В поисках общего знаменателя

14:16 30 Июль 2025 Политика
74 0

Фото: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан

 

Состоялось очередное пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Депутаты рассмотрели проекты законов, направленные на обеспечение безопасности пищевой продукции, предоставление социальных услуг, совершенствование сферы образовательных услуг, системы оказания юридической помощи малообеспеченным лицам за счет государства, другие актуальные вопросы.

На основе стандартов

Во втором чтении постатейно рассмотрен проект закона «О безопасности пищевой продукции».

В нем определяются основные направления и принципы государственной политики в области безопасности пищевой продукции, полномочия государственных органов в сфере.

Порядок разработки и применения санитарных правил приводится в соответствие с международными нормами.

Регламентированы общие требования к производству, упаковке, фасовке и маркировке пищевой продукции, обеспечению их прослеживаемости, хранению, транспортировке и реализации, а также права и обязанности субъектов, осуществляющих деятельность.

На основе стандартов Всемирной торговой организации и опыта развитых стран внедряется открытый и прозрачный электронный реестр, который позволит осуществлять полный контроль всех процессов, связанных с оборотом пищевой продукции.

Срок годности пищевого продукта может быть указан как «срок наилучшего употребления» или «срок конечного употребления». Будут отменены излишние бюрократические процедуры: требование об обязательной регистрации санитарно-эпидемиологического заключения, ветеринарного сертификата и сертификата соответствия.

На операторов пищевого бизнеса возлагается обязанность принимать системные меры по ведению учета для идентификации перемещения пищевой продукции и входящих в ее состав веществ, упаковки и материалов.

Депутаты внесли предложения по совершенствованию отдельных статей. Член фракции УзЛиДеП Сайдулло Азимов выступил с предложением более подробно раскрыть понятие «безопасность пищевых продуктов». 

Документ стал предметом оживленной дискуссии, особенно вокруг статьи, касающейся маркетинга и рекламы продуктов, не рекомендованных для детей дошкольного и школьного возраста. Обсуждение сосредоточилось на том, должна ли такая информация подаваться в форме, не привлекающей внимание детей, или совсем им не адресоваться. Руководители фракций политических партий и депутаты выдвинули предложения и замечания, направленные на уточнение и разъяснение данной нормы.

С учетом высказанных мнений законопроект будет доработан.

Создать равные возможности

Постатейно во втором чтении рассмотрен проект закона «О социальной работе».

Документ определяет основные принципы государственной политики в сфере социальной работы, специально уполномоченный государственный орган в сфере социальной работы и его полномочия, задачи и ответственность социального работника.

Предусмотрено обеспечение социальной защиты лиц (семей), нуждающихся в соцзащите, организация социальной работы, регулирование отношений в сфере соцзащиты.

Регламентировано обеспечение государством гарантированных мер, направленных на создание равных возможностей для лиц (семей), нуждающихся в социальной защите. Указаны основания для определения и признания семьи (лица), нуждающейся в социальной защите, права и обязанности пользователей социальных услуг и помощи.

Социальные услуги подразделяются на первичные, специализированные и высокоспециализированные, предоставляемые соответственно на дому, в махалле, в социальных учреждениях и в режиме онлайн. Отражены критерии для их предоставления и прекращения на основе договора на оказание социальных услуг и помощи.

Документом регулируется участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в предоставлении социальных услуг и помощи.

На заседании депутаты задали вопросы по отдельным нормам законопроекта. В частности, представитель фракции УзЛиДеП Зафар Худайбердиев обратил внимание на положения, касающиеся полномочий, предоставляемых Кабинету Министров в сфере социальной работы. Его коллега по фракции Шурхат Шарафутдинов отметил, что в норме о реестре поставщиков социальных услуг приведен реестр пользователей социальных услуг и помощи, но не указано, кем он будет вестись.

После обсуждений решено на основе предложений депутатов доработать нормы проекта.

Образовательные услуги для всех

Во втором чтении рассмотрен законопроект, направленный на совершенствование сферы образовательных услуг.

Документом предлагается внести изменения и дополнения в некоторые законы по совершенствованию предос­тавления образовательных услуг в
целях удовлетворения образовательных потребностей как детей, так и взрослых.

В этих законах термин «внешкольное» заменяется на «дополнительное» образование. Закон «Об образовании» разграничивает виды образования на дополнительное образование детей и дополнительное образование взрослых. Предусматривается, что дополнительное образование будет направлено на развитие творческих способностей и профессиональных навыков детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных интеллектуальных и физических потребностей, формирование здорового образа жизни, эффективную организацию свободного времени.

Законопроект принят депутатами в третьем чтении и направлен в Сенат.

Ограниченное использование

На заседании постатейно во втором чтении рассмотрен законопроект, разработанный в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, имущества, общественной безопас­ности.

Выросло количество случаев незаконного оборота и использования пиротехнических изделий. Проектом закона устанавливаются ограничения оборота опасных видов пиротехнических изделий, требования к свободному и ограниченному обороту пиротехнических изделий при проведении массовых мероприятий, в промышленных и военных целях. Ограничения не устанавливаются на использование пиротехнических средств с низким уровнем опасности.

Документом предлагается усилить административное наказание за незаконное использование пиротехнических изделий.

Законопроект принят депутатами в третьем чтении и направлен в Сенат.

Государство окажет помощь

В первом чтении рассмотрен законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование системы оказания юридической помощи малообеспеченным лицам за счет государства.

В Законе «Об оказании юридической помощи за счет государства» определена категория лиц, имеющих право на получение юридической помощи за счет государства в судах общей юрисдикции. Однако предоставление юридической помощи за счет государства малообеспеченным лицам при обращении в Конституционный суд не урегулировано законодательством.

В документе расширяется категория лиц, имеющих право на получение юридической помощи за счет государства. Определено, что малообеспеченные лица могут получить юридическую помощь за счет государства при обращении в Конституционный суд по вопросам соответствия Конституции закона, примененного в отношении них.

Проект закона принят депутатами в первом чтении.

По принципу разделения властей

В первом чтении концептуально рассмотрен законопроект, предусматривающий пересмотр возложенных на органы государственной власти на местах задач и функций.

Проектом в связи с разделением должностей председателя местного Кенгаша и хокима пересмотрены действующие 9 кодексов и 71 закон, указанные в них задачи и функции органов государственной власти на местах перераспределяются между представительной и исполнительной властью на основе принципа «Сильный Кенгаш, подотчетный и инициативный хоким».

Местным Кенгашам передаются 28 полномочий хокимиятов, а также еще 33 полномочия, предоставляемых законодательными актами органам государственной власти на местах.

Органам представительной власти на местах предоставляются широкие полномочия по определению основных направлений развития, утверждению комплексных региональных программ, обеспечению законности. На органы исполнительной власти на местах возлагаются другие задачи и функции по обеспечению реализации принятых законодательных актов и программ.

После обсуждений законопроект принят депутатами в первом чтении.

Соцзащита для особой категории

Депутаты концептуально в первом чтении рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О заня­тости населения».

Обеспечение занятости населения, в том числе оказание всесторонней поддержки, нуждающегося в социальной защите, и гарантирование оплачиваемой занятости — одно из приоритетных направлений государственной политики. Для повышения эффективности принимаемых усилий возникает необходимость отражения новых норм в законодательстве.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в действующий Закон «О занятости населения». Предусматривается трудоустроить в государственные организации на основании направлений женщин, пострадавших от притеснений и насилия, при наличии у них соответствующих знаний и навыков, по списку, представленному местным органом по труду. Основанием станет заявление центров социальных услуг «Инсон».

Женщины регистрируются в местных органах по труду в качестве лиц, ищущих работу.

В ходе обсуждения депутаты адресовали инициаторам законопроекта ряд уточняющих вопросов. Член фракции ДП «Миллий тикланиш» Нодирбек Тилаволдиев интересовался статьей 34 проекта, касающейся правомерности установления законодательной ответственности в случае, если женщины, направленные центром социальных услуг «Инсон», не принимаются на работу в государственные организации.

Заместитель министра по сокращению бедности и занятости Сирожиддин Бобокулов пояснил, что соответствующая норма касается исключительно государственных органов и организаций, где доля участия государства превышает 50 процентов.

Член фракции УзЛиДеП Зафар Худайбердиев поднял вопрос о правомерности трудоустройства женщин, пострадавших от притеснений и насилия, на выборные руководящие должности в государственных структурах, не противоречит ли это действующему законодательству.

Инициаторы законопроекта подробно ответили на все поднятые вопросы.

Законопроект принят депутатами в первом чтении.

Укрупнение ради промышленного роста

Рассмотрен проект постановления Законодательной палаты «Об изменении границ города Каттакургана, Каттакурганского и Нурабадского районов Самаркандской области».

Учитывая изменение категории города Каттакургана Самаркандской области из среднего в крупный путем расширения его территории, а также социально-экономическое развитие региона и рост численности населения, определено создать благоприятные условия для населения, намечено строительство новых объектов инфраструктуры и многоэтажных жилых комплексов.

В соответствии с предложением Кабинета Министров, предусмотрено передать городу Каттакургану 1 945 гектаров земель Каттакурганского района и 971 гектар Нурабадского района, Каттакурганскому району — 600 гектаров земель Нурабадского района.

В результате изменения границ будут созданы объекты производства и оказания услуг, дополнительные рабочие места. На площади 50 гектаров организуют филиал свободной экономической зоны «Ургут», на площади 30 гектаров — 3 малые промышленные зоны.

К 2030 году в регионе планируется увеличить количество промышленных предприятий с 332 до 500, обеспечить рост производства промышленной продукции почти в 2 раза. Ожидается, что объем промышленной продукции на душу населения будет увеличен в 1,5 раза. Определены также меры по увеличению в 1,8 раза объема услуг в регионе за счет роста количества предприятий сферы услуг с 981 до 1 285.

Инициаторы проинформировали об определении мер по освоению в городе Каттакургане инвестиций в размере 71 миллиона долларов, доведению экспортного потенциала до 65 миллионов долларов. Указаны задачи по созданию цепочки добавленной стоимости по переработке сельскохозяйственной продукции и производству готовой продукции. Эти изменения будут способствовать социально-экономическому развитию региона.

Отмечено, что вопрос внесения изменений в границы обсуждался на заседаниях соответствующих махаллинских сходов граждан, а также областного Кенгаша народных депутатов и Кенгашей народных депутатов Каттакурганского городского, Каттакурганского и Нурабадского районов, утверждены картографический чертеж границ и классификация их линий. Правительству поручено реализовать комплекс мер.

Проект постановления принят Законодательной палатой.

Достоверность гарантируется

В первом чтении рассмотрен проект закона, направленный на усиление охраны окружающей среды и растительного мира, обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Вносятся изменения и дополнения в законы «Об охране природы», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах», а также в Уголовный и Кодекс об административной ответственности.

Предусматривается обеспечение оперативного ввода данных автоматических станций мониторинга в единую геоинформационную базу, что гарантирует право граждан на достоверную информацию об окружающей среде.

Проектом усилены меры ответст­венности за нанесение вреда эко­логии и окружающей среде, уничтожение или повреждение объектов растительного и животного мира.

На заседании были подняты вопросы по проекту закона. В частности, член фракции Народно-демократической партии Узбекистана Анвархон Темиров возразил против внесения многочисленных изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности. По его мнению, проблему нельзя решить только путем увеличения штрафов. Прежде всего необходимо принять действенные меры по сохранению чистоты окружающей среды.

Инициаторы законопроекта дали подробные разъяснения по вопросу.

Законопроект принят депутатами в первом чтении.

 

 

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.