детей 3-7 лет дошкольным образованием.
В частности, если брать выборку по годам, то в 2017 году дошкольным образованием охвачены 708,247 человек (27,7%), в 2018 году – 932,310 человек (37,7%), в 2019 году – 1,413,290 человек (52,3%), в 2020 году – 1,699,566 человек (60,9 %), по состоянию на июнь 2021 года – 1,760,808 (62,4%) детей в возрасте от 3 до 7 лет. Это означает, что процентные показатели растут из года в год. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года» к 2030 году планируется обеспечить охват дошкольным образованием 80,8% детей в возрасте 3-7 лет.
Согласно статистическим данным, расходы государственного бюджета на развитие данной сферы растут из года в год. Доля расходов государственного бюджета на образование по отношению к ВВП увеличилась с 15,5% в 2017 году до 21,8% к 2021 году.
В ходе пресс-конференции подробно обсуждены достижения, устраненные ошибки и недостатки с момента создания Министерства дошкольного образования, а также дальнейшие перспективы.
На сегодняшний день с целью улучшения материально-технической базы 417 государственных дошкольных образовательных организаций создано 32 428 новых рабочих мест в рамках Инвестиционной целевой программы капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта и средств Антикризисного фонда, в частности, они созданы за счет 2 580 новых рабочих мест по строительству 18 новых ДОО, 17 270 рабочих мест по передаче в пользование 131 пустующего объекта, 12 578 рабочих мест по реконструкции действующих государственных дошкольных образовательных организаций.
По итогам 2020 года строительно-монтажные работы выполнены на 376 объектах, в том числе 2460 новых рабочих мест создано за счет строительства 17 ДОО, 15 895 — за счет реконструкции 122 пустующих объектов, 11 073 новых мест за счет реконструкции 237 пустующих ДОО, общий объем финансирования составил 1,357,5 млрд сумов. В течение 2017-2021 гг. осуществлены строительно-ремонтные работы 1449 дошкольных образовательных организаций.
Следует отметить, что в 2017-2021 гг. в сфере дошкольного образования принят 91 нормативно-правовой акт. Эти документы включают указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров, а также ведомственные нормативно-правовые акты.
По мере развития сектора растет потребность в увеличении количества дошкольных образовательных организаций.
В 2017 году в Узбекистане насчитывалось 5211 дошкольных образовательных организаций, к 2018 году — 7104, в 2019 году — 13 530, в 2020 году — 18 254, а в июне 2021 года — 19 316. Из них 6 258 — государственные дошкольные образовательные организации (32%) и 13 058 — негосударственные дошкольные образовательные организации. Что касается частного сектора, количество частных дошкольных образовательных организаций составляет 795 (6%), количество государственно-частных негосударственных дошкольных образовательных организаций составляет 1051 (8%), а количество семейных дошкольных образовательных организаций составляет 11212 (86%).
Продвигалась идея о том, что у учащегося, поступающий в первый класс системы общего среднего образования, должны быть базовые основқ начального образования. Это, в свою очередь, означает охват дошкольным образованием 6-летних детей. Так, в 2018 году было охвачено 250,669 детей (44,8%), в 2019 году – 436,003 ребенка (69,1%), в 2020 году – 507,145 детей (77,0%), а в 2021 году – 567,129 детей (82,0%). Ожидается, что к 2025 году будет охвачено 744,532 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет и данный показатель достигнет 100%.
Неоценима роль педагогов в системе дошкольного образования. Создаются условия для увеличения числа педагогов-воспитателей в системе.
Так, число педагогов воспитателей с высшим образованием в 2018 году составляло 23 272, в 2019 году — 34 180, в 2020 году — 37 тысяч, по состоянию на сегодняшний день в 2021 году — 40 254 человек. Это означает, что за последние 4 года этот показатель вырос с 27,6% до 31,7%. В частности, в регионах созданы факультеты и специальные заочные группы по направлению дошкольного образования. Заработная плата педагогов и воспитателей постепенно повышена до 70%. Кроме того, увеличены квоты на поступление в высшие учебные заведения, создан университет Пучон и филиал РГПУ им. А.И.Герцена для подготовки специалистов в данной сфере. В Университете Пучон обучаются в общей сложности 1198 студентов. Филиал РГПУ им. И.А.Герцена планирует принять 405 студентов на 2021-2022 учебный год. В частности, трехлетняя программа бакалавриата позволяет быстро выпускаться специалистам.
Государственная учебная программа «Илк кадам» разработана в соответствии с Государственными требованиями к развитию детей раннего и дошкольного возраста в системе дошкольного образования, а главное на основе международных стандартов. Известно, что в основе учебного процесса лежит игра. Кроме того, личные качества ребенка развиваются посредством игры, общения и социальных навыков. Что очень важно, в рамках государственной учебной программы «Илк кадам» в каждой дошкольной образовательной организации создано 5 развивающих центров, где педагоги-воспитатели обучают детей строительству и математике, искусству, науке и природе, языку и речи, сюжетно-ролевым играм.
Постановлением Кабинета Министров №ПКМ-786 от 18.09.2019 г. «О мерах по реализации пилотного проекта по оказанию дошкольных образовательных услуг на базе мобильных групп» по всем регионам республики запущена деятельность мобильных дошкольных образовательных организаций под названием «Аклвой» на базе переоборудованных автобусов ISUZU, организованного при поддержке АК «Узавтосаноат», создано 65 автобусов, охвативших все регионы Узбекистана. Кроме того, для обеспечения безопасности и создания условий для игровой деятельности воспитанников мобильных групп построены 142 площадки, которые оборудованы всем необходимым игровым оборудованием и дидактическими материалами.
В целом, пилотным проектом было охвачено около 4 706 детей, которые ранее не были охвачены дошкольным образованием, преимущественно в труднодоступных и отдаленных районах республики. В свою очередь подобного рода инновационная альтернативная форма дошкольного образования позволит повысить качество и привлекательность предоставляемых дошкольных образовательных и воспитательных услуг.
Единственная дошкольная образовательная организация в Центральной Азии «Имкон» с реабилитационным центром для детей в регионе Приаралья служит укреплению здоровья детей. В учреждении, рассчитанном на 3000 детей в год, есть кабинет мелкой моторики и визуальной деятельности, дефектологии, проводятся уроки голоса, а также физиотерапия, тренажерный зал, физиотерапия, музыкальная терапия, сенсорные комнаты и крытый бассейн.
Министерство дошкольного образования наладило сотрудничество в соответствующей сфере с Республикой Корея, Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, Японией, Сингапуром, Турцией, Польшей и другими странами. На сегодняшний день между Министерством дошкольного образования и зарубежными партнерами подписано 66 меморандумов и соглашений, направленных на развитие системы дошкольного образования в Республике Узбекистан. Также ведется работа с международными организациями и финансовыми институтами, как UNICEF, UNESCO, KOICА, JICA, TIKA, EXHT, Группа Всемирного банка, Саудовский фонд развития, «Россотрудничество».
Для привлечения иностранных инвестиций в сферу дошкольного образования достигнуты международные договоренности на общую сумму в размере 141 млн долларов США. Эти инвестиции представлены в виде грантов, спонсорских средств, прямых иностранных инвестиций и кредитов под гарантии государства, достигнуты соглашения на предоставление 73,8 млн. долларов США от Республикой Корея, 21,5 млн долларов – от правительства США, 12 млн — Россия (Лукойл), 10.9 млн — Саудовский фонд развития и 4,3 млн от других организаций. Кроме того, министерством ведутся договоры с Исламским банком развития (30 миллионов долларов) и Кувейтским фондом арабского экономического развития (20 миллионов долларов) о привлечении иностранных инвестиций для расширения сети негосударственного дошкольного образования по реализации проектов на общую сумму 50 млн долларов США.Кроме того, в 2022 году UNESCO планирует провести в Ташкенте II Всемирную конференцию по дошкольному образованию детей раннего возраста.
В настоящее время разработан план внедрения альтернативных форм дошкольного образования, согласно которому запланирована апробация в 2020 году в сотрудничестве с Детским фондом ООН (UNICEF) альтернативных форм образования, он реализовывается в 2021 году. В то же время начали свою деятельность игровые группы в дошкольных учреждениях разного возраста в Касанском, Туракурганском, Чустском и Нарынском районах Наманганской области, а также в Багатском и Кушкупирском районах Хорезмской области. В рамках программы проведен ряд тренингов по работе в разных возрастных группах. Проект Всемирного банка «Улучшение дошкольного образования», который реализовывается с 2020 года, сосредоточен на различных альтернативных формах дошкольного образования, включая посещения на дому и потребности в специальном образовании, с упором на детей в возрасте от 3 до 7 лет, проживающих в отдаленных районах страны. Планируется опробовать «Центры раннего развития» для детей с ограниченными возможностями.
В 2019- 2020 гг. Министерство дошкольного образование совместно с экспертами ВОЗ пересмотрели стандарты питания детей, включая нормативы и перечень продуктов питания, технологию приготовления блюд. С целью внедрения этих принципов в практику и обеспечения детям здорового питания была разработана Книга рецептов для дошкольных образовательных организаций, в которой мы постарались охватить ожидания родителей и потребности детей.
Хочу отметить, ключевые изменения в новых стандартах питания детей -это снижение уровня соли и сахара в рационе дошкольников, увеличение количества овощей и фруктов, и исключение вредных жиров из рациона детей. Также изменены физиологические нормы калорийности белков, углеводов и жиров (в том числе насыщенных/ненасыщенных), введены йодированная соль, клетчатка и микроэлементы.
Книга рецептов ломает устоявшиеся понятия относительно питания детей, например, компот или напитки могут быть без сахара, но вкусными и даже полезными, если они приготовлены из фруктов или сухофруктов; тыква может придать сладкий вкус каше или подаваться в качестве десерта, салат можно не солить, а заправить лимонным соком, использовать естественные красители, такие как сок свеклы, зелени или шпината. Представленные блюда являются здоровыми, питательными и привлекательными и даже веселыми.
Изучены виды организации питания и приготовленных по ним рецептов блюд в дошкольных учреждениях и с целью обеспечения норм и потребностей детей в питательных веществах и необходимых источниках энергии, белках, жирах, углеводах, витаминах и минералах, основных пищевых продуктах, их качественные характеристики, признаки низкого качества, все требования к их транспортировке, приему, хранению, безопасности, сырью, их составу, маркировке, питанию и применению всех этих принципов на практике и здоровье детей разработана книга «Рецепты блюд для детского сада «Аклвой ошпаз», презентация которой состоялась 1 июня 2021 года, сообщает пресс-служба Министерства дошкольного образования.
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment