Стройки новые,а правила старые

11:11 21 Ноябрь 2018 Общество
2053 0

Узбекистан переживает настоящий строительный бум. Кардинально меняется внешний облик городов и сел. Строительный комплекс в республике становится определяющим в развитии экономики. По данным Госкомстата, за первое полугодие общая сумма выполненных строительных работ по стране превысила 1,4 триллиона сумов, что на 9,1 процента больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Однако при этом в строительстве сталкиваются с массой проблем, что тормозит развитие отрасли.

Действительно, как можно работать и соответствовать современным требованиям, если, к примеру, по сей день в стране действует 337 строительных норм и правил, часть которых разработана еще в 60—70-х годах прошлого века. И если все еще следовать одной из таких норм, то учебные заведения должны быть оснащены… фильмоскопом, рулонными диафильмами и допотопными бытовыми кондиционерами БК-2500, которые производили в Баку.

Или вот еще пример. В эпоху, когда в отрасль активно приходит искусственный интеллект, а робот компании «Fastbrick Robotics» способен выкладывать до одной тысячи кирпичей в час, в 20 раз быстрее человека, наш Сборник сметных ресурсных норм на эксплуатацию строительных машин и механизмов предусматривает применение кранов на гусеничном ходу, которые уже устарели и не используются из-за больших затрат.

За все эти годы в строительном секторе сложилась ситуация, когда передовые рыночные инструменты не внедрялись, сохранялось большое количество разных государственных функций. Требования многих норм оставались только на бумаге, а на деле их не выполняли. Тормозилось применение инновационных проектных решений и новых научно-технических разработок. Как результат  страна занимает 134-е место из 190 стран по международному индикатору «Получение разрешений на строительство».

— Действительно, в сфере строительства еще сохраняется большое количество государственных надзорных функций, — комментирует ответственный сотрудник Администрации Президента Ильхом Тагаев. — В отрасли не уделяется достаточно внимания внедрению современных рыночных механизмов регулирования. Примером могут служить устаревшие строительные нормы и правила. Так, в жилищном строительстве до сих пор есть требования по этажности зданий. В сельской местности это два этажа, а в городах — четыре. Хотя на деле мы видим, что дома и на селе, и в городах строятся намного выше. 

Прекрасно понимая, к чему приводит нынешнее состояние дел, Президент подписал Указ «О дополнительных мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере 
строительства». Документ с учетом накопившихся вопросов получился объемный, предусматривающий поэтапное реформирование сферы. Он включает масштабную инвентаризацию всех существующих норм, совершенствование государственного регулирования, улучшение системы образования и многое другое. 

Вот лишь несколько положений. С декабря нынешнего года экспертиза смет проектов строительства станет обязательной для всех объектов строительства, кроме тех, что строятся за счет прямых инвестиций, включая иностранные. Предусмотрено, что участвовать в приемке построенных объектов теперь будут инспекция по контролю в сфере строительства, органы кадастра, представители заказчика и подрядчика. С этой же даты разрешается, создавая консорциум между подрядными и проектными организациями, реализовывать проекты на условиях «под ключ» методом «fast-track». Нужно учитывать, что участ¬ники консорциума будут ответственны за качественное и своевременное выполнение работ. 

Второй этап начинается с 1 января 2019 года.  С этого момента  сертификаты на осуществление проектной и строительной деятельности, выданные уполномоченными органами стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития, признаются и в Узбекистане. Каждый хоким несет персональную ответственность за своевременное и целевое выделение земельных участков для строительства, производство строительно-монтажных работ без привязки к утвержденным генеральным планам. С нового года расходы из-за неправильного выделения земельных участков для строительства будут возмещать за счет средств местных бюджетов с последующим взысканием с виновного лица в регрессном порядке.

Указом главы государства меняются и требования выдачи разрешения для занятия строительством. То есть с 1 марта 2019 года сертификация специалистов в сфере проектирования и строительства осуществляется Ассоциацией инженеров-консультантов Узбекистана, а заниматься проектированием разрешается при наличии в штате не менее двух инженеров, имеющих соответствующий сертификат и работающих на постоянной основе. Авторский и технический надзор является обязательным на всех этапах строительства, его проводит автор проекта, заказчик или привлеченный эксперт. Помимо этого, указано, что авторский надзор, технический надзор и строительную инспекцию объектов строительства осуществляют только физические лица, сертифицированные в установленном порядке.

— Сейчас лицензионно-разрешительная система в строительстве является серьезным барьером для субъектов предпринимательства по вхождению на рынок, по оказанию соответствующих услуг, что влияет на объемы и темпы развития строительной отрасли, — говорит начальник управления Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан Баходир Беков. — В связи с этим указом предусмотрено пересмотреть лицензии и документы разрешительного характера с тем, чтобы максимально сократить инструменты регулирования, оптимизировать процедуры лицензирования и перевести лицензии в сферу сертификации и аккредитации.

Кроме того, с 1 января 2020 года объекты жилищного строи¬тельства в обязательном порядке подлежат оснащению энергоэффективным и энергосберегающим оборудованием.  Также устанавливается требование о получении паспорта энергетического аудита до приемки в эксплуатацию. Как мы уже отмечали, ключевая часть документа — это инвентаризация национальных строительных норм и гармонизация с международными стандартами. На это отведено три года.  В 2019 году пересмотрят 120 государственных строительных стандартов, технических регламентов, строительных норм и правил, в 2020-м — 196, а в 2021 году — 149. 

— Положительным моментом я назвал бы еще и то, что зарубежные строительные и проектные организации, которые имеют международные сертификаты и разрешительные документы у себя на родине, могут осуществлять проектирование и застройку в Узбекистане без дополнительных разрешений, — отмечает представитель девелоперской компании Азиз Давранбеков. — Наряду с этим сметная часть проектно-сметной документации не будет проходить экспертизу, если она осуществляется за счет частных негосударственных средств.   

Реформы затронут и нормативную базу технического регулирования строительной сферы. Так же, как и предыдущие, они будут проходить поэтапно.  

В первый, подготовительный период — в 2019—2021 годы будут пересмотрены действующие отечественные правила и адаптированы зарубежные нормативно-технические документы. Они войдут в практику во втором, переходном периоде — в 2022—2026 годы. Результатом завершающего периода станет создание единой нормативной базы технического регулирования строительной отрасли.
По словам Ильхома Тагаева, основной целью намеченных мер является переход к параметрическому методу в строительной отрасли, что подразумевает определение конечной цели в зависимости от функционала объекта, а методы и достижение этой цели остаются на усмотрение проектировщиков и строителей.

И это еще не все. Образовательные программы по данному направлению будут пересмотрены. Стажировка профессорско-преподавательского состава за рубежом станет обязательной. 
А до 1 мая 2019 года будет разработан проект Градостроительного кодекса в новой редакции.

Подводя итог, можно утверждать, что главой государства заложен прочный фундамент для перехода отечественного строительного комплекса на качественно новый уровень развития.

Подготовлено по материалам Информационно-аналитического
мультимедийного центра при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz  


 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.