Выпуск исключительно профессионалов:  В современном Узбекистане высшее образование — одна из самых быстроразвивающихся сфер

11:18 25 Июль 2022 Общество
1155 0

Фото: Иллюстративное

 В современном Узбекистане высшее образование — одна из самых быстроразвивающихся сфер. Ведь сильное государство с инновационной экономикой, справедливое гражданское общество, где обеспечиваются все права и интересы человека, невозможно построить без создания внушительного кадрового резерва. Подготовка квалифицированных специалистов, обладающих критическим мышлением и современными знаниями по самым востребованным профессиям, — первостепенная задача, поставленная Президентом. 
 

Стать студентом стало проще

Значительно расширился доступ молодых людей к высшему образованию. Если в 2016 году лишь чуть больше девяти процентов выпускников средних образовательных учреждений становились студентами, то сейчас этот показатель вырос в 3,5 раза. Количество вузов в стране увеличилось до 170. Число филиалов зарубежных университетов возросло до 31. Идет активное развитие негосударственного сектора в высшем образовании, в республике уже действует 27 частных вузов. 

Появился выбор куда поступать, когда и на каких условиях. Раньше все абитуриенты сдавали вступительные экзамены одновременно — 1 августа, могли выбрать только один факультет и вуз. Сдал тесты — и ты студент. Не получилось — жди следующего года. 

Сейчас можно попробовать свои силы, выбрав до пяти вузов и специальностей бакалавриата с одинаковыми блоками сдаваемых предметов. С этого года у будущих студентов есть право подавать документы одновременно на все формы обучения: дневную, заочную, вечернюю и дистанционную. Немаловажно и то, что теперь абитуриенту не обязательно ехать в Ташкент, чтобы подать документы и пройти тестирование в столичный вуз. Регистрация абитуриентов проходит онлайн, а сдавать экзамены можно в своем регионе. 

Филиалы зарубежных университетов и частные вузы, как правило, проводят вступительные экзамены не в те даты, когда это делают государственные. Некоторые ведут набор два раз в год и чаще. А значит, абитуриент за несколько месяцев может попробовать поступить в целый ряд вузов. 

Кардинально меняется ситуация с квотами приема в вузы. До 2017 года в течение многих лет студентами государственных высших образовательных учреждений становилось чуть более 60 тысяч человек. В этом году с учетом всех доступных форм обучения поступить могут около 111 тысяч человек на бакалавриат и 10 688 человек в магистратуру. Десятки тысяч квот предоставляют вузы, получившие в прошлом году академическую и финансовую самостоятельность, согласно постановлениям Президента. Теперь они сами исходя из собственных возможностей решают, сколько студентов могут принять и на каких условиях. Также, начиная с 2022/2023 учебного года, выделяется тысяча мест для подготовки кадров на основе государственного гранта в зарубежных университетах и их филиалах, в частных вузах, действующих в стране. Еще две тысячи мест дополнительно к общим параметрам приема выделяются для женщин, не имеющих высшего образования и получивших рекомендации Государственного комитета семьи и женщин. Есть и другие дополнительные квоты. В итоге, по прогнозу Министерства высшего и среднего специального образования, прием в вузы республики в 2022/2023 учебном году составит более 200 тысяч человек. 

Оплатить контракт поможет государство


Для многих поступить в вуз — только половина дела. Ведь не попавшим в число «бюджетников» нужно оплачивать контракт за обучение, а позволить себе это может не каждый. Здесь государство приходит на помощь, предоставляя финансовую поддержку одаренной и активной молодежи, людям с ограниченными возможностями и из малообеспеченных семей, другим категориям граждан. Действует около 20 льгот для поступления в высшие учебные заведения, по большинству из них в ряды студентов принимают на основе гранта. 

Сумма платного контракта студенток магистратуры государственных вузов, зачисленных на учебу с прошлого года, теперь полностью покрывается за счет бюджета. С этого учебного года государство берет на себя оплату обучения музыкально одаренных студентов, поступивших на направления, связанные с исполнением национальных макомов, искусством бахши и игрой на фортепиано. И это лишь малая часть средств поддержки. 
В прошлом году коммерческие банки Узбекистана запустили систему льготных образовательных кредитов. Воспользоваться ими может каждый студент бакалавриата и магистратуры, выбравший дневную форму обучения в государственном, частном или зарубежном вузе, действующем на территории страны. Основная часть такого кредита погашается в течение семи лет уже после окончания обучения в вузе. А во время учебы выплачиваются только проценты по займу. Вышедшее на днях постановление Президента дает женщинам право на подобные льготные кредиты, погашение процентных ставок по которым берет на себя специальный фонд при Министерстве финансов. 

Талантливым юношам и девушкам, желающим изучать IT-технологии в частных образовательных учреждениях, также будут предоставляться четырехгодичные льготные ссуды на сумму до 20 миллионов сумов. 

С помощью этих и других мер к 2026 году планируется довести охват молодых людей высшим образованием до 50 процентов. А значит, скоро не абитуриент будет бороться за место в вузе, а высшие образовательные учреждения станут конкурировать, стараясь привлечь в ряды студентов наиболее талант-ливых, знающих и перспективных юношей и девушек. 
Из ректоров — в топ-менеджеры

Естественно, возникает во¬прос, как и чему молодежь будет учиться. Ведь рост квот приема без улучшения качества образования ничего не даст. Поэтому первостепенной задачей последних лет стал пересмотр направлений, специальностей и программ, по которым обучаются студенты. Во главу угла ставятся потребности заказчиков кадров — объектов и субъектов экономики, научных, образовательных, медицинских, финансовых и прочих учреждений. Увеличивается целевой прием в бакалавриат и магистратуру вузов по соответствующим отраслям и регионам. Именно работодатели теперь формулируют требования к знаниям, умениям, компетенциям будущих специалистов, а институтам и университетам приходится конкурировать в вопросе трудоустройства выпускников. В вузах создаются условия для эффективного взаимодействия с работодателями, в сферу внедряются рыночные механизмы. А ректоры высших учебных заведений примеряют на себя роль топ-менеджеров. 

Существенные перемены ощущаются во многих вузах. Среди них и Ташкентский государственный транспортный университет.

— В конце прошлого года нашему вузу была предоставлена академическая и финансовая независимость, — говорит ректор ТГТУ доктор экономических наук Одил Абдурахманов. — Теперь мы можем сами определять, сколько студентов принять сверх государственного заказа, какие учебные дисциплины вводить, какую форму обучения, модели и методики использовать. Наш вуз может принять до пяти тысяч студентов. Ведь потребность в специалистах транспортной сферы очень большая. Среди наших генеральных партнеров более 180 предприятий, мы работаем в тесном контакте с ними и готовим кадры, которые им нужны. Вопрос о трудоустройстве каждого студента прорабатывается со второго курса. Пять дней в неделю юноши и девушки учатся в стенах вуза, а шестой день посвящают практическим занятиям на производстве. С третьего курса многие студенты проходят оплачиваемую предприятием стажировку. Более 67 процентов наших четверокурсников имеют на руках контракт о приеме на работу. 

В вузе пересмотрены все учебные программы с учетом потребностей реального сектора экономики. В бакалавриате и магистратуре введены новые направления и учебные модули, связанные со строительством дорог, тоннелей, мостов, эстакад и сопутствующих коммуникаций, интеллектуальными транспортными системами, электрификацией и обслуживанием современных железнодорожных составов. Внесены существенные изменения в подготовку специалистов для наземных служб авиации. Студенты теперь подробно изучают направления юриспруденции и экономики, непосредственно связанные с логистикой и транспортной сферой. На первом и втором курсах полностью внедрена кредитно-модульная система обучения, доказавшая свою эффективность в большинстве развитых стран. 

Введение кредитно-модульной системы происходит во всех государственных вузах Узбекистана. За основу взята европейская модель ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System). Она представляет собой гибкий процесс организации образования, при котором каждый студент может участвовать в составлении своего индивидуального учебного плана, выбирая из предложенных образовательных программ и определяя свою академическую нагрузку. Такая система значительно увеличивает долю самостоятельного обучения, позволяет студенту сделать упор на те дисциплины, которые особенно важны для его будущей карьеры. Она позволяет вузам постоянно корректировать содержание образовательных программ в зависимости от запросов рынка труда. 

На основе новых стандартов и квалификационных требований уже внедрены учебные планы по 625 направлениям бакалавриата и 634 специальностям магистратуры и более 4 700 образовательных программ по кредитно-модульной системе. 

Международная кооперация — двигатель успеха


Перед институтами и университетами Узбекистана поставлена задача привести уровень образования в соответствие с мировыми стандартами, войти и закрепиться в авторитетных международных рейтингах высших учебных заведений. А это невозможно без всестороннего сотрудничества с зарубежными вузами. 

За последние шесть лет международная кооперация в сфере высшей школы достигла в Узбекистане небывалых масштабов. Более шести тысяч профессоров и преподавателей отечественных вузов прошли обучение и стажировку в зарубежных университетах и научно-исследователь¬ских центрах Европы, США, Азии и стран СНГ. В то же время в местные высшие учебные заведения с 2017 года было привлечено 6 279 иностранных профессоров и экспертов. 

Количество филиалов зарубежных вузов в стране выросло с семи до 31. На рынок высшего образования Узбекистана пришли престижные университеты США, Великобритании, Республики Корея, Турции, Италии, Японии, Беларуси, России и других государств. Счет совместных образовательных программ «двойных дипломов» идет на сотни. 

Важная роль в интеграции высшей школы Узбекистана в мировое образовательное пространство принадлежит сотрудничеству с вузами Российской Федерации. В 2018 и 2021 годах проведен первый и второй Российско-Узбекский образовательный форум. В мероприятиях приняли участие сотни ректоров, проректоров и профессоров ведущих университетов двух стран. В ноябре прошлого года, выступая на втором форуме, ректор МГУ, глава Россий¬ского союза ректоров Виктор Садовничий рассказал о реализации 63 «дорожных карт» научно-образовательного партнерства между Узбекистаном и РФ. Он подчеркнул, что 115 университетов наших стран реализуют 240 соглашений о сотрудничестве. На полях второго форума было подписано еще порядка 30 документов. 

На образовательный рынок Узбекистана пришли такие флагманы высшей школы России, как МГИМО, МИСиС, МИФИ, ВГИК и многие другие. В текущем году открылись филиалы Санкт-Петербургского государственного университета, Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. Пирогова, Казанского федерального университета. Филиалы зарубежных вузов открывают прием студентов именно на те направления образования, которые наиболее востребованы в Узбекистане, но недостаточно представлены в отечественных университетах. Для этого ведется совместная работа с министерствами, ведомствами и ведущими производственными предприятиями. К примеру, открывшийся в прошлом году в Ташкенте филиал Российского государственного педагогического университета имени 
А. Герцена сразу начал готовить кадры по заказу Министерства дошкольного образования. 

Отдельного внимания заслуживает работа по повышению статуса и стимулированию труда профессорско-преподавательского состава, обновлению материально-технической базы вузов, наращиванию их научного потенциала и т. п. Однако и на основании перечисленных изменений можно сделать вывод, что высшая школа Узбекистана твердо ступила на путь прогресса и полноценной интеграции в мировое образовательное пространство. 

Юлия ЛОГВИНА,
«Народное слово». 

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.