Волшебный и таинственный мир: сегодня Всемирный день театра

13:38 27 Март 2023 Культура
3110 0

Андрей СЛОНИМ 
Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, 
Режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои.

 

Театр…

Удивительное, непостижимое до конца понятие. Таинственный, истинно волшебный и нераспознанный «параллельный мир», в котором герои живут своей активной и динамичной жизнью, устремляясь к своим целям, обретая или теряя нечто важное на своем пути. Мир, который заставляет притихший зал, заполненный зрителями, органично и активно сопереживать каждый момент этой жизни персонажей…

Артист… Личность, наделенная особым талантом — воссоздавать жизнь героя не на живописном полотне, не в строчках Слова в прозе или поэзии, не в нотах Музыки, зашифрованной в них. А своей собственной душой, неразрывно сросшейся с многогранной психофизикой, с образной, осмысленной выразительностью произнесенной или спетой фразы, с пластикой, которая своим «языком» также непрестанно следует законам этих раскрытий. Душой СВОЕЙ, но воплощенной в суть души совершенно ИНОГО персонажа, зачастую совсем непохожего на строй духа и личности артиста, который его воплощает…

С чего вообще начинается Театр? Мы настолько свыклись с его многогранной сутью за века его существования, что в суетности дней и событий слишком часто упускаем из вида его главную основу и изначальные устои. Давайте вспомним о том, с каким энтузиазмом и поразительной ВЕРОЙ в правду того, что в этот миг осуществляется — ребенок, оседлав… обыкновенный стул, убежден, что под ним — красивый в своей пластике конь. Или — гоночный автомобиль, на котором необходимо установить рекорд скорости и обогнать соперников! И попробуйте разуверить маленького человека в этой убежденности — результатом будут обиды и неприятия всех «разумных» доводов… Что здесь первично? Воображение! «ВО-ОБРАЖЕНИЕ», то есть воплощение в представленную образность!

Как не вспомнить и о том, что с древнейших времен в основах театральной сути были заключены и все бесконечно давние обряды наших отдаленных предков. Охота издавна была одним из основополагающих занятий, обеспечивающих и пищу, и одеяния. И возникли первые обрядовые образные ВОПЛОЩЕНИЯ процесса охоты с непременными персонажами самого охотника и объекта его устремлений — со всеми чертами того или иного представителя животного мира. В древнеязыческих поклонениях Солнцу как источнику света и жизни возникли театрализованные обращения  к воплощениям образа солнечного диска. Театрализацией была в обилии представлена вся многогранная жизнь человеческая. Радость соединения супружеских пар в торжественных обрядах, горестная ритуальность проводов в последний путь, дни рождения, а позднее и множественные религиозные обряды — все это исконно носило явственный характер и природу театральности.

Даже самые исконные в своих корнях народные песнопения с абсолютной ощутимостью несут в себе природу Театра — они славят земные радости, скорбят об утратах, повествуют о душе, которая всегда и во всем искала своего пути к гармонии и счастью.

Театр каждой нации и народности, населяющей земной шар, и самобытен в своих национальных корнях и традициях, и един в принципах воплощения образности через природу артиста. И на нашей благодатной земле Узбекистана, в существующем с давних времен единстве многих народов, живущих здесь, сформировались давние и прекрасные основы и традиции театра. Остроумные и пластичные маскарабозы в своей иронии ярко и умело с древнейших времен помогали выявить природу комического в забавных слабостях человеческих натур. И не только в творчестве «живых» актеров, а в невероятно особой и прекрасной основе театра кукол проявилась эта удивительная многогранность и многообразность.

Жизнь на сцене особенна. Предельная вера артиста в обстоятельства и событийность, органика проживания необходимы для театральной правды.

Но… Давая пощечину партнеру, в театре важно и нужно, чтобы для публики она была «натуральной», а для партнера — безболезненной и безопасной. Как и «смертельный» удар шпаги или кинжала. Чудо? Несомненно … И еще одно, необычайно важное. Театральное действо невозможно без зрителя. Без его восприятия, ответного излучения множества душ, воспринимающих спектакль. Несомненно, что артисты должны быть талантливы. Но… Талантливой должна быть и публика, которой необходимо понять, воспринять увиденное и ответить исполнителям новым излучением своих сердец. А над всем этим им неразрывна и неотделима целостность режиссерского замысла, его умение воплотить его через природу каждого артиста. А в опере и балете есть еще закон драматургии звучащей партитуры и правила жизни героев по этим законам. И талант дирижера, который организует и воплощает эту драматургию в музыкальном и вокальном образе… И красота и образность сценографии и костюмов, которые воплощены художником Театра — представителем совершенно особенного направления…

Всемирный день театра в нашей стране отмечается буквально рядом с истинно великим общенародным праздником Навруз — символом весеннего обновления душ в устремлении к свету, добру и единению. И в этом легко усмотреть закономерную символичность, с особой силой отмечающую жизнеутверждающую роль Театра в богатой событиями истории нашей страны.

И создав собственные национальные произведения, театр Узбекистана   с уже достаточно давних времен обратился к познанию и драматургии мира. Как не вспомнить о потрясающем своеобразии шекспировского театра в Узбекистане, в котором энергией высоких дарований легендарных Аброра Хидоятова, Сары Ишонтураевой, Алима Ходжаева, Шукура Бурханова и многих, многих других воссоздавались образы «Гамлета», «Отелло» и других мировых шедевров на таком уровне, что гости из разных стран были потрясены. Потрясены не только высочайшим профессионализмом, но и неповторимым слиянием национальных традиций с традициями общемировыми. И результат был ошеломляюще новым и вызывающим активное сопереживание   и очищение душ… Невозможно в этот День Театра не вспомнить о крупнейших достижениях Национального Узбекского театра драмы за его десятилетия, театра музыкальной драмы имени Мукими, Русского драматического театра, Молодежного театра Узбекистана, Театра Оперетты, самобытного и своеобразного театра «Ильхом»  и… и… и…

Посвятивший всю свою жизнь театру оперы, я с особой степенью интереса слежу за редкостной закономерностью отечественного оперного театра. Возникнувший в далеких двадцатых и тридцатых годах, он начал уникальный процесс сплетения традиций национального пения с неисчерпаемым миром традиций мирового оперного исполнительства. Здесь многое способствовало этому процессу — и объединение деятелей искусств Узбекистана с выдающимися деятелями искусств, прибывших на нашу землю в суровые годы войны.  И, к счастью, по воле многих талантливых руководителей  в значительной своей части оставшихся жить и творить на нашей земле, передавая высоту традиций молодым поколениям узбекистанских артистов.  Как не вспомнить и о том, что уникальное по красоте и гармонии здание нашего любимого ГАБТ имени А. Навои по оригинальному проекту знаменитого архитектора А. Щусева было заложено в суровейшие годы войны с замечательной верой в победу над врагом и в последующий расцвет искусства на нашей земле! В его облике — и ослепительная красота национальных традиций, и единство с великим мировым архитектурным наследием. А возникший творческий союз между творческими вузами Узбекистана и крупными высшими заведениями России способствовал формированию таких ярких индивидуальностей наших великих оперных мастеров, как незабвенные Халима Насырова, Саттар Ярашев, Саодат Кабулова, Сасон Беньяминов и многие, многие другие, не менее яркие. Как не вспомнить в отечественном балетном искусстве имена незабвенных Галии Измайловой, Ибрагима Юсупова, ныне здравствующей Бернары Кариевой и других их одаренных коллег и собратьев. Как не вспомнить знаковые имена отечественных мастеров оперного искусства — Розалинды Лаут, Вячеслава Гринченко — истинного множества их ярких коллег, как ушедших, так и ныне живых. И находящегося в особой позиции жизни и творчества удивительного Куркмаса Мухитдинова — одаренного, энциклопедически оснащенного, самобытного… И, конечно же, новые талантливые поколения творцов оперы и балета, плоды творчества которых оживают сегодня, сейчас…

Минувшие годы подобны прекрасной листве на кроне могучего дерева. Перебирая в памяти многое, что удалось сделать в родной мне сфере театра оперы за годы Независимости Узбекистана, не могу не отметить принципиальной новизны объединения отечественных творческих сил с ощутимой материальной подмогой посольских представительств стран мира. Так, при содействии Посольства Италии мне довелось впервые в Узбекистане осуществить постановку замечательной оперы Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур», в которой блеснуло дарование Народной артистки Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззаковой, а ныне уже сменились яркие и разные поколения исполнителей. В первые годы Независимости мы с добрым результатом и зрительским признанием поставили и замечательную, жизнерадостную оперу В.-А. Моцарта «Волшебная Флейта», «Сельская честь» П. Масканьи, «Богема» Дж. Пуччини.  Точно так же произошло воплощение опер русских композиторов — «Евгения Онегина» П. Чайковского, «Царской невесты» Н. Римского-Корсакова, «Алеко» С. Рахманинова и «Мавры» И. Стравинского. А творческими группами моих коллег были успешно воплощены и «Любовный напиток» Г. Доницетти, и «Кармен» и «Искатели Жемчуга» Ж. Бизе, и «Трубадур» Дж. Верди. Истинно радовали и достижения балета нашего театра под руководством незабвенного народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова — там явственно прослеживалась весьма весомая цепь шедевров классического балета, яркие постановки лучших отечественных произведений

Как не сказать и об успешных опытах воплощения национальной оперы в годы Независимости нашей страны. Несказанно рад, что уже в первые годы этого знаменательного периода удалось впервые поставить оперу весьма талантливого (ныне, к сожалению, уже ушедшего из земной жизни) композитора Н. Закирова «Путь к трону» по мотивам двух великих шекспировских трагедий «Гамлет» и «Макбет». Горжусь, что уже в далеком 1992 году к 80-летию незабвенного Мухтара Ашрафи был постановщиком новой сценической версии его прекрасной оперы «Дилором». А сравнительно недавно довелось воплотить сценическое рождение весьма самобытной оперы М. Бафоева «Хамса» по мотивам всех пяти частей великой поэмы Алишера Навои.

Эта цепь сегодня органично продолжается и развивается. Совсем недавно зрители увидели новые премьеры оперы М. Бафоева «Алишер Навои» и балета Р. Абдуллаева «Жалолиддин Мангуберди», посвященные образам и жизням двух разных, но истинно великих личностей в истории нашей страны и ее народа.

Конечно, вспоминать о минувших работах неимоверно легче, чем находиться в непростом процессе их осуществления. Но стоит сказать и о нынешних ступенях этого непрерывного процесса. Разумеется, в своей сложной поступательной устремленности он плодотворно вершится и в наши дни, и скоро родятся новые значительные плоды замыслов и трудов нашего театра. Нельзя оптимистично не отметить и становящиеся регулярными объемные гастроли оперных и балетных коллективов нашего театра в другие страны, радостно сознавать результаты и достаточно регулярно проводимых Международных фестивалей «Тошкент бахори», творческих конкурсов молодых певцов и танцовщиков. Большой резонанс вызывает и регулярное знакомство с мировыми достижениями крупнейших балетных коллективов мира в рамках мощных и ярких проектов, организуемых Фондом развития культуры и искусства при Кабинете Министров Узбекистана.

В честь профессионального праздника мы проводим просветительские Дни открытых дверей, в которые зрители свободно могут прийти и посетить спектакли. Уже при полностью заполненном зале с успехом прошли и вечер, посвященный 150-летию С.В. Рахманинова (опера «АЛЕКО» и вечер романсов выдающегося композитора), и балет А. Эргашева «Хумо», и спектакль «Тоска» Дж. Пуччини под управлением гостя из Италии — дирижера Эдди де Надаи, и «Иоланта» П. И. Чайковского.

И я рад поздравить всех многочисленных коллег и собратьев по творчеству со Всемирным днем театра. Великого чуда, которое в обобщенной форме отражает и раскрывает суть многих жизненных явлений, помогая каждому из нас лучше понять и законы жизни, и свое место в мире людей и событий.

Доброй вам Весны — и природной, и обновляющей Весны духа, несущей молодость, энергию, новое понимание, мира в мире и в душе и  великое счастье жить и творить, открывая новое и в себе, и в многогранном мире людей в непростое время его существования…
Со Всемирным днем театра, дорогие коллеги и многочисленные любимые нами зрители!


 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.