Искусство, волнующее сердца
Фото: Иллюстративное
Сегодня в Гулистане стартует III Международный фестиваль искусства бахши. На грандиозном празднике народного творчества выступят известные певцы-сказители и музыкальные коллективы из всех регионов Узбекистана и более 40 зарубежных стран. В списке участников — гости из Кыргызстана, Казахстана, Венгрии, Греции, Германии, Японии, Египта, Армении, Израиля, Марокко и других государств.
Как подчеркивал Президент: «Искусство сказителей-бахши, отражающее национальную самобытность разных народов, их язык, образ жизни, обычаи и традиции, имеет особое значение как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры». Неслучайно этот вид творчества в 2022 году был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
Хранители эпической памяти народа
Богата и увлекательна история зарождения и развития этой жемчужины культуры. Бахшичилик — искусство исполнения эпических преданий с помощью открытого или гортанного пения в сопровождении домбры, кобуза или других музыкальных инструментов. Оно передавалось из поколения в поколение в устной форме на протяжении веков. Именно бахши являются наследниками и хранителями эпической памяти народа. Они всегда высоко ценились, никогда не пели ради дохода или выгоды, путешествовали по стране с домброй не ради обогащения, а из любви к своей профессии.
Эпос — это художественная история, отражающая сущность и героический дух народа. А искусство бахши олицетворяет собой выдающиеся творческие способности и художественное мастерство его представителей. Преодолев сложные периоды разных эпох, вобрав кладезь народной мудрости, оно сохранило глубокое содержание и самобытную форму. В нем отражается национальный уклад, образ жизни, исконные древние ценности нашего народа. Благодаря этому оно не утратило притягательности и по сей день.
Слово «бахши» в разные периоды имело много значений. Одни пишут, что оно образовано от китайского слова «фо-ше» (религиозный учитель, жрец), другие переводят его как «знающий, образованный». Русский востоковед-тюрколог академик В. Радлов приходит к твердому выводу, что это слово произошло от турецкого слова «кам». Сейчас в тюркских языках употребляются синонимы слова «камламак», то есть «боктирмок», «коктирмок». Это значит обратиться к гадалке, лечить, провести обряд. В книге «Девону лугатит тюрк» Махмуда Кашгари сказано, что «кам» означает «маг», «жрец». В древности жречество, гадание, хирургия и судейство совершались одним человеком — шаманом.
Героический эпос в начале своего существования носил характер мифологического ритуала. Со временем жанр утратил некоторые из своих черт, другие аспекты сохранились. В древности считалось, что на природу можно воздействовать пением эпоса, а бахши напрямую общаются с духами. Избавление от болезней, дождь во время засухи, предотвращение наводнения, победа в войне, сбор обильного урожая, успех в охоте, рождение детей, привлечение богатства — все это входило в «обязанности» бахши. Он считался посредником между людьми и духами.
После утверждения ислама в тюркских странах представления, связанные с шаманизмом, постепенно забылись, и под бахши стали понимать писца, образованного, интеллигентного человека, понимающего турецкий и монгольский литературные языки. Поэт и мыслитель Алишер Навои в своем произведении «Муншаот» писал: «С раннего утра и до ночи, с полудня и до вечера проделывается так много работы, которая не под силу ни совету, ни писцу, ни бахши, ни секретарю, ни высшим чинам». Из этого высказывания видно, что слово «бахши» употреблялось в контексте таких слов, как «писарь», «писец», «секретарь». В более поздние времена под «бахши» стали понимать артистов, поющих былины под музыку.
Эпическая память — это история народа. Облаченная в мифологическую или героическую оболочку, она остается священной для этноса. Фольклор создается не для исполнения, а во время него. Когда поет бахши, эпос приобретает новое содержание, тон, суть. Эпическая формула имеет строгую систему, слова и строки многократно повторяются в определенной форме. Это как живой организм. Костная структура одинакова у всех. Однако внешность, рост, вес, цвет глаз и, самое главное, мировоззрение у всех разные. Точно так же и в эпическом искусстве: певец создает свое индивидуальное творческое «я» на основе эпической формулы. Бахши не просто исполнитель, он — творец, который создает свое искусство на основе традиции.
Неразгаданные тайны творчества
Общеизвестно, что эпос процветает только в живом исполнении. Выступления бахши в разных залах, на церемониях, свадьбах и других мероприятиях составляли такое живое представление. По мере роста мастерства бахши его репертуар становился богаче, а аудитория увеличивалась. Один дастан они исполняли несколько дней или даже месяцев. Все бахши отличались прекрасной памятью. Обладающие высоким мастерством становились учителями для начинающих мастеров слова. Бескорыстно обучали учеников два-три, а порой и пять-шесть лет. Процесс «учения» истинного бахши не заканчивался никогда. Он постоянно улучшал мастерство, изучал исполнительскую методику других творческих школ, обогащал свой репертуар.
Подготовка к выступлению сказителей имела особое значение. Люди собирались в круг, зажигали костер и после приглашали бахши. По сложившейся традиции тот вначале долго молчал или настраивал инструмент, смотрел на людей, слушателей, изучал их. При каждом выступлении мастер пытался найти «своих» слушателей, которые придавали ему больше сил и энергии, вдохновляли.
Бахши обычно исполняли небольшие куплеты перед пением эпоса. Так певец готовился к исполнению крупного произведения, располагал публику к прослушиванию. Когда выступал истинный сказитель, его слушали с пристальным вниманием, словно отправляясь в другой мир вместе с героями эпоса, сопереживая им. Интересно, что зачастую никто не останавливал бахши, пока тот сам не перестанет петь. Мастера этого искусства умели так взволновать сердца слушателей, обогатить их дух, что понятия пространства и времени, ежедневные заботы теряли свою сущность. Эта гармония музыки, содержания и живого исполнения и составляет характерную черту бессмертного устного творчества.
Существуют предания о мистико-божественном происхождении искусства бахши. Они распространены по всему миру. Люди верили, что бахши — человек, избранный богом. Во многих легендах величайший поэт-песенник Куркут-ата снится будущему бахши, приказывая ему петь. При сопротивлении такому наказу бахши сильно заболевает и выздоравливает только через пение. Если же человек твердо верит в свой сон, то перед ним быстрее раскрывается безграничный фантастический мир творческого и духовного наследия предков, секреты мастерства бахши. Эти секреты до определенной степени остаются загадкой, сколько бы исследований ни проводилось. Изучая бахши, образцы их произведений, вы становитесь пленником этого увлекательного и волшебного мира, но все равно не можете понять: как же им удается заучить сотни тысяч стихов, исполнять их в любое время и каждый раз по-новому?
В Узбекистане исторически сложилось множество школ искусства бахши. Каждая отличается своим методом исполнения, главными темами и эпическим репертуаром. С древних времен исполнение дастанов развивалось по трем направлениям. К первому относятся Булунгурская, Нарпайская, Нуратинская, Шахрисабзская и другие школы, а также творчество узбеков-лакайцев, живущих на юге Таджикистана. Бахши исполняют дастаны в одиночку, поют гортанным голосом и подыгрывают себе на домбре.
Ко второму направлению относится Xoрезмская школа исполнения дастанов, когда бахши поют не только в одиночку, но и по двое, открытым голосом, подыгрывая себе на дутаре, гиджаке, гармони, кушнае или под аккомпанемент дойры. Хорезмская школа несколько отличается от других. Многие местные дастаны были зафиксированы в письменных источниках, поэтому иногда для исполнителей ведущую роль играла музыка. Исполнялись по большей части любовные и романтические дастаны. Не менее самобытна и каракалпакская школа сказителей. К третьему направлению относится школа Ферганской долины, где бахши исполняют произведения открытым голосом под аккомпанемент дутара.
Новые тона золотого наследия
Традиции сказителей продолжаются и в наше время. По предложению главы государства в 2018 году в Термезе была организована Школа бахши, основной целью которой является выявление и воспитание молодых талантливых исполнителей, популяризация и всесторонняя поддержка уникального по своему богатству и тонкости искусства устного народного творчества. Сейчас такие школы действуют во многих областях и Республике Каракалпакстан. Направление образования «искусство бахши» открыто в творческих вузах. Учреждено почетное звание «Народный бахши Республики Узбекистан».
Замечательно, что у нас есть сотни дастанов, записанных в исполнении знаменитых бахши. И в XXI веке появляются их полные издания. Большую ценность имеет и многотомник «Памятники узбекского народного творчества». Нет сомнения, что эти публикации и исследования, которые будут проведены по ним, принесут свои плоды завтра. Ведь древнее искусство бахши — это колыбель нашей литературы, искусства, духовности.
Символы, поэтические образы, созданные древними исполнителями дастанов, переносятся в письменную литературу, стихи и прозу современных авторов. Они находят отображение в картинах художников, исторических трудах, философских и филологических изысканиях.
По инициативе Президента в 2019 году в Термезе впервые прошел Международный фестиваль искусства бахши, в котором приняли участие творцы и известные фольклористы со всего мира. В 2021 году он состоялся во второй раз — в Нукусе. И вот сегодня в столицу Сырдарьинской области вновь съехались поэты и певцы-сказители со всего света. Подготовка к этому празднику народного искусства велась несколько месяцев.
В его рамках будут продемонстрированы экспозиции, посвященные искусству бахши, выставки-продажи национальных музыкальных инструментов и костюмов, произведения художников и ремесленников. На фестивале соберутся известные ученые-фольклористы, пройдет научно-практическая конференция «Современное искусство бахши: новые тона золотого наследия», сольные концерты и творческие вечера зарубежных и узбекских мастеров, международный конкурс певцов-сказителей. Завершится фестиваль торжественной церемонией награждения и гала-концертом с участием победителей и призеров конкурса.
Такие международные фестивали и конференции, безусловно, служат укреплению добрых взаимоотношений между народами Узбекистана и других стран. Но самое главное, они показывают, насколько важно сохранять и развивать искусство бахши, пробуждать в сердцах молодого поколения интерес, уважение и желание продолжать столь уникальную творческую традицию.
Жаббор ЭШОНКУЛОВ,
доктор филологических наук, профессор.
Рекомендуем
Популярное
- О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О занятости населения»
- В Узбекистане начнут интеграцию с PayPal, Google Pay и Apple Pay
- Информация о пятьдесят восьмом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
- Владимир Зеленский встретился с Джо Байденом и Камалой Харрис в Вашингтоне
- О креативной экономике
- О награждении группы работников в связи с 50-летием Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра хирургии имени академика В.Вахидова
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment