О креативной экономике
Фото: Пресс-служба Президента Республики Узбекистан
Закон Республики Узбекистан
Принят Законодательной палатой 30 сентября 2024 года
Одобрен Сенатом 30 сентября 2024 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является поддержка, развитие креативной экономики и регулирование отношений в данной области.
Статья 2. Законодательство о креативной экономике
Законодательство о креативной экономике состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о креативной экономике, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
креативная индустрия – совокупность видов экономической деятельности, связанных с созданием, производством, хранением, распространением и продвижением товаров (работ, услуг), основанных на приоритете творчества, интеллектуальных способностей, а также интеллектуальной собственности и имеющих экономическую ценность;
парк креативной индустрии – организационно-правовое формирование, действующее на принципах экстерриториальности в пределах территории Республики Узбекистан с целью создания благоприятных условий для развития сферы креативной индустрии;
субъекты креативной индустрии – физические и юридические лица, занимающиеся созданием, производством, хранением, распространением и продвижением креативного продукта;
креативная экономика – отрасль экономики, направленная на создание товаров (работ, услуг) с экономической ценностью в результате человеческого потенциала, основанного на творчестве, интеллектуальных способностях, а также инновациях и технологиях;
креативный продукт – товары (работы, услуги), имеющие экономическую ценность, а также другие объекты гражданско-правовых сделок в области креативной экономики.
Статья 4. Основные принципы в области креативной экономики
Креативная экономика основывается на следующих принципах:
законность;
открытость и прозрачность;
свобода творчества;
равенство;
правовая охрана креативного продукта.
Статья 5. Принцип законности
Отношения в области креативной экономики должны осуществляться в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 6. Принцип открытости и прозрачности
Информация в области креативной экономики должна быть открытой и прозрачной. Информация, составляющая государственные секреты и разглашение которой ограничено законом, является исключением.
Государственные органы обязаны создавать субъектам креативной индустрии условия для получения и свободного использования информации способами, предусмотренными законодательством об открытости деятельности органов государственной власти и управления, а также о гарантиях и свободе доступа к информации.
Статья 7. Принцип свободы творчества
Креативная экономика основывается на свободе научного, технического и художественного творчества.
Все лица свободны в выборе и осуществлении деятельности в одной или нескольких сферах креативной индустрии, а также в создании креативного продукта.
Свобода творчества не должна направляться на действия, наносящие ущерб чести, достоинству и деловой репутации других лиц, побуждающие или пропагандирующие незаконные действия, и не должна противоречить общественной нравственности.
Статья 8. Принцип равенства
Субъекты креативной индустрии равны в осуществлении своей деятельности, включая использование предоставляемых государством мер поддержки и инфраструктуры.
Статья 9. Принцип правовой охраны креативного продукта
Креативная продукция является результатом интеллектуальной и творческой деятельности и охраняется в соответствии с законодательством.
Статья 10. Сферы креативной индустрии
Для целей настоящего Закона сферы креативной индустрии включают:
литературное творчество;
прикладное искусство и ремесленничество;
архитектуру, проектирование и урбанистику;
аудиовизуальное искусство;
исполнительское искусство;
организацию концертно-зрелищной деятельности
и культурно-массовых мероприятий;
моду и искусство дизайна;
деятельность музеев, художественных галерей (выставок) и информационно-библиотечную деятельность;
творческую деятельность в издательстве и типографии;
творческую деятельность в сфере средств массовой информации и творческую деятельность, осуществляемую путем передачи через всемирную информационную сеть Интернет;
продюсерскую деятельность;
творческую деятельность в сфере цифровых технологий;
творческую деятельность в сфере рекламы;
деятельность по сохранению предметов искусства
и объектов культурного наследия;
изобразительное искусство.
Глава 2. Государственная политика в области креативной экономики
Статья 11. Основные направления государственной политики в области креативной экономики
Основными направлениями государственной политики в области креативной экономики являются:
создание необходимых условий для проявления гражданами своего творческого и интеллектуального потенциала в сфере креативной индустрии;
увеличение оборота креативной продукции путем превращения креативной индустрии в одну из активных отраслей экономики;
создание субъектам креативной индустрии равных возможностей в государственной поддержке;
развитие малого и среднего бизнеса посредством поддержки сфер креативной индустрии;
поддержка науки и научной деятельности в области креативной экономики и содействие в реализации креативных идей и проектов;
создание необходимой инфраструктуры для субъектов креативной индустрии;
обеспечение использования научных и технологических достижений и инновационных подходов при создании креативных продуктов;
совершенствование системы образования, внедрение современных образовательных программ в сфере креативной индустрии с целью развития компетенций
в данной сфере;
устранение ограничений по реализации творческого потенциала и возможностей субъектов креативной индустрии;
обеспечение широкого признания национальной культуры и национальных брендов на международной арене.
Статья 12. Стратегии развития креативной экономики
Стратегии развития креативной экономики разрабатываются и реализуются на основе современных достижений в целях развития человеческого капитала, страны, проведения единой государственной политики в области креативной экономики.
Стратегии развития креативной экономики могут быть приняты на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Стратегии развития креативной экономики определяют цели и задачи, стоящие перед государством и обществом, целевые индикаторы на соответствующий период, а также планы действий по их реализации.
Проекты стратегий развития креативной экономики разрабатываются на основе предложений государственных органов, научных организаций, субъектов креативной индустрии, негосударственных некоммерческих организаций и экспертов.
Глава 3. Регулирование в области креативной экономики
Статья 13. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области креативной экономики
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области креативной экономики;
определяет меры государственной поддержки креативной экономики и порядок их оказания;
определяет виды экономической деятельности в сферах креативной индустрии;
утверждает стратегии развития креативной экономики и государственные программы;
принимает нормативно-правовые акты в области креативной экономики;
принимает меры по созданию необходимой инфраструктуры в области креативной экономики;
определяет порядок создания парков креативной индустрии и организации их деятельности;
координирует деятельность республиканских органов исполнительной власти в области креативной экономики;
определяет порядок деятельности Республиканского совета по развитию креативной экономики.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 14. Республиканский совет по развитию креативной экономики
Республиканский совет по развитию креативной экономики (далее – Республиканский совет) является действующим на общественных началах консультативным органом по вопросам развития сфер креативной индустрии.
Состав Республиканского совета включает представителей соответствующих государственных органов и институтов гражданского общества, ведущих предпринимателей в сферах креативной индустрии, а также международных и местных экспертов и утверждается Президентом Республики Узбекистан.
Республиканский совет:
разрабатывает предложения по развитию креативной экономики и поддержке сфер креативной индустрии;
разрабатывает предложения по определению видов экономической деятельности в сферах креативной индустрии;
определяет перспективные направления и точки роста креативной индустрии;
разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности парков креативной индустрии и заслушивает информацию об их деятельности.
Рабочим органом Республиканского совета является Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Статья 15. Полномочия республиканских органов исполнительной власти в области креативной экономики
Республиканские органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:
участвуют в реализации единой государственной политики в области креативной экономики;
обеспечивают исполнение законодательства о креативной экономике;
участвуют в формировании креативных продуктов и в финансовой поддержке в области креативной экономики;
координируют деятельность субъектов креативной индустрии, находящихся в их ведении, по созданию, производству, хранению и распространению креативной продукции.
Республиканские органы исполнительной власти сотрудничают с другими государственными органами и организациями по развитию креативной экономики.
Республиканские органы исполнительной власти могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 16. Полномочия органов государственной власти на местах в области креативной экономики
Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:
участвуют в реализации единой государственной политики в области креативной экономики в регионах;
реализуют меры по развитию креативной экономики в регионах;
утверждают региональные программы в области креативной экономики и обеспечивают их реализацию;
содействуют деятельности субъектов креативной индустрии.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии
с законодательством.
Статья 17. Участие негосударственных некоммерческих организаций в деятельности, связанной с развитием креативной экономики
Негосударственные некоммерческие организации:
оказывают содействие субъектам креативной индустрии в реализации своего творческого потенциала;
разрабатывают инициативы и предложения по развитию креативной экономики;
участвуют в осуществлении общественного контроля в области креативной экономики.
Глава 4. Государственная поддержка креативной экономики
Статья 18. Направления государственной поддержки креативной экономики
Государство всесторонне поддерживает развитие креативной экономики и создание благоприятных инвестиционных и деловых условий в сферах креативной индустрии.
Государственная поддержка креативной экономики включает следующие меры:
предоставление льгот субъектам креативной индустрии в порядке, предусмотренном налоговым законодательством;
оказание финансовой поддержки через систему государственных субсидий, государственных грантов и государственных социальных заказов;
предоставление льгот при использовании инфраструктуры и государственной собственности;
информационное обеспечение субъектов креативной индустрии;
защита имущества субъектов креативной индустрии, регистрация объектов интеллектуальной собственности, упрощение процедур в сфере интеллектуальной собственности.
Порядок принятия мер государственной поддержки определяется законодательством.
Статья 19. Льготы и преференции субъектам креативной индустрии
Государство может предоставлять субъектам креативной индустрии льготы и преференции по налогам и другим платежам и тарифам.
Статья 20. Поддержка образования в области креативной экономики
Поддержка образования в области креативной экономики осуществляется в следующих формах:
совершенствование государственных образовательных стандартов и образовательных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров
в сферах креативной индустрии;
поддержка деятельности образовательных организаций в сфере креативной индустрии;
поддержка дуального образования в сферах креативной индустрии, в том числе обеспечение интеграции теоретических знаний и практических навыков;
создание специализированных программ дополнительного образования по профильной тематике совместно с ведущими международными образовательными организациями;
создание учебно-методической, научной и практической литературы.
Поддержка образования в области креативной экономики может осуществляться и в других формах, предусмотренных законодательством.
Статья 21. Государственная поддержка популяризации национальных и общечеловеческих ценностей при создании креативных продуктов
Государство поддерживает создание креативного продукта, направленного на популяризацию национальных и общечеловеческих ценностей, сохранение и обогащение духовного и культурного потенциала народа Узбекистана, охрану культурного наследия, а также формирование у молодежи чувств патриотизма и любви к Родине.
Глава 5. Инфраструктура креативной экономики
Статья 22. Состав инфраструктуры креативной экономики
Инфраструктура креативной экономики включает комплекс экономических, социальных, культурных и цифровых ресурсов, направленных на поддержку и развитие сферы.
Инфраструктура креативной экономики может быть в форме парков креативной индустрии, кластеров креативной индустрии, арт-резиденций, центров креативной индустрии, инновационного оборудования и технологий, цифровых программ и платформ и в других формах.
Статья 23. Кластеры креативной индустрии
Кластер креативной индустрии – организационно-правовое формирование, представляющее собой совокупность субъектов креативной деятельности, участвующих в создании креативных продуктов на соответствующей территории, образуемое с целью эффективного взаимодействия, совместного использования мощностей, обмена знаниями и компетенциями.
Кластеры креативной индустрии могут создаваться с участием государственных или частных инвестиций.
Основными направлениями деятельности кластеров креативной индустрии являются:
объединение потенциала субъектов креативной индустрии для создания товаров (работ, услуг), востребованных на внутреннем и внешнем рынках;
организация образовательных, консультационных и информационных услуг для субъектов креативной индустрии;
совместное продвижение результатов креативной деятельности на рынке.
Кластеры креативной индустрии могут осуществлять деятельность и в других направлениях, не запрещенных законодательством.
Статья 24. Фонды поддержки креативной экономики
Фонды поддержки креативной экономики создаются в целях финансирования расходов, связанных с созданием, производством, хранением, распространением и продвижением проектов в сферах креативной индустрии на внутреннем и внешнем рынках.
Основными направлениями использования средств фондов поддержки креативной экономики являются:
осуществление мероприятий в области креативной экономики;
финансирование и коммерциализация проектов в сферах креативной индустрии;
финансовое стимулирование субъектов креативной индустрии, повышение квалификации кадров и укрепление их материально-технической базы.
Фонды поддержки креативной экономики могут выделять средства на условиях возвратности или безвозмездно, а также выступать поручителем по обязательствам субъектов креативной индустрии.
Создание, реорганизация и ликвидация фондов поддержки креативной экономики осуществляются в соответствии с законодательством.
Глава 6. Парк креативной индустрии
Статья 25. Порядок создания, организации деятельности, мониторинга и оценки деятельности парка креативной индустрии
Порядок создания и организации деятельности парка креативной индустрии определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Управление парком креативной индустрии осуществляется дирекцией.
Республиканский совет осуществляет мониторинг и оценку деятельности парка креативной индустрии.
Дирекция парка креативной индустрии предоставляет Республиканскому совету информацию о своей деятельности и результатах не реже двух раз в год.
Статья 26. Задачи парка креативной индустрии
Задачами парка креативной индустрии являются:
создание благоприятных условий для развития сфер креативной индустрии;
привлечение инвестиций в креативную экономику;
обеспечение наличия необходимых ресурсов и инфраструктуры для резидентов парка креативной индустрии;
развитие экосистемы для увеличения оборота и экспорта продуктов креативной индустрии, включая создание электронных платформ и онлайн-рынков, а также их интеграция в международные платформы;
создание рабочих мест в сферах креативной индустрии;
проведение анализа рынка труда в сферах креативной индустрии и содействие в подготовке кадров в данной сфере, повышении их квалификации, включая гармонизацию теоретических и практических знаний и навыков;
стимулирование инноваций и творчества в сферах креативной индустрии.
Статья 27. Права и обязанности резидентов парка креативной индустрии
Резиденты парка креативной индустрии имеют право:
использовать инфраструктуру парка креативной индустрии, включая общие рабочие места и оборудование;
получать консультационные услуги по развитию предпринимательства и охране интеллектуальной собственности;
участвовать в программах по принятию мер (акселерации) по совершенствованию и укреплению образования и новых идей, организованных дирекцией парка креативной индустрии.
Резиденты парка креативной индустрии обязаны:
соблюдать законодательство Республики Узбекистан;
рационально использовать ресурсы парка креативной индустрии;
организовывать мастер-классы по соответствующим сферам креативной индустрии.
Резиденты парка креативной индустрии могут иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 28. Резиденты парка креативной индустрии
Резидентами парка креативной индустрии могут быть субъекты креативной индустрии, бизнес-план в области креативной индустрии которых одобрен дирекцией парка креативной индустрии, а также чей доход от деятельности в сфере креативной индустрии составляет не менее восьмидесяти процентов от общего полученного годового дохода.
Юридические лица с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) не могут быть резидентами парка креативной индустрии.
На резидентов парка креативной индустрии могут быть наложены и иные требования, предусмотренные актами законодательства.
Статья 29. Взаимодействие парка креативной индустрии с другими субъектами
Парк креативной индустрии может сотрудничать с образовательными и научными организациями, бизнес-инкубаторами и акселераторами.
Дирекция парка креативной индустрии может заключать соглашения с отечественными и международными партнерами для обмена опытом, привлечения инвестиций и других целей в порядке, установленном законодательством.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 30. Формирование и использование показателей креативной экономики
Органы статистики ведут учет показателей, отражающих состояние креативной экономики, включая:
долю креативной экономики в валовом внутреннем продукте, в том числе объемы производства, продажи и внешнеторгового оборота креативных продуктов;
количество субъектов креативной индустрии;
занятость в сферах креативной индустрии;
объем инвестиций в креативные стартапы и проекты.
Оценка эффективности государственной политики в области креативной экономики осуществляется с использованием системы показателей креативной экономики.
Статья 31. Международное сотрудничество
Международное сотрудничество в области креативной экономики осуществляется путем установления и развития сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями.
Статья 32. Разрешение споров
Споры, возникающие в области креативной экономики, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства о креативной экономике
Лица, виновные в нарушении законодательства о креативной экономике, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 34. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона
Министерству юстиции, Министерству экономики и финансов, Министерству культуры Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 35. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан
Ш. Мирзиёев
город Ташкент,
3 октября 2024 года
№ ЗРУ–970
Рекомендуем
Популярное
- Первый прямой рейс Ташкент — Гуанчжоу открыл новые перспективы для туризма и бизнеса
- В Ташкенте уничтожили более четырех миллионов пиротехнических изделий
- Все ноу-хау для красоты и стиля
- Создан Андижанский государственный технический институт
- Доклад студента из Узбекистана отмечен на международном медицинском когрессе
- В Китае дан старт Году туризма Узбекистана
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment