Узбекистан — ЕАЭС: предстоит большая совместная работа

08:34 07 Апрель 2021 Политика
1428 0

В международной промышленной выставке «Иннопром» принимает участие министр Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по промышленности и агропромышленному комплексу Артак Камалян, который в рамках визита в Узбекистан провел в Ташкенте заседание Совета по промышленной политике Евразийского экономического союза.

Наш корреспондент обратился к министру ЕЭК с рядом вопросов, которые интересуют читателей газеты.

— Артак Каджикович, в декабре прошлого года Узбекистан получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. Как вы оцениваете этот шаг?

— Предоставление Узбекистану статуса наблюдателя в ЕАЭС — это первый логичный шаг по интеграции Узбекистана в Евразийский экономический союз и дальнейшему развитию торгово-экономического и социально-культурного сотрудничества на основе тесного взаимодействия, в том числе на многочисленных площадках Евразийского экономического союза. 

В настоящее время Евразийская экономическая комиссия прорабатывает механизмы повышения информированности представителей органов государственной власти Узбекистана и предпринимательского сообщества о действующем техническом и таможенном регулировании в ЕАЭС, о внешнеторговой политике союза, перспективных проектах и других направлениях его деятельности. На финальной стадии разработки находятся основные системообразующие документы — меморандум о взаимодействии между ЕЭК и правительством Узбекистана, а также план совместных мероприятий на 2021—2023 годы. Надеюсь, в ближайшее время они будут готовы к подписанию. 

Нельзя не отметить, что Узбекистан является основным торговым партнером государств — членов ЕАЭС среди стран Содружества Независимых Государств. Например, объем экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия из стран Евразийского экономического союза в Узбекистан в 2020 году составил 1,7 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с 2019 годом на 38,2 процента. А импорт из Узбекистана в страны ЕАЭС увеличился на 12,3 процента, составив 656,4 миллиона долларов. При этом практически весь объем поставок в страны ЕАЭС из Узбекистана и поставок из ЕАЭС в Узбекистан приходится на Казахстан и Россию — 91 процент и 94 процента от совокупного импорта и экспорта соответственно.

— Узбекистан активно сотрудничает со странами Евразийского экономического союза на двусторонней основе. В частности, в топ-6 государств, с которыми на сегодняшний день у нашей страны наибольший объем внешнеторгового оборота, входят Российская Федерация, Казахстан и Кыргызстан. Какие дополнительные преимущества дает Узбекистану участие в ЕАЭС и что выиграет союз от участия Узбекистана? 

— Развитие торговли с Узбекистаном представляет особый интерес для стран ЕАЭС. Если бы Узбекистан был членом ЕАЭС, то по объемам ВВП ваша страна занимала бы второе место после Российской Федерации. Возможное участие Узбекистана позволит воспользоваться четырьмя свободами, реализуемыми в ЕАЭС, — беспрепятственное перемещение товаров, капитала, рабочей силы и услуг. 

В свою очередь Евразийский экономический союз выиграет, например, в части взаимных поставок узбекистанской плодоовощной продукции. Среди поставщиков в ЕАЭС Узбекистан занимает 10,9 процента по овощам и 6,7 процента по плодам. В целом же с участием Узбекистана  потребительский рынок ЕАЭС увеличится почти до 220 миллионов человек.

Кроме того, в случае присоединения к союзу Узбекистан получит преференциальный доступ на рынки третьих стран, с которыми у ЕАЭС подписаны соглашения о зонах свободной торговли. Это Вьетнам, Иран, Сингапур и Сербия. Узбекистан также получит возможность участвовать в переговорном процессе как полноправный партнер при формировании новых соглашений о зонах свободной торговли. В настоящее время страны ЕАЭС ведут такие переговоры с Египтом, Индией и Израилем.

— Вы провели в Ташкенте заседание Совета по промышленной политике Евразийского экономического союза с участием министров промышленности стран — участниц ЕАЭС и  Узбекистана. Не могли бы вы хотя бы вкратце остановиться на вопросах повестки дня заседания? 

— Совет по промышленной политике Евразийского экономического союза — это уникальная дискуссионная площадка, которая позволяет министрам промышленности вести прямой диалог и максимально оперативно обсуждать ключевые практические вопросы интеграционной промышленной повестки. 

Участие в этом заседании представителя Узбекистана, на мой взгляд, довольно очевидно демонстрирует желание как государств — членов ЕАЭС, так и  самого Узбекистана, приступить к совместной практической работе по развитию промышленного сотрудничества и логичной интеграции вашей республики в Евразийский экономический союз. Важен тот факт, что точки практического соприкосновения у нас есть.

В рамках Совета по промышленной политике мы обсудили ряд вопросов. По сути это — наиболее актуальные треки, по которым мы ведем плотную совместную работу со сторонами.

Ключевой вопрос нашей повестки — активизация сотрудничества стран ЕАЭС в области авиастроения. Потенциал у предприятий стран, входящих в союз, в этой сфере очень большой, и его необходимо реализовывать в полной мере. Второе направление — это развитие сотрудничества в фармацевтической промышленности. Основная его цель заключается в обеспечении лекарственной безопасности граждан стран ЕАЭС, что имеет особую актуальность в условиях глобальной пандемии коронавирусной инфекции. На заседании совета одобрен проект нового стратегического документа «Основные направления промышленного сотрудничества до 2025 года». Обсудили возможные инструменты финансирования кооперационных проектов государств — членов ЕАЭС с участием Евразийского банка развития. 

На данный момент ЕЭК подготовлены определенные предложения, которые в случае принятия на уровне стран-членов позволят еще более активно задействовать ресурсную базу банка в реализации проектов и создать более привлекательные условия.

Я убежден, что нынешнее заседание Совета по промышленной политике Евразийского экономического союза, как и наша последующая совместная работа в таком формате, послужат форсированному развитию интеграции и достижению практических результатов устойчивого развития реального сектора экономики ЕАЭС.

— Одними из основных направлений промышленной политики Евразийской экономической комиссии являются межгосударственные программы и проекты. Предусматривается ли участие в них государств-наблюдателей, в частности Узбекистана, и если да, то в каких именно? 

— Нами системно прорабатывается межгосударственная программа по электроэнергетическому машиностроению. Она нацелена на решение важной задачи — развитие распределенной энергетики на территориях государств — членов Евразийского экономического союза.

Надо констатировать, что значительная часть территорий наших стран не охвачена централизованным электроснабжением. Предприятия и население этих регионов остро нуждаются в локальных источниках энергии.

Эта проблема носит системный характер, в том числе и для Узбекистана, который сталкивается с проблемой сезонного дефицита электроэнергии в ряде регионов, особенно в осенне-зимний период. 

Наша программа направлена на создание материалов, технологий и устройств, способствующих успешному развитию распределенной энергетики, автономных и бесперебойных источников питания, материалов и технологий для улучшения работы объектов распределенной энергетики, а также системы диагностики и мониторинга автономных комплексов питания с возобновляемыми источниками энергии. 

Формат сотрудничества в рамках указанной программы предусматривает присоединение к ней зарубежных государств. Предприятия Узбекистана уже сейчас могут присоединиться к ней. 

Такое взаимодействие было бы актуальным и с точки зрения реализации стратегии по переходу Республики Узбекистан на «зеленую экономику», рассчитанной на период до 2030 года. 

Узбекистан уже имеет опыт кооперационного сотрудничества в этом направлении. Я имею в виду пилотный проект с российским производителем солнечных модулей — группой компаний «Хевел». В настоящее время осуществляется выбор площадки для создания солнечной электростанции. Результатом проекта станет выявление оптимальных фотоэлектрических модулей и организация производства энергоэффективного оборудования на территории Узбекистана.

— В настоящее время на всех уровнях, в том числе и межгосударственных, Узбекистан предлагает активно расширять промышленную кооперацию. В каких направлениях ее можно развивать в рамках ЕАЭС? И какие основные преграды вы видите на пути этого, безусловно, взаимовыгодного процесса?

— Узбекистан уже сейчас участвует в промышленной кооперации с государствами — членами ЕАЭС. В 2020 году объем кооперационного экспорта из этих стран в Узбекистан составил 3,2 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 7,5 процента. Объем кооперационного импорта из Узбекистана в страны ЕАЭС — 781,6 миллиона долларов.

Кооперационные поставки из ЕАЭС в Узбекистан преимущественно представлены продукцией металлургии — 46,4 процента от общего объема, деревообрабатывающей промышленностью — 11,3 процента, химической промышленностью — 10,2 процента, пищевой продукцией — 6,5 процента, 
а также строительными материалами — 5,1 процента.

В свою очередь основу кооперационных поставок из Узбекистана в страны ЕАЭС формируют текстильные изделия, занимающие 49 процентов от общего объема, химическая продукция — 23,8 процента, продукция металлургии — 8,6 процента, строительные материалы — 4,7 процента, а 
также целлюлозно-бумажная продукция — 3,7 процента.

Наиболее перспективными отраслями для кооперационного сотрудничества с Узбекистаном являются сельхозмашиностроение, автомобильная и химическая промышленность, металлургия, а также производство стройматериалов и авиационная промышленность. 

Мы уже активно работаем во всех этих направлениях. Например, компания «Ростсельмаш» наладила в Узбекистане сборочное производство зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Организовано совместное производство грузовых автотранспортных средств ПАО «КамАЗ» на мощностях ООО «UzAuto Trailer», а также поставки комплектующих деталей и специальных кузовов из Узбекистана на предприятия ПАО «КамАЗ». 

В стадии разработки совместный проект ПАО «Татнефть» и ООО «Биринчи резинотехника заводи» по созданию в Узбекистане предприятия по выпуску автомобильных и сельскохозяйственных шин. АО «Евроцемент груп» приступило к созданию промышленного кластера по производству строительных материалов на базе АО «Ахангаранцемент» в Ташкентской области. АО «Щёлково Агрохим» продолжает строительство собственного завода средств химической защиты растений на территории Самаркандской области. В планах компании — выйти на запуск производства в нынешнем году.

Уверен, с развитием кооперации, появлением на рынке ЕАЭС новой номенклатуры промышленной продукции и новых хозяйствующих субъектов из Узбекистана удастся более полноценно использовать кооперационный потенциал всех участников интеграционного объединения, в том числе пока недостаточно задействованных Армении и Кыргызстана.

— 30 марта коллегия ЕЭК своим распоряжением создала рабочую группу по вопросам оперативных поставок сельскохозяйственных товаров между странами Евразийского экономического союза. Вы назвали создание такой оперативной площадки элементом формирования устойчивой агропродовольственной системы союза, который в случае форс-мажорных ситуаций позволит эффективно использовать потенциал партнеров по ЕАЭС для обеспечения потребностей продовольственного рынка наших стран. Какое место в этой системе может занять Узбекистан? На что необходимо обратить особое внимание узбекистан¬ским производителям при выходе и продвижении своей продукции на рынки стран ЕАЭС?

— В Евразийском экономическом союзе прорабатываются разные механизмы интеграционного взаимодействия, которые могут быть полезны партнерам для построения устойчивых продовольственных систем и обеспечения продовольственной безопасности в случае форс-мажорных ситуаций.

В этой части создание площадки по оперативному взаимодействию государств союза позволит странам быстро срабатывать при возникновении дефицита сельскохозяйственных товаров на рынках государств-членов, связанного с неблагоприятными обстоятельствами. Возможность использовать такую площадку действует только для стран ЕАЭС. Узбекистан может стать ее бенефициаром после присоединения к нашему интеграционному объединению. 

Важно отметить, что в настоящее время уровень самообеспеченности основными видами сельскохозяйственной продукции и продовольствия в ЕАЭС составляет 93,1 процента. По нашим прогнозам, в 2021 году практически по всем продовольственным товарам ожидается достижение уровня самообеспеченности более 97 процентов. 

По таким товарам, как зерно, сахар, масла растительные, мясо свинины, баранины, яйца и картофель, страны ЕАЭС полностью себя обеспечивают за счет собственного производства. Исключение составляют фрукты и ягоды, обеспеченность которыми составляет 43 процента и которые по-прежнему в большом объеме завозятся в том числе из Узбекистана, где профицит плодово-ягодной продукции ежегодно составляет около одного миллиона тонн.

В настоящее время в структуре экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия Узбекистана овощи и плоды занимают почти 90 процентов. И наращивание поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынок ЕАЭС, прежде всего овощей и фруктов, — один из важнейших приоритетов вашей страны.

Здесь логичен вывод о том, что, если Узбекистан станет полноправным участником ЕАЭС, это положительно скажется на агропродовольственном рынке союза. Поставки из вашей республики позволят повысить уровень продовольственной независимости по плодоовощной продукции. 

В этой связи развитие торговли с Узбекистаном представляет особый интерес для стран ЕАЭС. В основном Узбекистан импортирует из стран союза зерновые — пшеницу и кукурузу, жиры и масла — подсолнечное масло и маргарин, а экспортирует плодоовощную продукцию. Подчеркну, что по линии агропромышленного комплекса Узбекистан может интегрироваться в ЕАЭС очень органично. Страна имеет серьезный потенциал как по поставкам продукции на рынок Евразийского экономического союза, так и для обеспечения своих внутренних потребностей по разным видам продовольствия. 

— В Евразийской экономической комиссии по инициативе Казахстана прорабатывается проект по формированию Евразийской товарораспределительной сети. Есть ли у Узбекистана возможности и потенциал стать участником данного проекта?

— По итогам 2020 года общий товарооборот по продовольственным товарам ЕАЭС составил почти 60 миллиардов долларов, из которых почти половина — 29,8 миллиарда долларов — приходится на импорт. В основном это овощи и фрукты — 27,8 процента от общего объема импорта, алкогольные и безалкогольные напитки — 9,7 процента, молоко и мясо разных видов — 6,8 процента. 

Данная ситуация складывается ввиду ряда факторов, включая недостаток в государствах — членах ЕАЭС мощностей по хранению, подработке, упаковке и транспортировке, что ведет к существенным потерям и снижению качества продукции. При этом импортная продукция поступает через хорошо отлаженную логистическую цепочку в упаковке, обеспечивающей максимальную сохранность, крупными партиями и является более привлекательной для розничных сетей.

Для решения данных вопросов по инициативе Казахстана в ЕЭК прорабатывается проект по формированию Евразийской товарораспределительной сети. Рассматривается перспектива сопряжения национальных товаропроводящих систем государств-членов, в том числе через выстраивание физической и цифровой инфраструктуры. 

Единая товарораспределительная сеть ЕАЭС призвана способствовать наращиванию как взаимной, так и внешней торговли союза, оптимизации транспортных потоков, снижению как логистических, так и общих затрат, связанных с производством и реализацией продукции, а также обеспечению потребителей качественной и свежей продукцией.

Кроме того, развитие товаропроводящих сетей предоставляет возможность малым и средним производителям получить и доступ к рынкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, выйти на рынок с минимальными издержками, качественно расширить его целевую аудиторию. 

В контексте участия в проекте Узбеки¬стана следует отметить высокие объемы торговли между вашей республикой и странами ЕАЭС. Кроме того, основная часть сельскохозяйственных товаров в Узбеки¬стане производится фермерскими хозяйствами. В связи с этим очевидно, что существует потенциал для сотрудничества и дальнейшего повышения эффективности логистической инфраструктуры между государствами ЕАЭС и Узбекистаном. 

— Деловая программа вашего визита в Узбекистан крайне насыщенна. Это и участие в международной промышленной выставке «Иннопром», и рабочие встречи с руководством ряда отраслей экономики Узбекистана, и некоторые другие мероприятия. Каковы ваши впечатления о результатах пребывания в Узбекистане? Насколько они соответствуют ожиданиям?

— Узбекистан — прекрасная страна с богатой историей, самобытной культурой и, что также важно, деловой атмосферой. Конечно, главное впечатление — это гостеприимные и доброжелательные люди. Мы получили большое удовольствие от общения с целеустремленными и компетентными профессионалами, позитивно и конструктивно настроенными на работу, настоящими патриотами своей страны. Да, программа визита была насыщенной. И это еще раз подтверждает, что совместной работы нам предстоит сделать много.

Интервью вел 
Сергей ЛИ,
«Народное слово»
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.