Три столпа "Сингапурского чуда"
Фото: Иллюстративное
Достичь национального прогресса, быть равным среди равных — эти процессы никогда и нигде не проходили гладко. Чтобы занять достойное место в мировом сообществе, нужны практические действия, результаты, единство и солидарность, созвучные цели, высокий интеллект и мышление, знания и образование.
Образование готовит, формирует личность и кадры для общества. При этом они должны быть осведомлены о проводимых государством реформах, быть активными и идти вместе с ним. Если мировоззрение гражданина отстает от происходящих в стране процессов, то принимаемые государством законы работать не будут и никакой контроль не даст ожидаемого результата. Нация и страна будут развиваться лишь в том случае, когда мировоззрение и стремления гражданина будут опережать деятельность государственной власти. В противном случае жизнь общества затормозится. Не будет ошибкой сказать, что все решают кадры.
Из третьего мира в первый
У нас много подземных и наземных богатств, наш народ старательный и трудолюбивый. Но мы пока не добились огромных успехов на уровне таких государств, как Сингапур, Южная Корея и Япония. Причина проста — после независимости не уделяли достаточного внимания учителю. Его авторитет упал. Он был мобилизован на хлопковые поля, на очистку улиц. А вот уважающие себя государства, решившие развиваться, высоко подняли статус учителя в обществе.
У ныне покойного Премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю часто спрашивали, как Сингапур за короткое время превратился в развитое государство мира. В ответ он говорил: «Я не совершал чуда в Сингапуре, а только выполнил долг перед Родиной. Большую часть Государственного бюджета направил на образование. Поднял учителя с самой низшей прослойки на самую высокую ступень. Люди, совершившие «чудо» в стране, — это, несомненно, учителя. Они вырастили скромное поколение, любящее знания и науку, нравственность, труд и правду».
Поднявший зарплату учителей Сингапур стал передовым государством мира. С течением времени хорошо видится заложенная истина в этих словах. Насколько правильным является решение, согласно которому по инициативе Президента Шавката Мирзиёева повышается заработная плата учителей школ, лицеев и институтов, растет их авторитет в обществе.
Судьба каждой страны зависит от учителя, от качества системы образования. Как подчеркивает глава нашего государства, учитель — созидатель будущего. Наши деды — джадиды очень хорошо осознавали, что непросвещенный человек теряет дорогу, ему не хватит ума и опыта, чтобы реализовать свою мечту.
Рассмотрим опыт Сингапура. 58 лет назад он был одной из стран «третьего мира». Когда в 1965 году вышел из состава Малайзии, его средний показатель дохода на душу населения составлял 500 долларов. Основная часть населения была безграмотной, люди жили в убогих, обветшалых домах. Сингапур пережил страшный период, на каждом шагу процветали коррупция и преступность.
Хотя после независимости судьба этой маленькой страны с незначительным населением казалась туманной, но она быстро начала вставать на ноги. В этом несравненны заслуги первого Премьер-министра Республики Сингапур Ли Куан Ю. Результаты реформ, проведенных им под девизом «Из третьего мира в первый!», вскоре стали проявляться в жизни каждого гражданина Сингапура.
В настоящее время показатели годового дохода этой страны составляют 60 тысяч долларов на душу населения. Многие экономисты называют это «экономическим чудом». Сейчас 90 процентов сингапурцев имеют собственное жилье. Их родина считается городом сказок и мечты с разнообразной и привлекательной развитой экономикой, технологическим пространством, лучшим местом для проживания, ведущим финансовым центром, одним из самых дорогих городов мира.
Такие феноменальные успехи Сингапура связаны с именем основателя реформ, бывшего долгие годы Премьер-министром Ли Куан Ю. Для изменения ситуации в стране правительство под его руководством начало укоренять в сознании людей новые стандарты. Для создания экономически развитой и свободной от коррупции страны, для подготовки государственных служащих сингапурцы выбрали три основных принципа. Это — меритократия, прагматизм и честность. Они превратились в три столпа государственной системы.
Меритократия — это привлечение к государственной службе наиболее достойных, компетентных и талантливых людей из разных слоев общества на основе справедливой, объективной оценки их профессиональных качеств и особых заслуг. То есть во главе нации важно ставить людей с высоким потенциалом. В соответствии с принципом меритократии государство определяет перспективных молодых людей еще со школьной скамьи и поощряет их за все время учебы. Они получают пособия для поступления в университеты, некоторые уезжают за границу. В свою очередь и одаренные учащиеся берут на себя обязательство трудиться на государственной службе от четырех до шести лет. Трудовая деятельность должностных лиц на государственной службе основывается на следующих принципах: привлечение достойных кадров и их переподготовка, сокращение факторов, приводящих к коррупции, ведение политики открытости без наличия скрытых льгот. Внедрена такая практика, при которой служащих высокого должностного уровня назначают на работу в управлении компаниями, находящимися под контролем государства. Такая практика дает им возможность заниматься проблемами частного сектора. В результате государственные служащие накапливают полезный опыт.
Второй принцип Сингапура — это прагматизм. Сингапур выбирает самый эффективный для страны путь благополучия и развития. Прагматизм — это умение творчески пользоваться своим опытом и опытом других. Это способность правильно применять накопленную практику, с учетом всех положительных и отрицательных аспектов. Проще говоря, сингапурцы не изобретают велосипед. Анализируя достижения других, находят среди них то, что очень подходит им, а затем применяют.
Третий принцип — высокая духовность и честность. Лучшее достоинство — честность формировалось у людей постепенно. Именно она является основным условием успешной работы на государственной службе и в силовых структурах Сингапура. Честность — основа развития государства. Именно с этим качеством тесно связаны высокие заслуги основателей Сингапура. Не будет ошибкой сказать, что недостаточность природных ресурсов в стране перекрывалась приоритетностью интеллекта, дисциплины и наблюдательности.
Здесь готовят лидеров
Государственный служащий должен быть личностью, обеспечивающей решение проблем населения. Он должен быть честным и справедливым, преданно и ответственно относиться к служебным обязанностям, в целом — быть корректным в обращении с людьми, всесторонне обдумывать все аспекты вопроса.
С этой точки зрения не случайно, что Президент Узбекистана в рамках программы государственного визита в Сингапур подробно ознакомился с деятельностью Школы государственной политики имени Ли Куан Ю при Национальном университете Сингапура. Ведь опыта, достойного изучения, у Сингапура достаточно. В ходе визита достигнуто соглашение о том, что на базе Академии государственного управления Узбекистана будет реализована программа интенсивной переподготовки государственных служащих с привлечением ведущих экспертов Сингапура. Так, в текущем году Агентством по развитию государственной службы с участием Школы государственной политики имени Ли Куан Ю будет реализована программа подготовки и повышения квалификации государственных служащих в сферах управления, градостроительства, развития инфраструктуры, цифровой трансформации, инноваций, образования и здравоохранения для 200 госслужащих. Совместная программа по актуальным направлениям будет способствовать повышению эффективности деятельности государственных служащих, дальнейшему развитию сферы и улучшению качественных показателей.
Школа государственной политики имени Ли Куан Ю входит в состав ведущего университета Азии — Национального университета Сингапура. Она образована в 2004 году. Ее миссия состоит в подготовке руководителей настоящего и будущего поколений, совершенствовании стандартов управления в Азии, обучении для улучшения жизни людей. Эта школа ведет долгосрочное сотрудничество с такими ведущими высшими образовательными учреждениями, как Школа управления имени Кеннеди Гарвардского университета. Также является первой школой Азии, присоединившейся к Глобальным сетям публичной политики, встав в один ряд с Колумбийским университетом, Школой управления Херти, Лондонской школой экономики и политических наук.
Данное учебное заведение, имеющее более 3 300 выпускников-лидеров из 91 страны, является одной из самых передовых в мире международных школ государственного управления. Своеобразной особенностью школы является то, что дает студентам возможность получить образование по государственной политике и государственному управлению в глобальной среде. Цель школы — готовить лидеров и политиков для Азии и всего мира. Сильная сторона ее выпускников — это способность анализировать глобальные проблемы и тенденции. Будущих политиков и лидеров обучают умениям понимать и менять действия людей на основе концепций психологической науки и бихевиоралистического подхода, находить решения актуальных проблем. В этом учебном заведении также разработана шестинедельная учебная программа для топ-менеджмента в государственном и частном секторе. В ее рамках посредством уникального и тематического подхода развиваются такие навыки руководителей, как системное мышление, ориентация на результат, составление стратегического плана для оптимального результата.
В основе достигнутых Сингапуром экономических и социальных успехов лежат тщательно продуманная стратегия и политика развития человеческих ресурсов, служба высококвалифицированных кадров, подготовленных в таких высших образовательных учреждениях, как Школа государственной политики имени Ли Куан Ю. То, что в XX веке Сингапур учил и повышал квалификацию своих государственных служащих за рубежом, широко использовал зарубежный опыт в разработке образовательных систем и программ, способствовало формированию сильной системы госуправления.
Государственная служба в Сингапуре считается самой эффективной госслужбой в Азии. В статьях 102—119 части 9 Конституции, принятой в Сингапуре в 1959 году, освещен правовой статус государственной службы. Обратив внимание на гарантии государства в Сингапуре, можно увидеть, что там сформирован механизм, при котором на высокую ступень служебной лестницы поднимаются в зависимости от имеющегося потенциала. Служебная деятельность сформирована на современной материально-технической базе. Руководящие кадры мотивированы на соблюдение дисциплины, ориентированы на трудолюбие. Все устроено так, чтобы они стремились к совершенству, проявляли энергичность, инициативность, тянулись к инновациям. Государственные служащие обязаны каждый год повышать свою квалификацию, пройдя сточасовой курс.
Эффективное управление и правильный подход к развитию кадрового потенциала считаются одними из основных факторов достижения высоких показателей Сингапуром, который в первые годы своей независимости импортировал даже питьевую воду.
Именно эта идея составляла основу политики первого Премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю. Следует отметить, что перед Сингапуром, который обрел независимость в 1965 году, стояла задача выживания в качестве государства. Незащищенная от внешних угроз, слаборазвитая в экономическом отношении, не имеющая ресурсов и населенная людьми разных национальностей и вероисповедания, страна не имела права на ошибку.
Исходя из географических и социально-экономических особенностей Сингапура Ли Куан Ю сказал: «Такие страны, как Дания или Швеция, могут как-нибудь обойтись с посредственным правительством, но не Сингапур. Развалится государственная служба. Если в центре снизится качество, то оно упадет и во всех второстепенных организациях… Если наверху будут слабые люди, разрушится вся система. Это неизбежно». Поэтому, создавая с нуля систему государственного управления, лидеры Сингапура руководствовались больше потребностями государства и необходимостью эффективного управления единственно доступным ресурсом — людьми.
Меритократия, прагматизм, честность
Как и большинство стран мира, отходя от традиционных экономических моделей и схем государственного управления, Сингапур столкнулся с коррупцией, бюрократией и нехваткой квалифицированных кадров. Однако ему удалось изменить менталитет нации и общества за счет надлежащих инвестиций в людей, создания для них равных возможностей, усиления образования, акцента на академии.
Если обратить внимание на административные и образовательные реформы, кадровую политику на государственной службе, осуществляемую в последние годы по инициативе Президента, то становится очевидным, что наша страна движется по траектории развития, пройденной ранее Сингапуром.
И в нашей стране уделяется особое внимание молодым талантам. Принцип меритократии был закреплен Законом Республики Узбекистан «О государственной гражданской службе». Объявлена борьба с коррупцией, реализуются меры по формированию нетерпимого и бескомпромиссного к ней отношения. Основной целью созданной автором «Сингапурского чуда» Ли Куан Ю системы государственной службы был отбор, развитие и удержание наиболее достойных для работы в государственном секторе людей. В отбираемых кадрах должны быть следующие качества, подчеркивает Ли Куан Ю: «Прежде всего — это честность. Во-вторых, ответственность. В-третьих, способности. И, в-четвертых, самое важное — умение разъяснять и вести за собой людей». Даже в XXI веке, руководствуясь мнением основателя государства Ли Куан Ю: «Мы пропадем, если будем простыми», его последователи предлагают инновационные идеи и решения для дальнейшего развития государства и общества, чтобы подготовиться к будущему.
Политики мира не зря называли «революционными» реформы, решительно и уверенно проводившиеся Ли Куан Ю. К примеру, его политика соблюдения чистоты и сейчас остается уникальным образцом для многих стран. В семидесятых годах прошлого века в Сингапуре проводится общенациональная кампания. Вводятся крупные штрафы за выбрасывание мусора в неустановленном месте, плевки в общественных местах. Например, за бросание окурка на землю налагается штраф в размере до тысячи долларов, при повторном совершении этого действия — до двух тысяч, а на третий раз с виновного взимают штраф до пяти тысяч долларов. Собранные таким образом средства направляются на развитие информационных технологий.
В своих воспоминаниях о зарубежных поездках глава Сингапура, обобщая ответы на вопросы политиков, специалистов разных сфер и особенно студентов, говорит следующее: «Быть политическим лидером означает, что окружающие тебя люди, прежде всего народ, должен признавать, что благодаря вашему мудрому руководству страна богатеет», «В современном мире ценность каждого человека, особенно руководителя, измеряется его знаниями и умениями. Если вы поднялись до уровня вождя, но вам нечего предложить людям на рынке труда, то грош вам цена», «Руководящие посты должны занимать талантливые люди независимо от их социального происхождения и материального положения», «Мы, несомненно, были бы обречены, будь мы слабыми людьми… Сингапур должен быть более сплоченным, более эффективным и амбициозным, чем другие страны региона», «В двух градусах от экватора мы построили один из крупнейших городов мира на месте маленькой, с населением всего лишь 150 рыбаков, деревеньки…».
Уместно привести несколько цитат из большого числа жизненных правил, составленных Ли Куан Ю. Вот некоторые из них: «Осознайте себя, не выходите за грани своих возможностей», «Если вы хотите развиваться экономически, не ссорьтесь с ближайшими соседями, укрепляйте с ними торговые и другие отношения», «Учитесь на протяжении всей своей жизни, оставайтесь всегда учеником, никогда не уставайте читать, всегда осваивайте лучшие идеи. Единственная формула успеха — читать и учиться».
Ли Куан Ю прежде всего сам строго придерживался своего правила: «Оставайтесь всегда учеником, осваивающим хорошие идеи». В его политике заметно ощутимое влияние китайского лидера Дэн Сяопина. Придя к руководству, этот великий реформатор старался наладить хорошие отношения со странами Запада. В экономике государства снижается роль идеологических принципов. Во всем мире становится популярным его правило: «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы ловила мышей». В стране реализуется политика реформ и открытости.
Жизненность вышеперечисленных взглядов великих мудрецов на государственность отчетливо прослеживается на примере сегодняшнего Узбекистана. В политике нашей страны, которая сформировалась в годы независимости и приобрела новое социальное значение в последние годы, чувствуется влияние жизненного опыта нашего народа, прошедшего проверку временем, следуя наставлениям великих ученых относительно управления государством и обществом. Президентская деятельность Шавката Мирзиёева началась с того, что он прислушался к народу.
Сегодняшний темп мирового развития таков, что трудно достичь высоких рубежей, не открыв широкий путь предпринимательству, бизнесу, не используя эффективно инновационные идеи и технологии. Поэтому решающими направлениями государственной политики на ближайшие шесть лет определены меры по либерализации экономики страны, дальнейшему усилению социальной защиты, обновлению основ образования, установлению добрососедских отношений.
В новой политике Узбекистана приоритет отдан принципу, вобравшему в себя вечную истину этой жизни, — «Интересы человека превыше всего». Призыв к тому, что государственные органы должны работать для людей, а не люди для государственных органов, нашел живой отклик у миллионов узбекистанцев, придав энергию и энтузиазм для созидательной работы.
За последние годы произошли ощутимые положительные изменения в системе общего, среднего специального и высшего образования. Решением главы государства реформирована система дошкольного образования, усовершенствована деятельность школ и академических лицеев, открыты зарубежные вузы, расширена квота приема в высшие учебные заведения, а материальная и моральная поддержка наставников-учителей способствует повышению их авторитета и статуса в обществе.
Были организованы творческие школы именитых поэтов и писателей, президентские школы, создана Аллея литераторов. По сути в жизни общества появляются новые взгляды, своеобразные подходы. Например, система профессионального обучения на этапе общего среднего образования адаптируется к требованиям рынка. В высшем образовании предпринимаются усилия по достижению единства теории и практики, обеспечению выпускников работой.
Перед нашей республикой стоит важная задача формирования нового образа страны, сочетающего в себе традиционные элементы и передовые инновации, национальную духовность и высокие технологии. Не будем забывать, что движущей силой, локомотивом процесса модернизации выступает личность. Страна имеет возможность сделать большие шаги в приоритетных сферах общества, восстановив славу наших предков. Глава государства постоянно акцентирует внимание на то, что мы имеем огромный багаж традиций и достижений, прославляющих величие нашего народа, нашей страны.
В целях создания совершенной образовательной системы, готовящей конкурентоспособные кадры, отвечающие мировым стандартам, считаем целесообразным открытие научно-практических центров, изучающих опыт образовательной системы Китая, Японии, Сингапура, Малайзии. Создание в нашей стране творческой среды вселяет в соотечественников уверенность в формировании нового поколения ученых и изобретателей, духовных деятелей и просветителей, таких как Бухари, Термизи, Маргинани, Самарканди.
Время пробуждения
Критическое осмысление нашей жизни в годы независимости, анализ ошибок и недостатков, принятие новых стратегий действий с учетом потенциала и возможностей нашего народа, сближение государственных органов с простыми людьми воодушевляют современников, свидетельствуя о том, что в Узбекистане настало время пробуждения, которое принесет весомые плоды уже в ближайшем будущем.
В условиях обострения религиозных и межэтнических конфликтов в географически связанных между собой странах в Узбекистане воплощается в жизнь курс нашего Президента на взаимный диалог, практическое взаимодействие и укрепление добрососедства. Мы готовы сотрудничать со странами Центральной Азии на основе разумного компромисса по всем без исключения вопросам.
Руководители ряда стран в ходе своих визитов в Узбекистан воочию увидели результаты данной политики, убедившись в том, что национальные и общечеловеческие ценности являются приоритетом в нашей стране.
За последние шесть лет республика в полной мере продемонстрировала перед мировым сообществом свою доброжелательную внешнюю и гуманную внутреннюю политику. Отменены преграды недавнего прошлого, ограничивающие свободное передвижение людей, которые разделяли членов единой семьи, династии и нации, активизировано сотрудничество по вопросам защиты прав человека с национальными и международными негосударственными организациями, на основе принципов человеколюбия и всепрощения реализуются меры по направлению в здоровую среду оступившихся на жизненном пути граждан, а также возвращению на родину детей, оставшихся на чужбине без кормильца.
В этой связи государственный визит Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Сингапур имеет огромное значение на пути расширения двустороннего сотрудничества. Тот факт, что свой первый визит в 2023 году глава нашего государства совершил в Сингапур, свидетельствует о том, что развитию всесторонних отношений с этой страной уделяется особое внимание. Поскольку Сингапур является страной, достойной быть образцовой во всех отношениях, изучение и применение в новом Узбекистане ее богатого опыта соответствуют высоким целям и задачам, которые мы перед собой поставили.
Каландар АБДУРАХМОНОВ,
академик.
Рекомендуем
Популярное
- Состоялась неформальная встреча лидеров Узбекистана и Кыргызстана
- Доложено о планах в сфере финансового контроля
- С 20 января открывается железнодорожное сообщение из Ургенча в Кунград
- Минэнерго: в районе месторождения «М-25» проводятся работы по безопасному сжиганию газа
- По предварительным данным ЦИК Беларуси Александр Лукашенко побеждает на выборах президента
- Рассмотрены приоритетные задачи в сферах высшего образования и науки
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment