Авто на газе: можно ли избежать трагических фейерверков?

09:28 16 Май 2022 Общество
2112 0

Фото: Иллюстративное

В результате взрывов и пожаров в автомобилях с газобаллонным оборудованием (ГБО) погибли 14 человек, девять граждан получили ранения. Это данные прошлого года. К сожалению, аналогичные случаи произошли и в текущем году.

Один из последних примеров. Апрельским утром перед зданием ОСО «Ватанпарвар» в Сырдарьинской области прогремел взрыв газового баллона в «Нексии-3». Чудом никто не пострадал. Автотранспортное средство разнесло на мелкие обломки. Также были повреждены два рядом припаркованных автомобиля.

В чем причины таких происшествий? По мнению специалистов, сам по себе газовый баллон не взрывоопасен при условии, что качественно изготовлен, испытан и оборудован в соответствии с правилами и требованиями к ГБО.
— Даже в случае удара при аварии он выдерживает нагрузки, многократно превышающие прочность бензобака. У метановых баллонов ударопрочность велика настолько, что легче разрушить весь автомобиль, чем повредить емкость, — говорит тренер по автомотоспорту Алишер Нажмиддинов. — Взрыв автомобилей с газовыми баллонами происходит в большинстве случаев из-за несоблюдения правил эксплуатации и нарушений, допущенных при установке оборудования.
Если заправочная емкость так прочна от внешнего воздействия, то почему же взрывается баллон? Дело в образовавшемся избыточном давлении внутри него. 

Приобретая дешевые несертифицированные аналоги запчастей и комплектующих к ГБО, производя неправильную настройку системы у «хорошего знакомого», велик риск создать бомбу замедленного действия. 

— Каждые три года эксплуатации баллон подлежит опрессовке, а через десять лет полной замене, — рассказывает специалист газозаправочной станции Зангиатинского района Закир Кадыров. — Следует регулярно производить осмотр оборудования на предмет целостности, обращая особое внимание на коррозию металла. Если баллон начал интенсивно ржаветь, то его использование недопустимо.

Автомобиль на газу не опаснее, чем машина на бензине, но при условии правильного монтажа оборудования. Устройство не такое уж сложное. При использовании пропана (сжиженный газ) это баллон, мультиклапан, редуктор, датчик давления, форсунки и электроника. Главная причина трагедий с таким ГБО — давление в баллоне становится выше, чем могут выдержать его стенки, хоть они и толстые — более трех миллиметров. Дело в том, что сжиженный газ при нагреве имеет свойство расширяться. Поэтому нельзя в целях безопасности заполнять баллон более чем на 80 процентов его объема. Грубо говоря, в 42-литровый баллон нельзя лить больше 34 литров, чтобы машину можно было безопасно оставить на парковке на солнце, когда в тени +45 градусов. За это отвечает мультиклапан. Но с целью увеличить пробег автомобиля от одной заправки «умельцы» пытаются его «модернизировать», чтобы залить топлива под завязку. 

Причина, провоцирующая взрыв метана, аналогичная: избыточная заправка. Давление внутри баллона, особенно в жаркие дни, возрастает до критического состояния. Резервуар не выдерживает и разрывается. Но многие просят заправщиков закачать газа побольше.

— Нарушение техники безопасности при ремонте автомобиля, особенно кузовные работы с применением газовой горелки, также может привести к взрыву из-за нагрева баллона, утечки газа из системы, которую своевременно не устранили, — рассказывает автомеханик Николай Егоров из Чиланзар¬ского района столицы. — При переводе авто с бензина на метан или пропан-бутан к недостаткам можно отнести лишь незначительное, на пять — семь процентов, снижение мощности двигателя, увеличение массы автомобиля. К плюсам — экологичность, продление моторесурса, сокращение затрат на топливо.

— По работе часто совершаю поездки в регионы. Поэтому установил в автомобиле газобаллонное оборудование и вполне доволен. Затраты на горючее существенно сократились, — рассказывает владелец «Нексии» Джамшид Уроков из Ташкента. — Правда, некоторые знакомые водители не советовали ставить газовый баллон, мотивируя тем, что данный вид топлива сокращает ресурс двигателя. Проехав тысячи километров, этого не заметил. Мотор работает четко, перерасхода масла нет.

Все специалисты и эксперты, с которыми довелось поговорить на данную тему, в один голос утверждают, что безопасность при использовании пропана или сжиженного газа можно обеспечить при установке надежного ГБО и своевременном проведении ремонтно-диагностических мероприятий. Это понятно. Но затраты на покупку высококачественных газовых баллонов, других необходимых узлов и агрегатов велики. 

К примеру, стоимость ГБО четвертого поколения для пропана — от семи миллионов сумов и более. Для заправки метаном обойдется еще дороже. Также придется заплатить за установку и регулировку, оформление соответствующих документов. Одним это не по карману, другие стремятся извлечь максимум выгоды от перевода автомобиля на газ. Отсюда предпочтение дешевому оборудованию неизвестного производителя, обслуживание у мастеров-неформалов.

В 2021 году выявлены 36 юридических и физических лиц, незаконно занимавшихся установкой и испытанием газовых баллонов. Всего выявлено 2 928 таких случаев. И эта статистика пополняется. Наблюдаются случаи оформления фиктивных актов о технических испытаниях газовых баллонов.

Одно время за рубежом также взрывались авто из-за установки некачественного оборудования. В ряде стран нашли способ заинтересовать автовладельцев в приобретении надежного ГБО. Поскольку транспортные средства на газовом топливе меньше загрязняют окружающую среду, к примеру, в России и ряде европейских стран снижен налог на авто на 50 и более процентов. Это частично компенсирует за-траты, делает установку газобаллонного оборудования более привлекательной и ускоряет срок его окупаемости. 

В ходе изучения ситуации, проведенного Комитетом Сената Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности, установлены причины взрывов транспортных средств, оснащенных газовыми баллонами. В начале февраля на пленарном заседании принято решение направить в Кабинет Министров парламентский запрос касательно обеспечения безопасности и исполнения законодательства в данной сфере. Будем надеяться, что по этим вопросам примут действенные меры и трагических фейерверков удастся избежать.

Сергей ЛЕВЧЕНКО,
«Народное слово»
.
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.