Фискальный институт: готовить логиков и аналитиков

17:07 24 Ноябрь 2020 Общество
186 0

Фото автора

Выгодно инвестировать — искусство бизнеса. Не случайно для этого выбираются самые высокодоходные и перспективные отрасли. Если же рассмотреть этот процесс в масштабе государств и правительств, то становится ясно: приоритет отдается не столько доходам, сколько интересам народа. Таким образом инвестиции работают на будущее. Самые оптимальные вложения — инвестиции в образование. Ибо средства, вложенные в человеческий капитал, приносят явную пользу.

Президент страны в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников, подчеркнул, что мы поставили перед собой стратегическую задачу — создать фундамент третьего Ренессанса.

Задействуются все возможности в данном направлении. К ним относится и постановление главы государства «Об образовании Фискального института при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан», принятое 4 ноября текущего года.

Основа зрелости, совершенства — образование и воспитание. От полноценного проявления результатов дошкольного, школьного и среднего специального образования зависят качество и эффективность очередного этапа — высшего образования. Особенно в нынешних условиях глобализации стратегическое значение приобретает подготовка профессионалов, конкурентоспособных специалистов разных сфер, обладающих современными знаниями и навыками.

Решение — инновационное

Специалисты сферы финансов и налогов являются основной силой, движущей экономику. Ныне каждый день наполнен обновлениями. Все сферы стремительно заполняют инновации. А значит, динамике процесса должны содействовать и знания, и потенциал представителей финансовой сферы. Чтобы достичь этого, требовалось создать современную систему подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. Выполнение именно этих задач и возложено на вновь образованный Фискальный институт.

Согласно постановлению, подготовка кадров в сфере налогообложения и финансового контроля по направлениям бакалавриата и специальностям магистратуры будет осуществляться на основе кредитно-модульной системы. Особое внимание уделено совершенствованию переподготовки и повышению квалификации кадров, расширению обмена опытом и реализации совместных образовательных программ с налоговыми органами и учебными учреждениями зарубежных стран, активному привлечению зарубежных ученых и специалистов к учебно-образовательному процессу. Кроме того, выпускники данного образовательного учреждения должны обладать навыками работы с передовыми информационно-коммуникационными технологиями и автоматизированными методами анализа для налоговых органов. Предусмотрено также расширение внедрения инновационных проектов по результатам практических и фундаментальных научных исследований в сфере налогообложения и финансового контроля.

В соответствии с постановлением Фискальный институт определен в качестве базового высшего образовательного учреждения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов с высшим образованием и научных кадров в сфере налогов и налогообложения.

Учиться на будущем рабочем месте

Только слушая лекции в аудитории, студенту не стать специалистом. Многое зависит от единства, гармонизации теории и практики. Поэтому постановлением определено, что учебный процесс для студентов выпускных курсов бакалавриата института организуется непосредственно в административных зданиях налоговых органов. Ко всему внедряется новый порядок формирования заказов на подготовку кадров.

Процесс обучения будет значительно отличаться от традиционных занятий. Для этого применят образовательные программы высших образовательных учреждений, которые занимают ведущие места в рейтингах международно признанных организаций. Также будет разработана и внедрена в практику комплексная программа подготовки учебников и учебных пособий нового поколения по соответствующим дисциплинам.

Как пишутся сценарии будущего?

Есть поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь». В наше быстро меняющееся время в вопросе ра­ционального использования бюджетных средств требуется отмерять не то чтобы семь, а даже семьдесят раз. Для проведения тщательных расчетов нужны особые способности: быть логиком, аналитиком. Необходимо готовить кадры, умеющие эффективно пользоваться возможностями современных информационно-коммуникационных технологий, интернета. К сожалению, именно этого умения не хватает некоторым специалистам. Фискальные программы и проекты предполагают нахождение сложных решений. Поэтому в принятом документе приоритетной задачей определена подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками и умеющих свободно пользоваться информационными технологиями. В нем отмечена необходимость формирования у студентов компетенции системного анализа. Это имеет глубокий смысл, потому что такое дарование означает решение сложных фискальных проблем путем анализа с помощью компьютера. Такая работа выполняется в три этапа. На первом на основе дедуктивного подхода (от об­щего к частному) анализируются факторы, влияющие на показатель результативности, их абсолютное и относительное влияние на результат. На втором на основе моделирования процесса выполняются процедуры синтеза и формирования общего вывода. Данный этап требует применения современных эконометрических методов и программных инструментов. На третьем — прогнозируются результаты, ожидаемые от соответствующих фискальных проектов или программ.

Представители фискальной политики зарубежных стран, системно подходя к сбору и использованию налогов и поступлений в госбюджет, при принятии сложных решений пользуются программами «Data Analysis», «Big Data». В этом процессе отказываются от неэффективных проектов. Принятие таких системных решений проходит в пять этапов: выявление проблемы; определение альтернативных решений проблемы; определение критериев экономической и социальной целей от реализации проекта; выбор самого подходящего из множества вариантов; внедрение. Наконец, с помощью программы и алгоритма составляются будущие сценарии и находится самое эффективное решение.

Если при выполнении проекта изменяются ситуация и факторы, вносится оперативно принятое решение или исправления в проект. Это позволяет вести постоянный мониторинг за адресным и экономным расходованием выделенных на него государственных средств. Предотвращаются случаи коррупции. При отборе проектов и программ возникает необходимость применения экономических и социальных критериев. В условиях рыночной экономики выбор альтернативных решений в фискальной сфере должен осуществляться не с опорой на средние экономические показатели (средняя прибыль, средний доход, средние за­траты), а на последний социальный результат на основе показателей и критериев, обозначающих благосостояние населения. Именно таким передовым практикам, раскрывающим закономерности рыночной экономики и способствующим их применению, и будут обучать в образованном Фискальном институте.

Кредитно-модульная система в высшей школе

Преимуществ у кредитно-модульной системы много. Они довольно широко освещены в печати. Хотелось бы остановиться на отдельных ее аспектах.

При данной системе соотношение учебных часов, затрачиваемых на изучение модуля, оптимально распределяется на практические занятия и самообразование. Упрощаются процессы организации совмест­ных программ с университетами зарубежных стран, обмена студентами, взаимного признания дипломов о высшем образовании. Она способствует применять поэтапный подход к подготовке кадров.

Модули оптимально распределены по отношению к сфере и по последовательности. За четыре года обучения студент, как бы поднимаясь по ступенькам, приспосабливается к сложностям модулей. В контенте модулей между этапами не происходят повторы. При составлении текстов лекций и учебных материалов преподаватели в обязательном порядке учитывают, на каком этапе они проводят занятия. К примеру, если на начальном этапе уделяется внимание определениям, выражениям и закономерностям в модуле, то на следующих этапах акцент делается на умение студента их применить и критически осмыслить. На последнем же этапе сам студент старается создавать разработки и идеи, в конечном итоге специалист становится готовым к самостоятельной работе. В зарубежных университетах это в порядке вещей.

При кредитно-модульной системе отличается и организационная структура высшего учебного заведения. Основная цель преподавателей, работников информационно-ресурсных центров и других отделов направлена на учебно-воспитательный процесс, создание удобств для обучающихся, повышение качества образования.

Пустые обещания не пройдут

Для эффективного налаживания деятельности вновь образованного института важно и обязательно изучение опыта зарубежных стран (Великобритании, США, Россий­ской Федерации и других). В результате будут определены вклады фискальных институтов в осуществление экономической и социальной политики, их воздействие на жизнь, семью и бизнес, а также на экономику государства. К примеру, какое влияние в Англии окажет ковид на социальное обеспечение населения, какие в перспективе могут произойти изменения в этой системе?

Еще одно преимущество института фискальных исследований заключается в их независимости и объективности. Например, в процессе подготовки к выборам партии объявляют свои политические программы, платформы манифестов. Многие организации, в частности Прогрессивный экономический форум (PFE), представляют свою политику в фискальный институт для 
экспертной оценки. Объективная оценка данного института по манифестам партий, предвыборным программам и обещаниям кандидатов, а также его информационная база приводят к дебатам и спорам. Дебаты помогают избирателям выбрать оптимальное решение. Ввиду того, что институт не зависит от влияния политических партий, компаний и групп, он берет на себя инициативу при разоблачении неверных решений и пустых обещаний.

Исследования Фискального института отличаются тремя важными аспектами, это объективный анализ процесса или состояния, создание инструментов для понимания и оценки сложных решений, оценка платформ политических партий.

Институт фискальных исследований в Лондоне образован в 1969 году, он осуществляет исследования в сфере налоговой и государственной политики Велико­британии, касающиеся академической и фискальной политики. Цель института — предоставление достоверной информации через глубокое исследование общественных дебатов, мнений и идей, направленных на экономические проблемы, в частности на разработку эффективной налоговой и бюджетной политики.

В период пандемии в Узбекистане можно воспользоваться фискальными разработками зарубежных стран в таких направлениях, как выполнение государственной антикризисной программы, социальная поддержка бездействующих предприятий и населения, улучшение эпидемиологической ситуации, разработка и реализация программ «железная тетрадь», «молодежная тетрадь» и «женская тетрадь». В перспективе такие проекты будут осуществлять специалисты Фискального института, способные провести экспертизу расходов государства и оценить их эффективность.

Чтобы один сум обернулся сотней

В таких развитых странах, как США, Великобритания, Япония, Южная Корея, каждый затраченный на сферу образования один доллар приносит 13—15 долларов в эквиваленте экономического роста, в Сингапуре — более чем в сто раз. В нашей стране, к сожалению, коэффициент подобной отдачи равен четырем. Ясно, что при составлении проектов по распределению средств Государственного бюджета возникает вопрос, какую их часть направить на образование, а какую — на здравоохранение, оборону, социальную защиту, другие сферы. При принятии подобных решений объективная экспертиза и за­ключение представителей независимого фискального института станут основой для обеспечения эффективности обсуждений и дебатов, для экономного расходования средств. Но если решения недостаточно обос­нованы, то можно допустить неправильные и неэффективные затраты.

Недавно Генеральный прокурор Нигматилла Йулдошев представил информацию о случаях растраты государственных средств должностными лицами. Как было подчеркнуто, за последние два года около двух тысяч чиновников растратили два триллиона сумов бюджетных средств. Другими словами, каждый чиновник направил один миллиард сумов государства не по назначению или присвоил их. Если бы компетентные в фискальной сфере специалисты своевременно и адекватно распределили бюджетные средства по соответствующим сферам, осуществляли бы регулярный мониторинг их использования, то заметно сократилась бы и вероятность возникновения подобных ситуаций. Поэтому изучение передового опыта зарубежных фискальных институтов в данной сфере и внедрение его в практику становятся требованием времени.

Например, институт фискальной политики в Лондоне ведет научные исследования в таких направлениях, как государственные финансы и за­траты, пенсионное обеспечение и накопления, налогообложение компаний и предприятий, действия потребителей на рынке, бедность и неравенство доходов. Кроме того, проводит конференции, симпозиумы, семинары и тренинги. Путем разработки и применения современных методов моделирования изучает воздействие политических и социальных мер на поведение домохозяйств, потребителей и индивидов, на ведение бизнеса предприятиями. Публикует свои аналитические отчеты и научные статьи в ведущих международных журналах.

Разработка и внедрение фискальной политики Узбекистана будут способствовать обеспечению спокойствия в стране, прогрессу Родины и повышению благосостояния народа. Изучением социальных и экономических проблем и организацией диалога по ним, проведением экспертизы влияния действующих в фискальной системе налогов и вносимых в них изменений на экономическое развитие и уровень жизни населения, распространением информации и знаний можно достичь эффективного использования государственных средств, то есть направлять их на благополучие народа.

Конкуренция — фактор ускорения прогресса

Иногда информация на темы государственного долга, продовольственной безопасности и формирования цен на них становится предметом горячих дискуссий в социальных сетях и средствах массовой информации. В последние годы все чаще являемся свидетелями этого процесса. Однако, наблюдая за такими дискуссиями, можно увидеть, что их участники проявляют односторонний подход к данной теме. Почему так происходит? Дело в том, что у них нет системной информации, полноценного анализа специалистов фискального института и объективной экспертной оценки.

Еще одна жизненная правда: конкуренция и инновация являются факторами, ускоряющими прогресс. Там, где есть конкуренция, человечество будет склонно к соз­данию инноваций, новых идей и разработок. Но, с другой стороны, созданию инноваций препятствуют стандарты.

Поэтому везде — на предприятии или в организации, в министерстве или учреждении — важнейшей необходимостью становится подход к работе по-новому. Независимость фискального института в финансовой, академической, научно-исследовательской сферах является гарантией подготовки кадров, соответствующих мировым стандартам и вышеуказанным требованиям.

В XXI веке инновации начали вытеснять стандартизацию. Как образно выражаются шведские ученые, они словно джинн, вы­рвавшийся из бутылки, все глубже и шире входят в нашу жизнь, в экономические и социальные процессы.

В этом смысле образование Фискального института станет первым камнем в закладке фундамента третьего Ренессанса. Ибо кадры, подготовленные в фискальной сфере, через активное участие в деятельности финансовых и налоговых органов будут вносить достойный вклад в социально-экономическое развитие страны. Тем самым будут содействовать обеспечению целевого использования средств Государственного бюджета.

Турсун ШОДИЕВ,

заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Экономика знаний» 
Международного Вестминстерского университета в Ташкенте

доктор экономических наук, профессор.

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.