Конституция и право на квалифицированную медицинскую помощь
Фото: Иллюстративное
Какие мы имеем успехи в развитии системы здравоохранения? Довольно ли население состоянием медицины? Какие нормы должны найти свое отражение в Конституции? Дискуссию по этому вопросу провели доктор юридических наук, профессор Абдулазиз Расулев и PhD Шохжахон Хужаев.
Вопросы жизни и смерти, здоровья и излечения болезненного недуга во все времена интересовало человечество и до сих не теряет актуальность.
Сфера здравоохранения является одной из ключевых и жизненно важных сфер любого государства. Все мы хоть бы раз в год имеем дело с врачами. Особенно ярким примером послужила пандемия коронавируса, когда хлынувшийся на нас большой информационный поток информации, которая показала насколько сфера здравоохранения является для нас важной и в каком состоянии она находится, соответствует ли современным вызовам и угрозам. Получение квалифицированной медицинской помощи буквально стало вопросом жизни и смерти. С другой стороны, недовольство части населения медицинскими услугами и качеством оказываемой помощи требует принятия системных мер по решению этой проблемы. Поэтому наступил момент, когда есть возможность решить эти вопросы в рамках Конституционной реформы и при этом необходимо уделить внимание повышению качества и доступности медицинской помощи для всех слоев населения.
Что сделано в сфере здравоохранения в Узбекистане?
За прошедшие годы непосредственно в сфере здравоохранения были приняты 3 Закона, 23 акта Президента, 26 решений Правительства.
Продолжается работа по организационному укреплению сферы здравоохранения. За последние годы количество пунктов скорой помощи удвоилось с 818 до 1666. Также укрепляется материально-техническая база: количество машин скорой помощи было увеличено в полтора раза (с 1890 до 2842), а реанимобилей – почти в двадцать раз (с 24 до 435).
Показатели в области здравоохранения также существенным образом улучшились. Так, детская смертность от травм снизилась с 19 % до 12 %. Увеличились шансы на выживание новорожденных с низким весом (при весе 500-999 гр. – с 25% до 50 %, а при весе 1000-1500 гр. – с 57% до 80%).
Ежегодно существенная часть средств Государственного бюджета направляется на нужды здравоохранения. Если раньше расходы в этой сфере указывались обобщенно, то в государственных бюджетах на 2021 и 2022 года они были конкретизированы. Так в 2022 году предусматривается финансирование мероприятий по противодействию распространению заболеваний, вызываемых ВИЧ (95,4 миллиардов сумов), по раннему выявлению врожденных и наследственных заболеваний у детей (58,1 миллиардов сумов), обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, необходимыми для обеспечения здоровья матерей и детей, женщин репродуктивного возраста (28,6 миллиардов сумов) и т.д.
Государство не останавливается на проделанном. В рамках Цели 56 Стратегии Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы предусматривается «реализация комплексных мер, направленных на реализацию в 2022–2023 годах программы развития системы здравоохранения, охраны здоровья населения и повышения потенциала медицинских работников, а также стратегии по цифровизации сферы здравоохранения на 2022–2026 годы».
Нужны ли нормы о квалифицированной медицинской помощи в Конституции Республики Узбекистан?
Действующая Конституция Республики Узбекистан в статье 40 предусматривает, что каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание. Данная норма предусматривает, что:
- данное право принадлежит всем независимо от гражданства или социального статуса;
- медицинское обслуживание должно быть квалифицированным.
Такая обобщенная норма была введена в связи с формированием системы здравоохранения независимой Республики Узбекистан. При этом в Основном законе созрела необходимость обсуждения внесения следующих важных вопросов.
Во-первых, вопросы закрепления получения бесплатной медицинской помощи. Сегодня Узбекистан считает одним из приоритетных направлений развитие социальной политики государства. В этой связи возникает необходимость определения права определенных граждан на получение бесплатной медицинской помощи. Сегодня данный вопрос регулируется решением Правительства. 30 сентября 2019 года было принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 832. Данным постановлением было утверждено Положение о порядке формирования Перечня гарантированных объемов медицинской помощи, покрываемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан. В этом Положении указано, что перечень ежегодно разрабатывается и утверждается Минздравом по согласованию с Минфином и Министерством экономики и промышленности Узбекистана. Такой подход, с одной стороны, определяет гибкость формирования перечня, но с другой стороны, предусматривает определенный долгий процесс решения этого вопроса. Поэтому необходимо обсудить закрепление данного вопроса в Основном законе.
Во-вторых, вопросы частных медицинских учреждений. В Узбекистане частная медицина также развивается, ежегодно открываются новые частные клиники. Сегодня функционируют более 6000 частных медицинских учреждений. Действительно, система государственно-частного партнерства является важной частью политики в области здравоохранения. Государство также вовлекает частный сектор для оказания социально-медицинских услуг. Так, в 2017 году было утверждено Положение о порядке оказания частными медицинскими организациями бесплатных медицинских услуг социально уязвимым категориям населения за счет средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот. Поэтому вопрос государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения имеет важное значение.
В-третьих, обсуждаемый вопрос о медицинском страховании. В Узбекистане внедрение опыта медицинского страхования обсуждается на уровне государства с конца 2018 года. Указывалась поэтапное, пилотное внедрение новой системы с учетом международного опыта. Данный вопрос вызвал неоднозначную реакцию со стороны населения. Кто-то воспринимал эту систему как недоступную для простых граждан, некоторые не верили в ее эффективность. При внедрении этого вопроса следует параллельно решить организационные вопросы. В частности, создание электронной системы страхования, порядок страхования, создание специальной сервисной службы при наступлении страхового случая. В любом случае необходимо обдуманно решить и внедрять вопрос о медицинском страховании.
Что и как гласят Конституции зарубежных стран?
Конституция многих стран СНГ предусматривают важность получения бесплатной медицинской помощи социально уязвимым слоям населения, развития частных медицинских учреждений. Так, статья 29 Конституции Казахстана предусматривает право граждан на охрану здоровья, на получение бесплатного гарантированного объема медицинской помощи, установленной законом, а также возможность получения платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой.
Статья 43 Конституции Кыргызской Республики также предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинское страхование, что государство создает условия для медицинского обслуживания каждого и принимает меры по развитию государственных, муниципальных, частных и иных организаций здравоохранения, создает необходимые условия для работников медицинских организаций и обеспечивает их социальную защиту. При этом указывается право на бесплатное пользование сетью государственных организаций здравоохранения.
Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в частности получение гражданами бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, развитие государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.
Во многих странах Европы и некоторых странах Азии право на медицинское обслуживание гармонично сочетается с правом на социальную помощь.
Статья 28 Конституции Грузии закрепляет право граждан на доступные и качественные услуги в области здравоохранения, что обеспечивается законом. Государство контролирует все учреждения здравоохранения и качество медицинских услуг, регулирует фармацевтическое производство и обращение фармацевтических средств.
Согласно статье 19 Конституции Финляндии власть должна в соответствии с более детальными предписаниями закона обеспечить каждому социальное и медицинское обслуживание, а также содействовать помощи населению.
Статья 21 Конституции Китая закрепляет правила о развитии медико-санитарного дела, современной и традиционной отечественной медицины и фармакологии, поощрении и поддержке создания различных медико-санитарных учреждений, охрану здоровья народа.
Статья 25 Конституции Японии устанавливает право всех на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни. Аналогично статья 36 Конституции Республики Кореи гарантирует охрану здоровья всех граждан.
В целом Конституции вышеуказанных стран определяют важность развития системы здравоохранения, а также предоставления минимального пакета медицинской помощи (как правило, бесплатно) населению.
Что можно закрепить в Конституции?
Конституция является Основным Законом, поэтому в ней предлагается обсудить внесение следующих вопросов.
Первое – закрепить гарантию получения гражданами бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджета, объем которой должен определять закон.
Второе – определить важность развития государственных и частных медицинских учреждений, обеспечение государством качества оказываемых во всех учреждениях медицинских услуг.
Третье – создание удобной и выгодной для граждан системы медицинского страхования. При этом данный механизм должен предусматривать государственную поддержку и финансирование в необходимых случаях.
Подытоживая вышеизложенное, можно сказать, что при внесении и обсуждении указанных вопросов следует исходить из важности социальной политики государства, укреплять позицию здорового народа Узбекистана. Если мы хотим жить счастливо и долго, растить здоровых детей, радоваться каждому дню, то такие вопросы Мы должны решать вместе со своим народом. Не стоит на данном этапе развития страны оставаться в стороне!!!
Рекомендуем
Популярное
- В Ташкенте состоялась премьера оперы «Хан Султан. Алтын Орда» Казахского национального театра оперы и балета имени Абая
- Сборная Узбекистана (U-17) вышла в 1/8 финала чемпионат мира в Катаре
- О подготовке и проведении праздника дня Конституции Республики Узбекистан
- Президент Узбекистана принял министра иностранных дел Китая
- Для отдельных категорий молодежи будет покрыта часть суммы контракта за обучение
- Инновации полного цикла: от посева до готовой продукции
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment