Картинг, багги, кольцевые автогонки, мотокросс и другие виды технического спорта находятся на грани исчезновения

18:32 20 Декабрь 2018 Спорт
2324 0

Технические виды спорта: развиваться нельзя самоликвидироваться
Где поставить запятую в заголовке — решать чиновникам, от которых зависит будущее технических и прикладных видов спорта, находящихся в патовой ситуации.  

Сделать это должным  образом  — задача, вытекающая из принятого на днях постановления Президента страны «О дополнительных мерах по патриотическому и физическому воспитанию молодежи и совершенствованию порядка подготовки призывников по военно-техническим специальностям».

Как показал спортивный сезон нынешнего года, картинг, багги, кольцевые автогонки, мотокросс и другие виды спорта, играющие важную роль в подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах, водителей-профессионалов, спортсменов, способных достойно отстаивать честь страны на престижных турнирах, находятся на грани исчезновения. 

Из-за нехватки спортивной техники, запасных частей, экипировки, финансов, квалифицированных тренеров год от года сокращается количество тренировок, республиканских, областных, городских и районных соревнований, закрываются спортивные секции. Пытаясь хоть как-то решить проблему, спортсмены за свой счет заказывают нужные детали к гоночным автомобилям и мотоциклам из-за границы. А те, у кого финансовые возможности ограничены, пытаются изготавливать их самостоятельно в домашних мастерских. С каждым годом на крутых виражах стремительно растут скорости, и путь в чемпионы на самодельных поршнях и шестернях преграждают поломки и сходы с дистанции заездов на соревнованиях. 

В отечественном картинге нынешняя система проведения соревнований и непрогрессивная методика начисления очков, либеральное отношение к выполнению определенных норм, отсутствие членства в Международной федерации автоспорта (FIA) привели к тому, что данный вид уже давно живет по своим правилам, которые не способствуют его развитию и появлению наших спортсменов на мировых трассах.

Проблемой остается кадровый вопрос. Ни сегодня, ни прежде подготовкой квалифицированных тренеров по техническим и прикладным видам спорта никто не занимался и не занимается. Да и должностей таких в курирующих их структурных подразделениях ОСО «Ватанпарвар» нет. Секции ведут методисты по спорту, большая часть которых — бывшие спортсмены, не имеющие высшего образования. Оставляет желать лучшего и размер их заработной платы. Если, скажем, тренер футбольной команды даже в отдаленном поселке получает около миллиона сумов, то ведущий тренер по картингу, мотокроссу и другим техническим видам — значительно меньше.

Анализируя сложившуюся в данной сфере ситуацию, возникает вопрос: на что используются средства, аккумулируемые ОСО «Ватанпарвар», — членские взносы, выручка от организации платных курсов по подготовке водителей? Сейчас в каждом клубе обучается по несколько групп автолюбителей. В группах по 25—30 человек. Оплата за обучение колеблется от двух миллионов сумов и выше в зависимости от категории. Даже по самым скромным подсчетам, в год от подготовки водителей доход в первичных организациях ОСО «Ватанпарвар» составляет кругленькую сумму. 

Надо признать, что на эти средства в структурных подразделениях оборонного общества укреплена материально-техническая база по подготовке специалистов для Вооруженных Сил и водителей автотранспортных средств. Руководство ОСО «Ватанпарвар» выкроило деньги и на создание спортивно-тренировочных комплексов с картодромами в Наманганской и Бухарской областях, реконструкцию трассы в Гулистане, мототрека в Алмалыке, приобретение спортивного инвентаря для секций по стрельбе из пневматического оружия, велосипедов и экипировки для триатлонистов. 
А что с другими видами технических и прикладных видов спорта? Их несколько десятков. Причем по многим в мировом рейтинге узбекистанцы некогда входили в список сильнейших. Это авиа-, ракето- и судомоделизм, парашютный спорт и другие. К примеру, в большинстве авиамодельных секций готовят лишь спортсменов в классе комнатных моделей. Дальше — тупик. На то, чтобы растить чемпионов в классах радиоуправляемых, кордовых, резиномоторных и свободнолетающих моделей, моделей-копий самолетов, средств недостаточно. И некоторые руководители считают, что проще закрыть секцию, чем утруждать себя поиском средств на ее содержание, подбирать тренерские кадры.

Факт принятия такого решения можно привести на примере УСТК Чиланзарского района столицы, где секция автомотоспорта несколько лет назад прекратила свое существование из-за отсутствия тренера. Никто не пытался по-ложительно решить возникшую ситуацию, забыв о том, что в Вооруженных Силах, подразделениях МВД, Национальной гвардии широко используются современные мотоциклы и квадроциклы, специальные автомобили. И где, как не в спортивных секциях готовить будущих защитников Родины и правопорядка, способных управлять этой техникой. 

Для решения копившихся десятилетиями проблем, как считают многие тренеры и спортсмены, необходимо налаживание взаимовыгодной кооперации с промышленными предприятиями республики и частными предпринимателями, которые вполне могут освоить мелкосерийное производство деталей и комп¬лектующих к спортивной технике, расширение сферы платных услуг, оказываемых УСТК ОСО «Ватанпарвар» населению и юридическим лицам, поиск спонсоров, заинтересованных в развитии технических видов спорта, создание современных трасс с платными посадочными местами для зрителей. 

Некоторый опыт работы в данном направлении уже имеется. Например, всестороннюю поддержку техническим видам спорта оказывают Алмалыкский и Навоийский горно-металлургические комбинаты, другие предприятия республики.

Крайне важна организация подготовки квалифицированных тренерских кадров, без которых надеяться на успешное развитие спорта и победы в престижных турнирах просто бессмысленно. С выходом в свет постановления главы государства эта проблема наконец-то будет разрешена. Согласно принятому документу, в Узбекском государственном университете физической культуры и спорта займутся подготовкой специалистов по техническим и прикладным видам спорта.

За рубежом, скажем, во Франции, в Германии, США и других странах технические виды спорта не нуждаются в дотациях государства, а наоборот, вносят финансовый вклад в бюджет своих стран за счет проведения турниров, рекламных акций. Платные картодромы, мототреки, трассы Формулы-1 собирают тысячи поклонников, сотни рекламодателей активно сотрудничают со спортивными клубами, пополняя их бюджет. Ведущие спортсмены не тратят собственные сбережения на покупку дорогостоящей техники, а получают солидные гонорары за успешные выступления.

Недавно побывавший в Италии ведущий картингист Узбекистана, кандидат в мастера спорта Хуршид Авазматов немало удивился, что картодромы в этой стране работают чуть ли не круглые сутки. С утра на них тренируются спортсмены, а после проводятся любительские заезды, действуют школы начинающих картингистов на платной основе. Что мешает нам перенять положительный опыт и, руководствуясь принятым главой государства документом, вывести технические виды спорта из образовавшегося ступора на качественно новый уровень развития, поставив тем самым знак препинания в заголовке материала на нужное место? Этого давно ждут тренеры и спортсмены, поклонники спорта и молодежь.

Сергей ЛЕВЧЕНКО

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.