В рамках правового поля

09:35 18 Январь 2023 Политика
487 0

Фото: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан

В Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось очередное заседание. Депутаты рассмотрели законопроекты, разработанные исходя из анализа действующей правовой базы реформ.

Профилактика бесконтрольности

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса во втором чтении постатейно рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление защиты прав ребенка».

В последние годы в стране укреплена правовая база защиты прав, свобод и законных интересов детей, принят ряд законов. Совершенствуются механизмы их обеспечения, проводится работа по раннему предупреждению бесконтрольности несовершеннолетних и профилактика правонарушений среди них.

В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению на основе предложений фракций политических партий и депутатов доработаны некоторые нормы, внесены изменения в ряд статей.

Документом предлагается дополнить Кодекс об административной ответственности статьей 476, предусматривающей ответственность за оставление ребенка без присмотра на территории иностранного государства, а также внесение в Уголовный кодекс статьи 1221, устанавливающей уголовную ответственность за повторное совершение в течение года после привлечения к админи­стративной ответственности таких же действий либо за невозвращение ребенка, находящегося за границей, по определению суда в установленные сроки.

После долгой полемики проект закона принят депутатами.

Устранить разночтения

Депутаты нижней палаты парламента в первом чтении рассмотрели проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с образованием комиссий по вопросам детей».

В соответствии с Указом Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка» Республиканская межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних, межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних Республики Каракалпакстан, областей и Ташкента, районов (городов) преобразованы в Национальную комиссию по вопросам детей, комиссии по во­просам детей Республики Каракалпакстан, областей, Ташкента и районов (городов) соответственно.

Однако в действующих законодательных актах используются слова «межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних». Это ведет к разночтениям при реализации комиссиями своих полномочий, а также практическом правоприменении.

Проектом закона в Уголовном, Уголовно-процессуальном кодексах, Кодексе об административной ответственности, Семейном кодексе, Трудовом кодексе, а также законах «О прокуратуре», «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью» и «О государственной пошлине» заменяются слова «межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних» на «комиссия по во­просам детей».

Документ принят депутатами.

Потребительский кредит без ограничений

Среди рассмотренных на очередном пленарном заседании документов законопроект «О внесении изменений в статью 15 Закона Республики Узбекистан «О потребительском кредите» в связи с совершенствованием системы предоставления финансового потребительского кредита».

В последнее время наблюдается рост спроса на потребительский кредит. Однако действующее законодательство устанавливает ограничение на получение потребительского кредита на приобретение товаров (услуг), не производимых в Узбекистане. Это нарушает права и интересы потребителей, сужает возможности населения выбирать товары, покупаемые ими в кредит.

Данным законопроектом вносятся изменения в Закон «О потребительском кредите», предусматривающие возможность предоставления финансовых потребительских кредитов на товары (услуги), реализуемые физическими и юридическими лицами, а также товары (услуги), произведенные за пределами Республики Узбекистан.

Расширяется механизм использования потребительского кредита посредством распространения их на товары (услуги), не произведенные в Узбекистане.

Депутаты высказали практические предложения по проекту закона, с учетом которых приняли его.

Педагог отвечает за учебу

Проект закона «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс  Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан  об административной ответственности в связи с усилением ответственности за воспрепятствование выполнению служебных обязанностей педагогическими работниками» стал предметом бурных обсуждений на очередном пленарном заседании нижней палаты парламента.

Отмечалось, что наша страна может стать развитым государством только путем реформирования сферы образования, а этого можно достичь, повышая статус преподавателей в обществе. Тем более что роль учителей значима в формировании человеческого капитала.

В последние годы в связи с коренными изменениями в системе образования, применением международных стандартов педагоги иначе относятся к работе. Однако по-прежнему со стороны районных и других общественных организаций они привлекаются к деятельности, не входящей в их обязанности, например, к организации мероприятий, выставок, благоустройству и озеленению. За последние три года около 350 учителей были привлечены к принудительному труду.

По мнению депутатов, принятие данного законопроекта усилит ответственность за правонарушения, связанные с непрофессиональным использованием труда педагогов. Народные избранники внесли ряд предложений по дальнейшему совершенствованию и доработке документа.

Проект закона принят депутатами.

Равная конкурентная среда

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты подробно рассмотрели ответ председателя Антимонопольного комитета Ш. Шорахметова на парламентский запрос нижней палаты парламента «О проводимой работе по дальнейшему развитию конкурентной среды в стране, сокращению государственного участия в экономике».

Из ответа следовало, что в результате реформ, проведенных за последние пять лет, количество субъектов естественных монополий сокращено со 151 до 129, устранено 14 500 неконкурентных действий крупных государственных монополий, участников рынка и госорганов. Благодаря этому защищены интересы 37 тысяч предпринимателей почти на 380 миллиардов сумов.

Согласно Закону «О нормативно-правовых актах», проекты по вопросам конкуренции на товарном и финансовом рынках подлежат согласованию с Антимонопольным комитетом. Всего в 2022 году органами государственного и хозяйственного управления и органами местной власти изучено на предмет воздействия 2 607 проектов нормативно-правовых документов, поступивших через порталы regulation.gov.uz и project.gov.uz, даны соответствующие заключения комитета. В 248 проектах предусматривались нормы, противоречащие требованиям антимонопольного законодательства.

Комитетом и его территориальными управлениями проведена опись 647 184 действующих нормативных и иных документов, принятых органами государственной власти на местах и органами государственного управления. Выявлен 521 факт нарушения законодательства, в результате чего аннулировано более ста документов и возбуждены дела в отношении 76 органов государственной власти на местах и девяти территориальных управлений госорганов.

Проведена работа по созданию равных условий для конкуренции в экономике, устранению барьеров для новых участников рынка, отмене существующих эксклюзивных прав, предоставленных отдельным хозяйствующим субъектам. В целях ликвидации существующих монополий комитет разработал 13 предложений по аннулированию эксклюзивных прав. В 2022 году внедрена система антимонопольного комплаенса на 50 предприятиях и в организациях, включившая 15 субъектов естественных монополий, 28 хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынках, и семь корпоративных заказчиков.

По итогам минувшего года проведен анализ 31 385 конкурсных (тендерных) торгов. В результате выявлено 8 610 случаев, противоречащих конкуренции в ходе проведения государственными и корпоративными заказчиками 6 121 торга. В 3 101 случае выявлены ошибки и недостатки.

В части соблюдения требований законов «О конкуренции» и «О естественных монополиях» проведены изучения в отраслевых сферах экономики. По их результатам выявлено получение необоснованных доходов на более чем 132 миллиарда сумов. В 2022 году защищены интересы 209 725 потребителей на 88,8 миллиарда сумов, сделан перерасчет на 32 миллиарда сумов.

Для регулярного контроля за деятельностью торговых ярмарок в регионах за­креплены 217 ответственных сотрудников, установлен постоянный контроль за ценами на продукцию. Чтобы обеспечить прямые поставки сельскохозяйственной продукции потребителям по сниженной стоимости, дехканам-производителям оказывается практическая помощь в выделении дополнительных мест на территории рынков.

Народные избранники, отметив выполненную работу, подчеркнули отсутствие информации по ряду направлений деятельности. Депутаты приняли ответ на парламентский запрос к сведению.

Для прозрачности бюджетных процессов

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении дополнений и изменений в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан», разработанный группой депутатов на основе права законодательной инициативы.

В последние годы принимаются меры, направленные на повышение эффективности расходования средств Государственного бюджета, усиление профилактики нарушений бюджетного законодательства и расширение дистанционного финансового контроля, сокращение менее эффективных проверок за счет выявления объектов и целей проверки с помощью современных информационных технологий и баз данных.

Наряду с этим отмечена необходимость совершенствования норм по увеличению объема и качества дистанционных аудиторских мероприятий, проводимых службами внутреннего аудита министерств и ведомств, расширению их возможностей по выявлению рисков.

Нормы, определенные в законопроекте, служат устранению неопределенностей, возникающих в процессе исполнения Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, обеспечению прозрачности бюджетных процессов.

Проект закона принят депутатами.

 

«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.