Прочный правовой гарант благополучной жизни

Фото: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса рассмотрен вопрос о проведении референдума по проекту Конституционного закона Республики Узбекистан «О Конституции Республики Узбекистан». В мероприятии приняли участие чрезвычайные и полномочные послы иностранных государств в нашей стране, руководители представительств международных организаций.
Учтены предложения, международные стандарты и передовой зарубежный опыт
На заседании отмечено, что в ходе всенародного обсуждения проекта Конституционного закона поступило 222 715 предложений, на основе которых дорабатывался и совершенствовался проект. Каждое четвертое предложение нашло отражение в проекте.
При подготовке проекта Конституционного закона тщательно проанализированы более 400 международных документов и конституции около 190 стран. Проект получил высокую оценку международных экспертов и специалистов как документ, воплощающий в себе все общепризнанные нормы международного права.
Как было заявлено на заседании, количество статей Конституции увеличилось с нынешних 128 до 155, норм — с 275 до 434. Соответственно, обновлено 65 процентов текста Основного закона исходя из предложений сограждан, положения о правах и свободах человека увеличились в три с половиной раза, следовательно, есть все основания для принятия проекта в качестве Конституции в новой редакции.
Обновляемая Конституция объединяет все общество вокруг идеи построения развитого государства — нового Узбекистана, учитываются интересы всех слоев населения. В разработке проекта активно участвовали широкая общественность, политические партии, общественные организации, представители экспертных и научных кругов, интеллигенция, таким образом проект становится народной Конституцией.
Выступившие подробно остановились на каждой из основных поправок в Конституцию, обменялись мнениями. В частности, лидеры фракций политических партий особо подчеркнули, что их предложения, исходившие из партийных программ и целей, нашли свое отражение в проекте Основного закона.
Узбекистан — суверенное, демократическое, правовое и социальное государство
В качестве прочной правовой основы и надежной гарантии долгосрочного развития страны, благополучной жизни народа указано, что Узбекистан является «суверенным, демократическим, правовым и социальным государством», и что эти принципы не могут быть изменены.
В основе этих конституционных положений лежат такие важные ценности, как сохранение и дальнейшее укрепление независимости, передача будущим поколениям свободной и процветающей страны, следование путем реформ, направленных на интересы народа, верховенство закона и справедливости, внимание и заботу о людях. Эти ценности укрепляются как краеугольные камни государственности.
Сильная социальная защита и забота о нуждающихся
В проекте Конституции предусмотрено, что государство возьмет на себя ряд новых обязательств по сокращению бедности, обеспечению занятости и защите от безработицы. В целом нормы, содержащие социальные обязательства государства, увеличиваются втрое.
Например, гарантируется, что 2,2 миллиона малообеспеченных семей получат финансовую помощь от государства. Это соответствует 25 процентам от общего числа семей, которым ежегодно выделяется 11 триллионов сумов.
Депутаты отметили, что закрепление в Конституции права каждого гражданина на жилье и поощрение государством жилищного строительства обеспечит прочную основу для достижения этих целей. Так, в прошлом году созданы условия для получения новых квартир 50 тысяч семьям. В этом году такую возможность будут иметь 90 тысяч, в ближайшие два-три года планируется расселить 200 тысяч семей.
Впервые на государство возлагается обязательство принимать меры по повышению качества жизни социально нуждающихся категорий населения, по созданию условий для полноценного участия людей с инвалидностью в жизни общества и государства, реализации своих прав.
Государство обязуется создавать условия для полноценного использования людьми с инвалидностью социально-экономических и культурных объектов и услуг, оказывать им помощь в трудоустройстве и получении образования, что является ярким выражением принципа социального государства.
Усилены гарантии прав и свобод человека
Высшей обязанностью государства определяется обеспечение прав и свобод человека. Согласно вводимым нормам, возникающие в законодательстве неясности между гражданином и органами государственной власти будут толковаться в пользу гражданина, а правовые меры должны быть достаточными и соразмерными. Эти правила обеспечивают приоритет прав человека, повышают ответственность государственных органов при выполнении своих обязанностей с соблюдением прав человека, предотвращают применение излишних мер в отношении граждан.
В проекте Конституции закреплены гарантии личных прав и свобод человека в соответствии с самыми передовыми международными стандартами. В частности, лицо не может быть задержано более чем на 48 часов без постановления суда, а если законность и обоснованность задержания не доказана в суде, лицо подлежит немедленному освобождению (институт «хабеас корпус»), а при задержании должны быть понятным языком разъяснены его права и основания задержания («правило Миранды»). Кроме того, закрепляется право обвиняемого и подсудимого не свидетельствовать против себя, иными словами, «право молчания». Эти положения гарантируют неприкосновенность личной свободы и недопущение незаконного задержания людей.
Впервые устанавливается, что право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, электронных сообщений и иных сообщений может быть ограничено только по решению суда. В настоящее время этой прерогативой обладает прокурор, а передача полномочия судам станет принципиальным поворотом в обеспечении неприкосновенности частной жизни и конституционных прав личности.
Закрепляемая в Конституции гарантия о том, что права родственников не могут быть ограничены на основании судимости, означает, что лицо не несет ответственности за ошибки, совершенные его родственниками.
Полностью отменен принудительный труд, на протяжении многих лет негативно влиявший на международный имидж нашей страны. Тот факт, что запрет любого детского труда, отрицательно влияющего на развитие детей, прописан непосредственно в Основном законе, является гарантией того, что это зло останется в истории.
Расширяется круг конституционных прав и свобод
В проекте Конституции значительно расширены права и свободы человека. В частности, сфера конституционных прав дополняется такими, как экологические права, охрана здоровья, гендерное равенство, свободное передвижение, свободный выбор места проживания, беспрепятственный выезд из страны и возвращение, использование сети Интернет, защита персональных данных, высшее образование, бесплатная юридическая помощь, равенство в доступе к государственной службе, владение жильем и получение компенсации при его лишении, конфиденциальность банковских операций и счетов, внесение законодательных предложений.
Включение в Основной закон таких прав, как работа в благоприятных условиях, получение справедливой заработной платы, право на отдых, получение гарантированного объема медицинской помощи за счет государства, осуществление общественного контроля в сфере градостроительства, бюджетирования, будет способствовать дальнейшему укреплению экономической и социальной защиты граждан.
Принцип «Во имя достоинства человека» должен быть главным критерием в Конституции, законах и деятельности государственных органов. По этой причине проектом Конституции устанавливается, что человеческое достоинство и честь неприкосновенны и ничто не может быть основанием для их попрания.
Доступ к образованию, статус учителя
Нормы о предоставлении высшим учебным заведениям академической свободы, праве получения бесплатного высшего образования за счет государства на конкурсной основе, поддержке негосударственных образовательных организаций создают возможность молодому поколению улучшить свою жизнь, реализовать мечты, найти место в жизни и развивать свою личность, овладев современными специальностями.
За последние шесть лет количество вузов в Узбекистане увеличилось с 77 до 210, прием в них возрос в пять раз, число студентов увеличилось на один миллион, охват высшим образованием с девяти процентов достиг 38 процентов. Количество государственных грантов также увеличилось вдвое.
Организация инклюзивного образования и воспитания детей с особыми потребностями в образовательных организациях, направление их на обучение в общеобразовательные и другие школы являются практическим воплощением принципа приоритета человеческого достоинства в новом Узбекистане.
Проектом Конституции также устанавливается, что государство создает условия для развития дошкольного образования и воспитания, а начальное профессиональное образование является бесплатным. Депутаты отметили, что за последние шесть лет охват детей детскими садами увеличился с 27 до 70 процентов, а вносимые в Конституцию новые нормы позволят достичь новых целей в этом направлении.
Подчеркнуто, что норма о защите чести и достоинства учителей, забота об их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте служат дальнейшему повышению социального статуса и репутации учителей в обществе, играющих ключевую роль в развитии страны.
Права молодежи защищены
Вынесение вопроса о молодежи на уровень отдельной главы в Конституции является ярким свидетельством того, что молодежная политика выступает приоритетом в новом Узбекистане.
Депутаты подчеркнули, что более 18 миллионов узбекистанцев составляют молодые люди, а учитывая, что к 2040 году эта цифра достигнет 25 миллионов, важно включить в Конституцию отдельную главу, посвященную проблеме молодежи.
В ходе обсуждений подчеркнуто, что возложение на государство ответственности за обеспечение защиты личных, политических, экономических, социальных, культурных и экологических прав молодежи, поощрение ее активного участия в жизни общества и государства, создание условий для ее духовного, интеллектуального, творческого, физического и нравственного развития, реализации своих прав будет способствовать тому, что молодежь полноценно проявит себя в жизни.
