Долги в обмен на климат

21:09 27 Февраль 2023 Экономика
1004 0

Фото: Иллюстративное

Со времен Промышленной революции в результате бурной деятельности человека по освоению природных ресурсов содержание углекислого газа в атмосфере кратно увеличилось. Это в свою очередь оказывает негативное влияние на целостность экосистемы Земли и приводит к изменениям климата.

Бесконтрольное и нерациональное поглощение полезных ископаемых в угоду удовлетворения экономических потребностей и повышения уровня комфорта привело к тому, что человечество все чаще и чаще испытывает на себе удары природы и выплачивает долги за свои амбиции. Так, в результате пятикратного увеличения количества стихийных бедствий, вызванных изменением климата, за последние пятьдесят лет более двух миллионов человек пали жертвами наводнений, засух, аномальной жары и ураганов, а сумма экономического ущерба достигла четырех триллионов долларов. Ирония в том, что наибольший урон от изменения климата испытывают те государства и нации, которые в меньшей степени причастны к причинам нарушения экологического баланса.

По данным Всемирной метеорологической организации, 91 процент всех смертей от стихийных бедствий пришелся именно на развивающиеся страны.

Неутешительны и экономические прогнозы. По оценкам международной неправительственной организации «Oxfam» (Найроби, Кения), потери развивающихся государств от изменения климата к 2030 году достигнут 580 миллиардов долларов в год, а к 2050-му сумма и вовсе может вырасти почти до двух триллионов. 

Центральная Азия, где последствия изменения климата ощущаются наиболее остро, уже испытывает это на себе. Среди них можно выделить прежде всего сокращение площади ледников — основных источников водных ресурсов региона. За последние 60 лет площадь ледников в регионе сократилась на 30 процентов. Повышение температуры на 2°C может привести к сокращению площади ледников в 1,5 раза, на 4°C — на 80 процентов.

В результате уровень водного стресса в регионе достигает критических отметок (Узбекистан — 169 процентов, Туркменистан — 144 процента, Таджикистан — 62 процента, Кыргызстан — 50 процентов, Казахстан — 33 процента), а 22 миллиона людей в регионе не имеют доступа к безопасной воде. 

По прогнозам, к 2050 году водные ресурсы реки Сырдарьи сократятся на 5 процентов, а реки Амударьи — до 15 процентов.

Регион также сталкивается с проблемами опустынивания и деградации земли. По данным ООН, в настоящее время в Центральной Азии деградировано около 37 процентов сельскохозяйственных земель. За последние 50 лет количество земель, охваченных процессом опустынивания в странах региона, увеличилось на 20 процентов. В некоторых частях деградированы от 40 до 100 процентов сельскохозяйственных земель.
Сокращение водных ресурсов и деградация почвы в регионе, где большая часть населения занята в сельском хозяйстве, является серьезной угрозой не только для социально-экономического развития стран региона, но и для удовлетворения базовых потребностей человека в воде и пище. Тем более, по прогнозам, население региона к 2050 году вырастет с текущих 77 до 110 миллионов.

Развитые и развивающиеся страны: кто виноват?

В этих условиях для дальнейшего развития стран региона и решения назревших вызовов их устойчивости и стабильности критически важно принятие масштабных мер по адаптации и борьбе с последствиями изменения климата, требующих колоссальных финансовых затрат и усилий.
В мировом сообществе все больше актуализируется вопрос выделения компенсации развивающимся странам со стороны развитых стран за причиненный им ущерб в результате изменения климата.

По мнению большинства экспертов, развитые страны, которые несут основную историческую ответственность за выбросы парниковых газов, приведшие к глобальному потеплению, находятся в моральном долгу перед развивающимися странами, пострадавшими от изменения климата, несмотря на их незначительный вклад в обострение данного процесса.

Еще в 2009 году на климатической конференции ООН по изменению климата (CОР15 ) было принято Копенгагенское соглашение, согласно которому развитые страны обязались выделить развивающимся странам 30 миллиардов долларов в период 2010—2012 годов на адаптацию и предотвращение изменения климата, а также довести ежегодную помощь на эти цели до 100 миллиардов к 2020 году.

Однако данная цель до сих пор не достигнута. Аналитики отмечают, что, к примеру, США, которые должны были предоставить 40 миллиардов, в 2020 году выделили всего 7,6 миллиарда, Австралия и Канада — только треть финансирования, а Великобритания — три четверти.
По данным ООН, международное финансирование в настоящее время удовлетворяет менее 10 процентов потребностей в адаптации к изменению климата, и этот разрыв увеличивается.

Фонд «потерь и ущерба»

Стоит отметить, что «революционным достижением» прошедшего в ноябре 2022 года в Египте климатического саммита ООН (COP27) стало создание Фонда потерь и ущерба, который должен будет финансово компенсировать наиболее уязвимым странам вред, причиняемый им изменениями климата. Это и гибель людей, и разрушение инфраструктуры, и ущерб для разных отраслей экономики из-за экстремальных погодных явлений, связанных с повышением глобальной температуры, и т. д.

Предусматривается, что издержки возьмут на себя наиболее развитые высокодоходные экономики, которые больше других повлияли на изменение климата. Причем сделать это они должны добровольно, но так, чтобы финансирование и возмещение убытков были гарантированы. Вместе с тем, как сообщила уполномоченная правительства ФРГ по климату Д. Морган, для проработки механизмов функционирования фонда потребуется не менее двух лет. В первую очередь это решение вопроса институционализации фонда, определение конкретных источников финансирования, а также правил выделения средств пострадавшим государствам.

Ключевым разногласием между странами по данному фонду остается определение категории развитых (доноров) и развивающихся (реципиентов) государств. Неизвестны также и объемы фонда. По мнению ряда экспертов, вероятнее всего, что его объем составит не менее 100 миллиардов долларов, которые предусматривались еще предыдущим соглашением ООН от 2009 года. Тогда как, согласно проведенному исследованию британских и египетских ученых, развивающимся странам потребуется до двух триллионов долларов ежегодно. Эта сумма предусматривается для: 1) сокращения выбросов парниковых газов; 2) создания необходимой инфраструктуры для возобновляемой энергетики; 3) преодоления многочисленных последствий изменения климата; 4) решения вопросов бедности и рабочих мест. 

Более того, концепция фонда предполагает помощь «особенно уязвимым» странам. То есть будет градация тех, кто нуждается, и не все развивающиеся государства смогут претендовать на средства из данного источника.

Вероятнее всего, в число реципиентов фонда будут включены самые бедные государства мира, где проблемы с экологией приобретают катастрофический масштаб и на ликвидацию последствий собственных денег не хватает.

Финансировать просчеты

По мнению экспертов, в условиях увеличивающегося разрыва между объемом помощи в адаптации, поступающей в страны, и объемом, в котором они нуждаются, обмен долга на климат может стать одним из дополнительных источников финансирования.

Ранее, в преддверии COP27 заместитель генерального секретаря ООН А. Мохаммед упомянула об обмене долга на климат как одном из вариантов рефинансирования.

Обмен долга на климат позволяет странам сокращать свои долговые обязательства в обмен на обязательство финансировать внутренние климатические проекты за счет высвободившихся финансовых ресурсов.

Начиная с 1987 года, Всемирный фонд дикой природы стал практиковать заключение договоров об обмене с рядом стран Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, действуя через свои филиалы в США. Сегодня системой таких договоров охвачено около 40 государств мира (в основном наименее развитые). Ожидается, что в этом году Замбия может обменять долг на природу (сохранение водопада Виктория и решение климатической угрозы) в рамках текущих обсуждений реструктуризации задолженности страны на сумму 13 миллиардов долларов.

Несмотря на то, что обмен долга на климат применялся в отношении наименее развитых государств с критическим уровнем долговой нагрузки, в будущем, с учетом обострения климатической повестки, вероятно, может распространиться и на остальные развивающиеся страны. Так, ученые Университета Тафтса (США) отмечают следующие критерии для успешной реализации обмена долга на климат:

во-первых, разработка перечня условий обмена долга на климат для уменьшения сложностей и сокращения времени и затрат;

во-вторых, обмен долга на климат должен облегчить долговое бремя в достаточной степени, чтобы позволить странам-должникам инвестировать в проекты по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий;

в-третьих, другая проблема известна как «дополнительность». То есть финансовые средства, высвободившиеся в результате обмена долга, должны быть направлены на дополнительные усилия по борьбе с изменением климата, а не на реализацию уже запланированных или реализуемых проектов по борьбе с изменением климата.

В целом, как считают эксперты, несмотря на наметившиеся сдвиги в сфере признания развитыми государствами мира ответственности за изменения климата и его последствия, вопрос выделения компенсации пострадавшим развивающимся государствам остается открытым.

Обращает на себя внимание, что в мировом сообществе вопрос компенсации ущерба от последствий изменения климата фокусируется на оказании помощи наименее развитым государствам. Однако развивающиеся страны также на себе испытывают тяжелые последствия климатических изменений.

И без значительных усилий и поддержки со стороны передовых государств последствия изменения климата могут существенно повлиять на экономическую ситуацию развивающихся стран и откатить их прогресс назад.

В свою очередь при должной и своевременной поддержке развивающиеся страны из реципиентов вполне могут в перспективе превратиться в доноров, которые будут в состоянии вносить свой вклад в глобальное устойчивое развитие.   

Жасур КОДИРОВ,
ведущий научный сотрудник 
Международного института Центральной Азии.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.