Тени прошлого и свет настоящего

Фото: А. Мухаммадов/Народное слово/
9 мая в нашей стране отмечается День памяти и почестей. В этот день мы чтим память сотен тысяч соотечественников, погибших во Второй мировой войне, выражаем уважение героям, вернувшимся с полей сражений. Вспоминаем и тех, кто был несправедливо обвинен, подвергся жестоким репрессиям, тех, кто умер в изгнании, тоскуя по родной земле.
Массовые репрессии осуществлялись на всей территории бывшего Союза, попиралось человеческое достоинство, жестоко подавлялось инакомыслие. В Узбекистане тысячи государственных деятелей, представителей интеллигенции, науки, культуры, религиозных ученых, военнослужащих, работников судебно-правовой системы, а также рабочих, дехкан и членов их семей стали жертвами политических преследований.
Места заключения охватывали обширные территории — от далекой Сибири до казахстанских степей. Расположенные в соседней республике лагеря, такие как Карлаг (Карагандинский лагерь) и АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины), стали местами страшных испытаний для людей, обреченных на нечеловеческие страдания. Среди заключенных были представители узбекской интеллигенции, их родные и близкие.
Мы не должны забывать об этом. Молодежь обязана знать историю, изучать ее и делать правильные выводы. Постановление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева «О расширении работы по изучению жизни и деятельности, увековечению памяти соотечественников, ставших жертвами политических репрессий» от 19 июля 2024 года служит восстановлению неизвестных страниц истории и их глубокому научному исследованию.
Память — это не только прошлое, но и духовная опора для справедливого и осознанного строительства будущего. Во время поездки представителей нашей редакции в музеи «Карлаг» и «АЛЖИР» в Казахстане произошел еще один экскурс в прошлое.
Когда говорит история
Много боли хранит казахстанская земля. Музеи «Карлаг» и «АЛЖИР» — отражение трагических страниц прошлого.
Карлаг — крупнейшая система лагерей, расположенных в окрестностях Караганды, по площади сравнима с территорией современной Франции. Здесь были лишены свободы, подвергнуты пыткам и казнены тысячи невинных людей. АЛЖИР был предназначен исключительно для женщин. Здесь содержались жены и матери врагов народа.
По словам члена-корреспондента Национальной академии наук Республики Казахстан, ректора Карагандинского университета имени академика Е. Букетова доктора юридических наук, профессора Нурлана Дулатбекова, эти музеи служат сохранению истории не только в документах, но и в человеческих сердцах. Они говорят правду жизни. Призывают нынешнее поколение не забывать прошлое и не повторять ошибок.
— Массовые политические репрессии первой половины XX века вошли в историю человечества как истребление тоталитарным режимом собственного народа, — подчеркивает Нурлан Дулатбеков. — После распада Советского Союза государства и народы начали обращаться к своему прошлому и стремиться к осмыслению последствий террора. Документы о Карлаге долгое время находились под грифом секретности. Лишь с открытием архивов многочисленные свидетели начали делиться своими воспоминаниями. Этот исторический процесс проливает свет на трагические страницы истории и способствует формированию новых научных подходов и концепций. Узники Карлага — это не только интеллигенция, сыгравшая важную роль в культуре и экономике Казахстана и всех бывших республик Союза, но и известные личности, оставившие след в истории.
Каждый экспонат — горькая правда
Посещение музеев «Карлаг» и «АЛЖИР» — это путешествие в прошлое, затрагивающее глубины сердца. Тюремные камеры, фальшивые суды, письма, полные страданий, поломанные судьбы. Каждый экспонат несет в себе историю, которая, казалось, оживала на глазах.
— Музей памяти жертв политических репрессий в поселке Долинка (музей «Карлаг») был создан в 2001 году с целью исследования и сохранения памятников истории Карлага, а также увековечения памяти жертв лагерей принудительного труда на территории Казахстана, — рассказывает сотрудница музея Елена Пыстина. — В настоящее время музей расположен в бывшем административном здании Карлага, построенном в 1933—1935 годах заключенными. Общая площадь зданий составляет свыше 3 тысяч квадратных метров. Посетителям представлены 20 экспозиционных залов, охватывающих темы «Голод в Казахстане», «История создания Карлага», «Хозяйственная деятельность лагеря», «Женщины и дети», «Депортация народов» и другие.
В постоянной экспозиции музея — архивные материалы по истории политических репрессий, письма, фотографии, личные дела заключенных, а также найденные в ходе экспедиций орудия труда и предметы быта. В коллекции хранятся произведения искусства, созданные узниками лагерей.
В подвале музея воссоздан следственный изолятор — тюремные камеры для мужчин и женщин, комнаты следователей, камера пыток и другие помещения. Здесь показаны условия содержания заключенных, порядок проведения допросов и оформления личных дел, дополненные фигурами заключенных, надзирателей и следователей.
Музей также ведет научно-просветительскую деятельность. В нем представлены работы казахстанских исследователей о политических репрессиях, подготовленные на основе архивных документов.
Регулярно организуются встречи с бывшими узниками Карлага и потомками жертв репрессий. В День памяти жертв политических репрессий и голода проводятся конференции, встречи и семинары. В экспозиционных залах оживают сцены из жизни узников. В течение года проходят выставки, составленные из фондов музея и частных коллекций. В фонде музея хранится около 15 тысяч экспонатов, из которых более 6 тысяч являются подлинными историческими предметами.
Фотографии и документы занимают особое место в экспозиции и фондах музея, так как это немые свидетели лагерной жизни. Например, газета «Путевка» 1931 года, казахская газета «Jana Jol», изданная в 1932 году на латинице, дневники заключенных — одни из самых ценных экспонатов.
Кроме того, в музее хранятся уникальные произведения депортированных художников П. Реченского, Л. Андреюка и Л. Гамбургера, предметы быта казахского народа 1920—1930 годов, изделия, сшитые заключенными, музыкальные инструменты, оборудование, произведенное заключенными на ремонтно-механическом заводе, личные вещи и множество других уникальных экспонатов.
Число посетителей музея увеличивается с каждым годом. Интерес к нему проявляют не только граждане Казахстана, но и гости из ближнего и дальнего зарубежья.
Сломанные судьбы женщин
Экспозиция музея «АЛЖИР» рассказывает о горькой доле женщин, лишенных любви, материнства и самой жизни. В этом зловещем месте в разные годы содержалось более 18 тысяч женщин. Их вина заключалась в том, что их мужья или дети были объявлены врагами народа.
Среди узниц были жены и родственницы многих государственных и политических деятелей. Например, в АЛЖИРе содержались женщины из семьи маршала Тухачевского, обвиненного в измене и расстрелянного, жена писателя Бориса Пильняка — Кира Андроникашвили, мать писателя Юрия Трифонова — Евгения Лурье, а также матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой.
В тюрьме содержались даже совсем маленькие дети. Тяжело видеть хранящиеся в музее детские вещи, фигурки, изображающие невинных малышей-заключенных, читать истории о них.
Сотрудница музея Гаухар Ризалиева подчеркивает, что мемориальный комплекс-музей «АЛЖИР» — это историческое место, посвященное памяти жертв политических репрессий времен тоталитарного режима. Оно показывает, к чему может привести слепая политика насилия.
Здание музея выполнено в форме усеченного конуса — своего рода сосуд, хранящий скорбь. В нем нет окон, свет проникает сверху, словно приподнимая завесу тайны. Вход — через тоннель, на стенах которого отражены исторические события периода политических преследований.
Мемориальный комплекс включает в себя несколько объектов. «Вагон Сталина», или «красный вагон», использовался для перевозки арестованных и депортированных. Скульптура «Арка скорби» наполнена символами: изображенная женщина скорбит по погибшему мужу и потерянным детям. Посетители, проходя под аркой, склоняют головы, отдавая дань памяти жертвам трагических лет.
Вокруг комплекса размещены памятные таблички, установленные посольствами иностранных государств, в честь женщин 62 национальностей, находившихся в заключении в АЛЖИРе.
Композиция «Безысходность и беспомощность» символизирует утрату пути к свободе и отчаяние, «Борьба и надежда» представляет женщину, мечтающую о свободе, стремящуюся разорвать клетку заключения через поэзию, красоту и творчество. Стела «Слезы» посвящена всем, кто пережил ужасы лагерей. На ней изображены карта ГУЛАГа и названия 11 лагерей системы Карлага, располагавшихся на территории Казахстана. Слезы женщин и детей за колючей проволокой — трагический символ судеб узниц АЛЖИРа и их потомков.
В бараке жили женщины, признанные «социально опасными и склонными к антисоветским действиям». В нем воссоздана диорама сцены, где у узниц АЛЖИРа отнимают детей. «Сад Алаш» занимает площадь 1,5 гектара — фруктовый сад, который посадили заключенные лагеря, сейчас восстанавливается. На стене памяти высечены имена более 7 тысяч женщин, отбывавших наказание в АЛЖИРе.
Человек, пришедший в этот музей, не просто наблюдает историю — он чувствует ее каждой клеточкой своего тела.
Диалог с наследием
Каждый шаг в музеях «Карлаг» и «АЛЖИР» — это разговор с прошлым. Эти места напоминают, что мир и свобода достались непросто, что за нынешние счастливые дни были отданы жизни тысяч людей.
В Узбекистане история переосмысляется, раскрываются темные страницы тоталитарного прошлого. Уделяется внимание увековечению памяти предков, ставших жертвами репрессий, которым мы обязаны независимостью, свободой, мирной и благополучной жизнью. Их деятельность и наследие тщательно изучаются и популяризируются.
В 2021—2024 годах Верховным судом Республики Узбекистан были реабилитированы более 1 200 жертв политических репрессий.
Государственный музей памяти жертв репрессий, его региональные филиалы, а также Государственный музей наследия джадидов регулярно пополняются тематической информацией, вещественными доказательствами, документами и другими важными экспонатами.
Воздвигнуты величественные памятники, созданы музеи и творческие школы, посвященные выдающимся просветителям прошлого — Бехбуди, Авлони, Исхокхону Ибрату, Фитрату, Чулпану, Кадыри. Ведутся научные исследования, создаются художественные и документальные произведения, направленные на восстановление имен безвинно пострадавших соотечественников, изучение и донесение их наследия до широкой общественности.
Знание истории периода репрессий крайне важно. Новое поколение сможет глубже осознать ценность свободы и мира. Народ, который обратился к прошлому и извлек из него уроки, способен правильно определить свой путь. Он будет бороться за мир, согласие, независимость, честь и достоинство, уверенно шагать к благополучной и счастливой жизни.
Нурлан УСМАНОВ,
«Народное слово».
Ташкент — Астана —
Караганда — Ташкент.
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- В Узбекистане на 10 процентов повысят зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment