Информация о тридцать пятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

17:43 19 Ноябрь 2022 Политика
412 0

 

18 ноября 2022 года в Ташкенте в зале заседаний Сената состоялось тридцать пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видео-конференц-связи, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

 

Сначала сенаторы заслушали отчет Кабинета Министров о выполнении по итогам девяти месяцев 2022 года Государственной программы по реализации Стратегии развития нового Узбекистана на 2022—2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли».

В частности, полностью выполнены задачи 233 пунктов (33 процента) и подпунктов программы из 607 пунктов и подпунктов. В отчетном периоде принято 219 нормативно-правовых и иных актов.

В результате принятых правительством своевременных мер показатель ВВП по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 105,8 процента.

Общие расходы Государственного бюджета составили 162,4 триллиона сумов, из них расходы на социальную сферу — 83,3 триллиона сумов. Общие расходы увеличились на 24,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В отчетном периоде обеспечена занятость 1,9 миллиона граждан трудом, приносящим доход.

В рамках развития сферы услуг введено в эксплуатацию более 69,3 тысячи новых объектов торговли и сервиса, на которых обеспечена занятость более 1 тысячи человек.

В целях активного внедрения технологий «зеленой» экономики во все отрасли за счет привлечения иностранных инвестиций общей стоимостью более 700 миллионов долларов в Ташкентской, Бухар­ской и Хорезмской областях введены в экс­плуатацию 5 электростанций мощностью 1 154 МВт.

В целях дальнейшего развития дорожно-транспортных коммуникаций отремонтировано 15 095 километров автомобильных дорог и 104 моста за счет средств в размере 5,8 триллиона сумов.

В рамках программы развития социальной и производственной инфраструктуры на 2 762 объекта выделено 23,8 триллиона сумов. В отчетном периоде введено в эксплуатацию 466 школ, 163 до­школьные образовательные организации, 63 медицинских учреждения, 11 спортивных объектов.

В системе первичной медико-санитарной помощи дневного пребывания создано 19,5 тысячи мест, а их работа продлена до 20.00, в результате чего количество обращений в поликлиники составило 191 миллион, увеличившись на 4 миллиона по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

В «молодежную тетрадь» включено 182,6 тысячи молодых людей, нуждающихся в социальной защите, 135,4 тысячи из них оказана социально-экономическая поддержка.

Вместе с тем на заседании сенаторами отмечены некоторые недостатки, допущенные при исполнении Государственной программы.

Так, задача, указанная в пункте 286 программы, то есть установка в качестве эксперимента автоматических станций отбора проб и анализа источников загрязнения медеплавильных заводов на «Новоангренской ТЭС», не выполнена.

В ходе обсуждения исполнения программы сенаторы уделили особое внимание вопросам, вызывающим многочисленные нарекания населения.

После обсуждения принято соответст­вующее постановление Сената.

Далее парламентарии обсудили результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров, об очистке русел рек и укреплении их берегов, негативном воздействии добычи нерудных полезных ископаемых на объекты окружающей среды, водного и дорожного хозяйства.

Согласно информации, предоставленной правительством, для устранения недостатков, указанных в запросе, была соз­дана рабочая группа Сената и были изучены обстоятельства.

В ходе изучения установлено, что 12 из 94 субъектов предпринимательства, осуществляющих добычу песчано-гравийных материалов в водоемах на основании лицензии, нарушили порядок добычи нерудных полезных ископаемых, а 25 — условия лицензии.

Хотя основные недостатки в очистке русел рек и контроле за добычей нерудных полезных ископаемых связаны с организационно-правовыми основами деятельности соответствующих организаций, на должном уровне не проводилась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы данной сферы. Лицензионные и контрактные работы по добыче выполняются неквалифицированным персоналом. В результате оказывается воздействие на русла рек, которые становятся невосстанавливаемыми, и меняется их направление.

Из-за промышленной добычи песчано-гравийных материалов берега рек расширяются более чем на пятьсот метров. Кроме того, в результате того, что русла рек опускаются ниже установленных глубин, грунтовые пресные воды загрязняются, уровень воды падает.

Не внедрен порядок приема месторождения или участка субъектами предпринимательства по истечении срока действия лицензии или договора.

Законодательство также не содержит мер воздействия в отношении субъектов, которые не выполнили требование о рекультивации и возвращении в государственный резерв участков земли, нарушенных после завершения работы по добыче. Это в свою очередь является причиной того, что русла рек становятся за­брошенными, их не приводят в порядок, не выполняются работы по укреплению берегов. За субъектами предпринимательства с лицензией закрепляется обширная территория, в результате чего на берегах рек ведутся работы по добыче, и они разрушаются.

Сенаторы в ходе обсуждений особо отметили, что сохраняются организационно-правовые недостатки, системные проблемы в деятельности соответствующих организаций, отсутствует механизм расчета суммы ущерба природе, причиненного незаконной добычей песчано-гравийных материалов, не ощущается эффект принимаемых мер воздействия из-за наличия пробела в законодательстве.

По завершении обсуждения принято соответствующее постановление Сената.

Затем был рассмотрен отчет Кабинета Министров об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан по итогам девяти месяцев 2022 года.

Отмечалось, что за 9 месяцев 2022 года в экономике Узбекистана сохранены устойчивые темпы роста, несмотря на сложные процессы, происходящие сегодня в мировой экономике.

Объем валового внутреннего продукта в нашей стране за январь — сентябрь 2022 года вырос на 5,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 627 триллионов 477 миллиардов сумов.

Благодаря осуществлению структурных изменений в экономике, широкому привлечению инвестиций, диверсификации производства и поддержке предпринимательской деятельности реальные доходы населения составили 409,2 триллиона сумов и увеличились на 10,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прош­лого года.

В результате выполнения макроэкономических показателей и проводимой эффективной бюджетно-налоговой политики доходы Государственного бюджета за отчетный период без государственных целевых фондов составили 147,1 триллиона сумов и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 31,1 триллиона сумов, или на 26,8 процента, а в распоряжении местных бюджетов оставлено 6,5 триллиона сумов.

Расходы Государственного бюджета за 9 месяцев текущего года без государственных целевых фондов составили 162,4 триллиона сумов, или 26,4 процента, по отношению к ВВП.

Члены Сената в ходе обсуждения основное внимание уделили исполнению доходов и расходов Государственного бюджета за 9 месяцев 2022 года, целевому расходованию выделенных средств, уровню взимания налогов и таможенных платежей при выполнении установленного прогноза доходов Государственного бюджета.

Отмечалось, что в ходе контрольных мероприятий, проведенных в сфере строительства, выявлены ошибки и недостатки в обеспечении эффективности использования государственных средств, такие как приписки в отчетах строительно-ремонтных работ, которые в действительности не выполнены, указание в проектно-сметной документации строительных материалов по завышенным ценам.

Отмечалось наличие некоторых проблем и ошибок в целевом, своевременном и полном освоении средств, выделяемых на финансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами социального развития.

На заседании также акцентировано внимание на анализе эффективности деятельности службы внутреннего аудита в системе министерств и ведомств. В част­ности, отмечалось, что все еще в недос­таточной степени организована работа по предупреждению случаев незаконного использования бюджетных средств.

Сенаторы также особо отметили, что в отчете не нашли отражения анализ бюджетных расходов министерств и ведомств и целевых индикаторов программ развития и уровень их эффективности.

Кроме того, указаны недостатки, допущенные в части расширения доходной базы местных бюджетов и целевого использования доходов, полученных сверх установленного прогноза.

На конкретных примерах показаны случаи прямого расходования дополнительных средств местных бюджетов на основании лишь решений хокимиятов без принятия решений местных Кенгашей народных депутатов.

Сенаторы также высказали свое отношение относительно учета общественного мнения через портал «Открытый бюджет» по перевыполненной части местного бюджета, подчеркнута необходимость обеспечения прозрачности и широкого участия граждан в этом вопросе.

Подверглось критике то, что в отчете наряду с раскрытием положительной работы, связанной с процессом государственных закупок, не указаны ошибки и упущения, существующие проблемы и конкретные предложения по их разре­шению.

Высказаны предложения по устранению допущенных ошибок в обеспечении исполнения доходов и расходов Государственного бюджета и эффективного, целевого использования средств государственных целевых бюджетных
фондов.

По обсужденному вопросу принято постановление Сената, в котором отражены выявленные недостатки и предложения по решению проблем.

На пленарном заседании Сената обсуждены и результаты изучения работы по созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения в Ташкент­ской области и городе Ташкенте.

Отмечалось, что внедрение системы работы в разрезе махаллей и института помощников хокимов создает основу для скорейшего решения проблем в регионах, системного изучения проблем населения, своевременного полного решения актуальных вопросов.

В частности, на основании рекомендаций помощников хокимов в рамках программ развития семейного предпринимательства на 306 тысяч проектов выделено 7,2 триллиона сумов льготных кредитов, почти 17,3 тысячи гражданам выделены средства субсидий в размере 84,4 миллиарда сумов для начала предпринимательской деятельности и обеспечения занятости на приусадебном хозяйстве. На вакантные рабочие места трудоустроены 326,5 тысячи человек, обучены профессиям и предпринимательским навыкам
почти 112 тысяч граждан.

В ходе обсуждений отмечалось, что в рамках территориальных программ в Ташкентской области запущен 431 инвестиционный проект и городе Ташкенте — 128, в результате чего создано свыше 14,5 тысячи новых рабочих мест. В Ташкентской области обеспечена самозанятость 49,9 тысячи граждан и городе Ташкенте — 46,1 тысячи граждан по более 70 направлениям деятельности.

Члены Сената наряду с положительной работой по обеспечению занятости населения обратили внимание на наличие некоторых недостатков и проблем, в том числе отставание в ряде районов (городов) в исполнении годовой программы занятости, неэффективную организацию деятельности штабов, координирующих соответствующую работу.

Отмечалось, что при формировании общего отчета о рабочих местах не в полной мере обеспечено соответствие показателей базе данных государственных налоговых органов и межведомственного программно-аппаратного комплекса «Единая национальная система труда».

Указана также необходимость системного выделения средств субсидий из фонда привлечения населения к предпринимательству в целях обучения учеников мас­терами ремеслу на основе традиции «уста — шогирд», закупки необходимого сырья и обеспечения учеников заработной платой, а также более эффективной организации размещения земельных участ­ков Ташкентской области на электронной торговой площадке «е-auksion.uz».

Подчеркивалось, что народным депутатам в городских и районных Кенгашах необходимо разработать действенные механизмы по систематическому обсуждению по итогам каждого месяца результатов и принятию мер по созданию новых рабочих мест, обеспечению занятости.

Сенаторами даны рекомендации районным (городским) Кенгашам народных депутатов по изучению и критическому обсуждению на сессиях вопросов создания новых рабочих мест, обеспечения занятости населения на основе системы работы в разрезе махаллей, эффективного использования зарезервированных (квотных) рабочих мест для нуждающихся в социальной защите и лиц, испытывающих трудности в поиске работы.

Предложения по решению поднятых в ходе обсуждений вопросов нашли отражение в принятом постановлении Сената.

После этого сенаторы рассмотрели Закон «О ратификации Измирского договора (Измир, 14 сентября 1996 года)».

Сенаторы отметили, что настоящий договор был подписан 14 сентября 1996 года 10 странами: Афганистаном, Азербайджаном, Пакистаном, Кыргызстаном, Казахстаном, Таджикистаном, Турцией, Туркменистаном, Ираном и Узбекистаном и является учредительным документом Организации экономического сотрудничества (ОЭС).

Договор определяет организационную структуру Организации экономического сотрудничества, ее цели и принципы деятельности, а также финансовые вопросы и порядок принятия решений.

В ходе обсуждения сенаторы подчеркнули, что ратификация Узбекистаном Измирского договора создает правовую основу для полноправного членства в Организации экономического сотрудничества, а также дает возможность для широкого сотрудничества с государствами — членами организации.

Полноценное участие Узбекистана в организации позволит нарастить объемы иностранных инвестиций, расширить транспортно-логистические коридоры, в том числе путем унификации тарифов на транзитные перевозки, а также повысить туристскую привлекательность регионов страны.

По итогам обсуждения сенаторы одобрили закон.

Далее был рассмотрен Закон «О ратификации военного рамочного Соглашения между правительством Республики Узбекистан и правительством Турецкой Республики (Ташкент, 29 марта 2022 года)».

Отмечалось, что данное соглашение подписано 29 марта 2022 года в ходе визита Президента Турецкой Республики в Узбекистан. Соглашение направлено на дальнейшее развитие сотрудничества между Узбекистаном и Турцией по таким направлениям, как военная подготовка и военное образование, развитие кооперации оборонной промышленности, логистического сотрудничества, картография и гидрография, обмен опытом борьбы с минами и самодельными взрывными устройствами.

Мероприятия по сотрудничеству в этих направлениях включаются в годовые планы Министерства обороны Республики Узбекистан и Министерства национальной обороны Турецкой Республики.

В ходе обсуждения подчеркивалось, что ратификация соглашения не требует выделения дополнительных средств из Государственного бюджета, а все мероприя­тия, организованные в рамках соглашения, будут осуществляться согласно бюджету, ежегодно выделяемому Министерству обороны.

Закон одобрен сенаторами.

Также в ходе тридцать пятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса сенаторы рассмотрели законы «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой об отдельных участках узбекско-кыргызской Государственной границы (Бишкек, 3 ноября 2022 года)» и «О ратификации Сог­лашения между правительством Республики Узбекистан и Кабинетом Министров Кыргызской Республики о совместном управлении водными ресурсами Андижанского (Кемпирабадского) водохранилища (Бишкек, 3 ноября 2022 года)».

В обсуждении приняли участие также руководители профильных министерств и ведомств, а также хокимиятов Андижан­ской, Ферганской и Наманганской облас­тей, депутаты местных Кенгашей народных депутатов, эксперты и журналисты.

Сенаторы подчеркнули, что благодаря инициативам Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Центральноазиатском регионе создана совершенно новая атмосфера политического доверия. Достигнут прорыв в решении многих проблемных вопросов, которые в прошлом создавали препятствия на пути взаимного сближения стран региона во имя достижения общих интересов.

Сенаторы отметили, что урегулирование спорных вопросов, связанных с Государст­венной границей, играет важную роль в обеспечении национальной безопасности страны, так как это позволит упредить пограничные конфликты и эффективно противодействовать незаконной торговле.

В свою очередь совместное использование Андижанского (Кемпирабадского) водохранилища создает надежные гарантии по бесперебойному обеспечению водой тысяч фермерских хозяйств.

Кроме того, было отмечено, что принятие данных документов послужит рациональному и взаимовыгодному использованию трансграничных водных ресурсов и позволит вывести двустороннее сотрудничество на качественно новый уровень.

По итогам детального обсуждения приняты постановления Сената об одобрении указанных законов.

На этом первый день тридцать пятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

 

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.