Конкурентоспособность экономики и частного предпринимательства
В обновляемой Конституции создается прочная основа для формирования истинно свободной рыночной экономики за счет усиления гарантий предпринимательской деятельности, развития рыночных отношений, создания условий для добросовестной конкуренции, обеспечения благоприятного инвестиционного и делового климата, установления системы справедливого налогообложения, ограничения монополистской деятельности.
Благодаря создаваемым широким возможностям количество субъектов предпринимательства за последние шесть лет увеличилось в шесть раз и достигло двух миллионов. Число предпринимателей, чьи доходы превысили миллион долларов, составляет 26 тысяч, а доходы 220 предпринимателей достигли 100 миллионов долларов.
В проекте закрепляется норма, согласно которой государство гарантирует защиту прав собственности и смежных прав, а ограничение права собственности осуществляется только на основании решения суда. Гарантировано свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых средств. Отмечалось, что это создаст прочную правовую основу стабильного роста экономики и свободной деятельности предпринимателей — опоры нашей благополучной жизни.
Сохранение природных богатств, забота об окружающей среде
В качестве обязательного условия повышения качества жизни и улучшения здоровья населения в проекте Конституции предусматриваются комплексные меры по охране окружающей среды.
Депутатами отмечено, что за последние три года поступило 15 тысяч обращений жителей, недовольных строительством. Только в Ташкенте судами приостановлены строительные работа на более 200 объектах. Количество автомобилей увеличилось на 1,3 миллиона, ежегодно атмосферу загрязняют 2,2 миллиона тонн промышленных и транспортных выбросов, что свидетельствует об актуальности вопроса.
В связи с этим государство реализует меры по оздоровлению, восстановлению и охране окружающей среды, поддержанию экологического баланса, создает условия для общественного контроля в сфере градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и предотвращения вредного воздействия на окружающую среду. При этом определяется ответственность правительства в сфере охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия и борьбы с изменением климата.
Конституционная норма о том, что генеральные планы городов должны быть вынесены на общественное обсуждение, позволит решать подобные вопросы совместно с населением.
Депутаты подчеркнули, что эти нормы, закладываемые в Конституцию, обретают важность сейчас, когда природные запасы сокращаются, глобальное изменение климата, экологические и природоохранные проблемы угрожают будущему человечества.
СМИ и институты гражданского общества: широкие возможности и надежная защита
В проекте Конституции гарантируется свобода деятельности средств массовой информации, их право искать, получать, использовать и распространять информацию.
Депутаты заявили, что воспрепятствование или вмешательство в деятельность средств массовой информации и журналистов, доводящих голос и мнение народа до сведения широкой общественности и государственных органов, станет поводом для привлечения к ответственности, что повысит свободу слова и информации.
В проект Конституции впервые включается отдельная глава об институтах гражданского общества и о гарантиях их деятельности, что послужит прочной основой для укрепления атмосферы открытости, прозрачности и законности в обществе, диалога между государством и обществом, установления сильного общественного
контроля.
Эффективное и компактное госуправление
Обновляемая Конституция нацеливает на создание сильного парламента, компактного и ответственного правительства, а также независимой и справедливой судебной системы для построения служащего народу государства.
Система государственной власти едина и целостна, и модернизация одной ветви власти требует реформирования и других ее ветвей. Соответственно пересматриваются полномочия палат парламента с целью обеспечения эффективного функционирования системы сдержек и противовесов между ветвями.
Согласно реформе, значительно расширяются полномочия Законодательной палаты и Сената, устраняется дублирование в работе двух палат, четко определяются зоны их ответственности. В частности, абсолютные полномочия Законодательной палаты увеличиваются с нынешних пяти до 12, Сената — с 14 до 18.
Такие полномочия, как рассмотрение и утверждение кандидатуры Премьер-министра, контроль за исполнением Государственного бюджета и рассмотрение отчета Счетной палаты, переданы в ведение избирающейся непосредственно народом Законодательной палаты. Это изменение полностью соответствует представительному характеру нижней палаты и передовому зарубежному опыту.
Как отмечалось на заседании, в целях укрепления дисциплины, ответственности и оперативности в деятельности органов исполнительной власти в центре и на местах, а также с учетом передового зарубежного опыта утверждается порядок назначения Премьер-министра на должность после внесения Президентом его кандидатуры в Законодательную палату и одобрения народными избранниками. Перед внесением кандидатуры Премьер-министра в Законодательную палату Президент проводит консультации с фракциями всех политических партий.
По действующей системе рассмотрение кандидатуры на должность Премьер-министра зависит исключительно от волеизъявления партии или партий, получивших наибольшее количество голосов на выборах в Законодательную палату. Согласно предложенной процедуре, будет обеспечено участие фракций всех политических партий не только в рассмотрении кандидатуры на должность Премьер-министра, но и формировании всего правительства. Таким образом, процедура обретет еще более демократичное содержание.
Определение права Законодательной палаты вносить предложение Президенту об увольнении министра, работа которого признана неудовлетворительной, служит повышению подотчетности членов правительства перед народными избранниками.
Исходя из новых задач, поставленных перед Сенатом, в целях превращения его в компактную, служащую народу палату, представляющую интересы регионов, в проекте Конституции также закреплены ее полномочия по содействию местным Кенгашам народных депутатов.
Эти конституционные нормы соответствуют приоритетам Стратегии развития нового Узбекистана и духу административной реформы, четко разграничивают полномочия палат парламента, устраняют дублирование в их деятельности, оптимизируют параллельные функции, обеспечивают эффективное функционирование Олий Мажлиса как единого интегрированного органа.
При этом, как подчеркивалось, число членов верхней палаты будет сокращено с нынешних 100 до 65 при сохранении равного представительства регионов путем выборов по четыре сенатора из каждого региона, число назначаемых Президентом сенаторов — с 16 до 9. Это позволит гармонизировать деятельность Сената Олий Мажлиса с сутью административных реформ.
Также отмечено, что законы, вносимые нижней палатой парламента, должны быть рассмотрены в Сенате в течение 60 дней, и, если этот срок истечет, закон считается одобренным и направляется на подпись Президенту.
Контрольные функции парламента
Усиливаются совместные полномочия палат Олий Мажлиса, а в проекте Конституции отдельно закреплен институт парламентского расследования, являющегося важной формой парламентского контроля.
В целях укрепления влияния, места и роли Олий Мажлиса в жизни общества некоторые полномочия Президента передаются парламенту.
В частности, внедряется практика рассмотрения кандидатур на пост Генерального прокурора и главы Счетной палаты сначала Сенатом, а затем назначения Президентом, а также избрания Сенатом глав антимонопольных и антикоррупционных органов.
В целях усиления парламентского контроля за деятельностью спецслужб вводится процедура, при которой кандидат на пост главы Службы государственной безопасности сначала рассматривается Сенатом, а затем назначается Президентом.
Для обеспечения подлинной независимости судебной власти внедряется система избрания Сенатом всех членов Высшего совета судей.
Принцип разделения власти на местном уровне
Отмечено, что реализация принципа разделения властей на местном уровне и упразднение практики, согласно которой хоким возглавляет Кенгаш народных депутатов, станут логическим продолжением модернизации системы государственного управления.
Выступившие на заседании подчеркнули, что реализация данного принципа на местном уровне (с 2024 года для областных Кенгашей, с 2026 года — для районных) станет логическим продолжением проводимых в стране административных реформ, усилий по обновлению системы государственного управления.
Эти изменения в сфере государственного управления на местах будут способствовать демократизации всей системы государственной власти, последовательной реализации принципа разделения властей, созданию основ подлинно народной государственности.
Махалля — голос народа
В проекте Конституции предусмотрено наделить махалли полномочиями по принятию решений по повседневным проблемам жителей, создать для этого организационные и финансовые возможности, что будет служить повышению подотчетности, прозрачности, эффективности принятия решений государственной властью и ее результативности.
Независимость и эффективность судебной системы
При обсуждении подчеркивалось, что изменения, вносимые для усиления гарантий независимости судов, неприкосновенности судей и неподотчетности по конкретным делам, обеспечения их безопасности, станут важной гарантией полного и независимого осуществления правосудия.
Депутаты отметили, что конституционная норма о том, что финансирование деятельности судов должно осуществляться только из Государственного бюджета и что оно должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия, будет способствовать формированию действительно справедливой и независимой судебной системы и обеспечению беспристрастности судов.
Предоставление гражданам права на обращение в Конституционный суд по поводу конституционности примененного к ним судом закона является новым механизмом защиты их прав и законных интересов.
Завтра работа заседания будет продолжена.
Информационный центр
Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- В Узбекистане на 10 процентов повысят зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment