В русле масштабных преобразований

11:52 10 Июль 2024 Политика
209 0

Фото: Законодательная палата

Состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Спикер нижней палаты Нуриддин Исмоилов остановился на значении инициатив Президента страны, выдвинутых на заседании Совета глав государств — членов ШОС, состоявшемся 3—4 июля в Астане, на встрече в формате «ШОС плюс», а также в ходе неформального саммита Организации тюркских государств, прошедшем 5—6 июля в Шуше. Эти предложения актуальны не только для Узбекистана, но и всего региона, отметил Спикер. Затем народные избранники обсудили проекты ряда законов, вы­сказали предложения и замечания по ним, рассмотрели ответ на парламентский запрос. 

Нормы повышения энергоэффективности

Депутаты во втором чтении обсудили законопроект, направленный на регулирование отношений в сфере энергосбережения, ра­ционального использования и повышения энергоэффективности.

В нем определены основные принципы и цели энергосбережения, рационального использования и повышения энергоэффективности. Документ регламентирует основные направления государственной политики, компетенцию Кабинета Министров, специально уполномоченного органа и организаций, контролирующих энергосбережение и энергоэффективность.

Вносятся соответствующие нормы, направленные на экономию энергии и повышение энергоэффективности в сфере строительства и транспорта, в зданиях и сооружениях, на предприятиях теплоснабжения и коммунального хозяйства, в сельском и водном хозяйстве, других отраслях народного хозяйства.

Отражены статьи по энергоменеджменту, энергоаудиту и энергетической экспертизе. Учтено предложение депутата Зафара Худойбердиева о внесении редакционных правок в ряд норм документа.

Спикер Законодательной палаты остановился на разделе 10, касающемся ответственности за экономию и рациональное использование электроэнергии, повышение энергоэффективности. Отметил, что в ходе первого чтения документа депутаты высказали ряд замечаний. Ответственный комитет проработал статьи 43—46.

Проект послужит оптимизации затрат на энергоресурсы, обеспечению эффективности потребления, усилению госконтроля, совершенствованию порядка применения административных штрафов и экономических санкций.

Он способствует созданию генерирующих мощностей, широкому внедрению технологий зеленой энергетики. За счет снижения энергоемкости валового внутреннего продукта страны укрепится экономическая стабильность, повысится конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность национальной экономики.

Законопроект принят депутатами.

Льготные условия для нуждающихся

В ходе заседания депутаты во втором чтении постатейно рассмотрели проект закона «Об электроэнергетике».

Он направлен на укрепление энергетической безопасности страны, развитие прозрачного и конкурентного рынка электро­энергии, привлечение частных инвестиций в сферу.

Согласно законопроекту, производство, передача, распределение, хранение, поставка электроэнергии, ее импорт и экспорт  осуществляются на основе лицензии.

Прописаны статус, права, обязанности и ответственность участников энергетического рынка. Любое юридическое или физиче­ское лицо, имеющее право продавать произведенную ими электроэнергию участникам рынка, получив отдельную лицензию на каждую электростанцию, является производителем электроэнергии.

Устанавливаются правила организации рынка электроэнергии. Его регулятор публикует годовой отчет, содержащий информацию о деятельности рынка и его участниках, механизмах ценообразования, применении тарифов и динамике изменений на рынке электроэнергии.

Порядок формирования тарифов в сфере электроэнергетики определяется на основе принципов прозрачности. Начиная с 2026 года тарифы будут определяться регулятором энергетического рынка.

В документе отражены нормы, связанные с поддержкой потребителей, нуждающихся в соцзащите. Для этой категории граждан могут быть введены щадящие условия оплаты, установка счетчиков, освобождение от временной приостановки поставок и другая социальная или материальная помощь. Лицензирование деятельности в сфере электроэнергетики будет осуществлять регулятор энергетического рынка.

После бурных обсуждений законопроект принят в третьем чтении и направлен в Сенат.

Хоким не сможет быть председателем

На заседании концептуально в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием конституционных основ государственной власти на местах в Конституции Республики Узбекистан в новой редакции».

В новой редакции Конституции отражена норма, предусматривающая, что Кенгаш народных депутатов возглавляет председатель, избранный в соответствии с законом. Лицо, занимающее должность хокима области, района, города, не может одновременно руководить деятельностью Кенгаша народных депутатов.

В новых конституционно-правовых условиях должности хокима и председателя местного Кенгаша разделены, что диктует необходимость пересмотра и совершенствования действующих правовых документов.

Проектом закона вносятся изменения и дополнения в некоторые нормативно-правовые акты Республики Узбекистан, направленные на совершенствование полномочий хокимов и местных Кенгашей.

Вводится обязательная регистрация и размещение документов, принимаемых местными Кенгашами и хокимами, в Единой электронной системе e-qaror.gov.uz. Незарегистрированные документы признаются недействительными и не имеют правовых последствий.

Документ принят депутатами.

В кооператив на паевых началах

Народные избранники концептуально в первом чтении рассмотрели проект закона «О сельскохозяйственных кооперативах».

В последние годы благодаря реформам в аграрном секторе и за счет выделения населению 260 тысяч гектаров земельных площадей появились субъекты мелкого сельскохозяйственного производства. Для создания благоприятных условий в перевозке, сортировке, хранении, переработке, реализации на внутреннем и внешнем рынках выращенной ими продукции необходимо эффективно использовать возможности кооперации между сельскохозяйственными кооперативами и кластерами предприятий.

Разрозненность нормативно-правовых актов, сложность применения на практике действующих норм в разных правовых документах обусловили необходимость создания единой правовой основы регулирования кооперативных отношений.

Законопроектом определяются вопросы создания сельскохозяйственных кооперативов, членства в них, контроля, внешнего аудита, управления, реорганизации и ликвидации, а также регулирования имущественных отношений между государством и кооперативами.

Предусмотрены поддержка мелких производителей, координация их деятельности, создание государством надлежащих условий, применение мер по стимулированию финансирования.

Определено, что сельскохозяйственный кооператив является самостоятельной коммерческой организацией, находящейся в собственности и управлении на основе демократических принципов добровольно объединенных физических и юридических лиц на паевых началах и осуществляющей деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей.

С принятием законопроекта будут урегулированы кооперативные отношения в сельском хозяйстве, создано правовое обеспечение их деятельности.

Проект закона принят депутатами.

С перспективой вступления в ВТО

На заседании Законодательной палаты депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Женева, 22 июня 1981 года)».

Данная конвенция ратифицирована 75 странами. Она охватывает все сферы экономической деятельности и распространяется на государственных служащих, наемных рабочих, а также находящихся прямо или косвенно под контролем работодателя.

Конвенция предусматривает обеспечение безопасности и гигиены труда в трудовом и производственном процессах. Определено дальнейшее усиление требований, направленных на предотвращение несчастных случаев или рисков, связанных с причинением вреда здоровью рабочих и служащих на рабочих местах или во время работы. Документ отражает вопросы разработки и реализации мероприятий на национальном уровне по обеспечению гигиены, улучшению производственной среды.

Присоединение к документу создаст необходимые условия для интеграции Узбекистана в международные и региональные организации, станет важным фактором дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества с Евросоюзом в рамках общей (основной) системы преференций.

Проект закона принят депутатами.

Требуется дооснащение

На пленарном заседании, состоявшемся 31 мая, министру до­школьного и школьного образования Х. Умаровой был направлен парламентский запрос Законодательной палаты о состоянии оказания медицинских услуг детям в учреждениях общего среднего образования.

Запрашивалась информация о работе по налаживанию деятельности медицинских кабинетов в общеобразовательных школах, обеспечению их необходимым оборудованием и медикаментами.

Депутаты рассмотрели ответ на парламентский запрос.

В нем указано, что организация медицинского обслуживания учащихся общеобразовательных школ и вопросы охраны здоровья регулируются совместным постановлением ответственных министерств.

Врачи и медсестры прикрепляются к общеобразовательным школам региональными районными (городскими) многопрофильными центральными поликлиниками на плановой основе. В
10 165 средних школах работают 6 357 врачей, 10 176 средних медицинских работников, 252 стоматолога.

Медкабинеты имеются в 9 085 из 10 165 общеобразовательных школ при Министерстве дошкольного и школьного образования. Из них 7 766 обеспечены всем необходимым оборудованием, остальные укомплектованы частично. Для дооснащения медкабинетов за счет средств местного бюджета выделено 7,8 миллиарда 116 миллионов сумов.

Депутаты приняли ответ министра дошкольного и школьного образования к сведению.

 

«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.