Применение "Руководства Фраскати" в науке и образовании

16:58 31 Май 2022 Общество
2601 0

Фото: Иллюстративное

 

Основной целью разработки единых международных стандартов является обеспечение сопоставимости национальных статистических показателей. 
К числу международных стандартов, действующих в настоящее время в сфере измерения науки и технологии, относится «Руководство Фраскати» – международный стандарт сбора статистики в области научных исследований и разработок 

Это руководство было сформировано на основе методологических подходов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) международные стандарты, применяемые для мониторинга сфер науки и технологии, широко используются в практике развитых и ряда развивающихся стран мира, официальных документах ООН, ЕС, БРИКС и других международных организаций/объединений. 

Достигнутая степень гармонизации и стандартизации применяемых статистических показателей позволяет сопоставлять национальные научные комплексы, оценивать глобальные тенденции сфер науки и технологий, координировать государственную научную политику и готовить рекомендации по ее совершенствованию. 

Международные стандарты учета научно-технологической деятельности, включающие стандарты в статистике науки, технологий и инноваций (International standards for S&T and innovation statistics) – представляют собой комплекс рекомендаций ведущих международных организаций в области статистики науки, технологий и инноваций, обеспечивающих методологию их системного описания в условиях рыночной экономики и признанных в качестве международных статистических стандартов. Необходимость стандартизации статистики науки и ликвидации национальных различий в практике учета показателей первоначально возникла в процессе интеграции мирового хозяйства, развития экономического и научно-технического сотрудничества ведущих индустриальных государств. Быстрый рост ресурсов, выделяемых ими на научные исследования и разработки, потребовал развертывания работ по сбору и анализу соответствующей информации. 

В пятидесятых годах прошлого века за рубежом экономисты статистики стали уделять пристальное внимание к статистическим измерениям в сфере науки и технологий, формированию системы показателей, характеризующих состояние и развитие науки, а также изучению вопросов влияния научных достижений на экономику страны. Следует отметить, что в зарубежной практике первый опыт по формированию показателей статистики науки потребовал разработки единого международного стандарта в системе организации статистического наблюдения, формирования соответствующих статистических показателей в этой сфере, а также разработки единых методологических основ по определению и расчету этих показателей.

Стандартизация данных позволяет международным организациям регулярно проводить оценку и сопоставления индикаторов науки, технологий и инноваций в отдельных государствах, разрабатывать предложения по совершенствованию научно-технической и инновационной политики, развитию международного сотрудничества. Устранение существенных отличий методологии и практики отечественной статистики науки, технологий и инноваций от международных стандартов отвечает современным реалиям российской экономики и потребностям научно-технической и инновационной политики, позволяет обеспечить объективное отражение состояния этой сферы в современных условиях, оперировать едиными с мировым сообществом понятиями и подходами, создавая тем самым необходимую информационную базу для сотрудничества и инвестиций. 

Руководство фраскати в менеджменте науки и образования, социологии науки: стандартная методика (справочник), рекомендованная с конца 1980-х гг. для оценки отчетов о развитии исследовательских и экспериментальных работ, известная как «Руководство Фраскати». Указанное Руководство было применимо не только в естествознании и технике (NSE - Национальная фондовая биржа Индии), но также и в социальных и гуманитарных науках (SSH - сетевой протокол прикладного уровня, позволяющий производить удалённое управление операционной системой и туннелирование TCP-соединений.), хотя первые две ее версии касались только NSE. В социальных науках развитие экспериментальных работ можно определить, как процесс, который позволяет использовать знания, полученные в результате исследований, в действующих программах, включая демонстрационные пилотные проекты. Справочник, однако, позволяет выявить разницу между государствами в области SSH. 

Руководство Фраскати 1993 г. делит науки на шесть главных областей: естествознание, техника и технологии, медицинские науки, сельскохозяйственные науки, социальные науки и гуманитарные науки – в соответствии с «Рекомендациями по Международной стандартизации статистики и технологии» ЮНЕСКО 1978 г. Согласно этому руководству, социальные науки включают следующие дисциплины: психологию, экономику, образовательные науки (общее и специальное образование и др. смежные разделы) и др. социальные науки – антропологию (социальная и культурная), этнографию, демографию, географию (гуманитарная, экономическая и социальная), городское и государственное планирование, науки об управлении, право, лингвистику, политические науки, социологию, организационные проблемы и методы, разные проблемы социальных наук, а также междисциплинарную, методологическую и историческую деятельность, связанную с наукой и техникой (S&T). Физическая антропология, физическая география и психофизиология обычно относятся к естествознанию. Если главные научные разделы ясно определены, то конкретное их деление на подразделы оставлено на усмотрение этих стран.

«Руководство Фраскати» стало в 1963 г. первым документом, посвященным методологии статистики науки и инноваций. Оно было разработано и постоянно дополняется Группой национальных экспертов по показателям науки и техники, действующей в рамках ОЭСР. В настоящее время благодаря многочисленным инициативам организации, связанным с распространением практики пользования Руководством, последнее издание этого документа (1993 г.) стало основным международным стандартом. Документы из серии «Семья Фраскати» посвящены более конкретным методологическим вопросам изучения науки и инноваций.
Евростат разработал в 1969 г. первую редакцию «Номенклатуры для анализа и сопоставления научных программ и бюджетов», являющуюся основой для сбора данных о бюджетных ассигнованиях на научные исследования и для определения социально-экономических целей стран — членов Европейского сообщества (ЕС), обобщения данных и подготовки ежегодных докладов о государственном финансировании науки в ЕС.
ЮНЕСКО в 1978 г. одобрила «Рекомендации по международной стандартизации статистики науки и техники», в развитие которых в 1984 г. было опубликовано «Руководство ЮНЕСКО по статистике науки и техники» (документ постоянно дорабатывается с учетом опыта «Руководства Фраскати»).

«Руководство Фраскати» является ориентиром для приближения методологии исследования научно-технической деятельности различных государств к мировым стандартам, что позволит корректнее сопоставлять их данные с мировыми и европейскими.

Статистическое измерение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в развивающихся странах 

Статистический институт ЮНЕСКО побуждает все страны пользоваться «Руководством Фраскати» как международным стандартом для статистики НИОКР. Он занимается повсеместным распространением фраскатийской методологии, в том числе популяризует ее основные дефиниции в своих инструктивных материалах по проведению опросов в сфере НИОКР, и обсуждает детали ее применения на семинарах. Как отмечалось в предыдущем докладе, в 2012 году Институт подготовил технический документ под названием «Статистическое измерение НИОКР: задачи развивающихся стран», что привело к опубликованию электронного приложения к предыдущему изданию «Руководства Фраскати», посвященного измерению НИОКР в развивающихся странах. Разбор конкретных вопросов в этом приложении был оформлен в виде обращенных к статистикам из развивающихся стран предложений о том, как применять «Руководство» в их специфической ситуации. При пересмотре «Руководства» рекомендации из этого приложения перекочевали в основные разделы документа. Институт приложил значительные усилия для обеспечения того, чтобы пересмотренное «Руководство» отражало нужды и особенности развивающихся стран: его представители присутствовали на семинарах и совещаниях, сопровождавших пересмотр документа, входили в состав ряда редакционных групп и высказывали замечания по проектам глав.

В 2014 году Институт опубликовал практическое руководство по порядку проведения опросов в сфере НИОКР, которое адресовано странам, причем в первую очередь тем, которые только начинают статистически измерять НИОКР или хотят им заниматься. В этом руководстве не только разбираются общие вопросы, возникающие при сборе данных, но и предлагаются модель управления проектами, посвященными проведению опроса по НИОКР, и типовые вопросники для всех применимых секторов. Страны могут скачивать типовые вопросники, приспосабливать их под свои нужды и пользоваться ими в своей опросной практике. 

Методологические сдвиги в статистическом измерении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и прочей смежной деятельности.

 Изначально «Руководство Фраскати» было написано национальными экспертами из стран — членов ОЭСР, занимавшимися сбором и опубликованием национальных данных о НИОКР, и им же и предназначалось. Однако с течением времени оно превратилось в стандарт для проведения обследований и сбора данных по НИОКР не только в странах ОЭСР и Европейского союза, но и в других государствах — членах Организации Объединенных Наций, особенно благодаря опросам по научно-технической сфере, проводимым Статистическим институтом ЮНЕСКО. В 2013 году был начат процесс пересмотра «Руководства Фраскати», который завершился в 2015 году опубликованием его седьмого издания. В этом издании разбираются различные вызовы, возникающие при сборе, интерпретации и международном сопоставлении данных о НИОКР, обобщаются удачные наработки и предлагаются более четкие и более простые в следовании ориентиры, которые в целом применяются сейчас странами ОЭСР и другими странами. 
Пересмотр понятия «научно-техническая деятельность», которое было утверждено ЮНЕСКО в 1978 году. 

Согласно изначальному определению, такая деятельность включает «научные исследования и экспериментальные разработки», «научно-техническое образование и подготовку» и «научно-технические службы». Если содержание НИОКР пересматривалось вслед за регулярным обновлением «Руководства Фраскати», где изложена методика его статистического измерения, то содержание двух других компонентов научно-технической деятельности (образование и подготовка плюс услуги) с 1978 года не обновлялось. Звучали голоса в пользу пересмотра этих двух компонентов по ряду причин. Процесс пересмотра концепции начался с научно-технических услуг, чему предшествовала занявшая три года выработка различных предложений в тесной консультации с национальными специалистами по статистическому измерению и оформлению научно-технической деятельности. Подготовлен проект технического документа о статистическом измерении научно-технических услуг, в котором предлагаются пересмотренные и обновленные ориентиры. Сейчас по этому проекту ведутся глобальные консультации с целью получить окончательный отзыв национальных и региональных экспертов, а опубликован документ будет в 2018 году. В 2018 году начнется также работа над пересмотром оставшегося компонента понятия «научно-техническая деятельность», т. е. «научно-технического образования и подготовки», и общей дефиниции такой деятельности.

Составление тематического перечня научно-технических и инновационных показателей к целям в области устойчивого развития.

Институт занимался составлением тематического перечня научно-технических и инновационных показателей к целям в области устойчивого развития. Чтобы лучше отразить роль науки, техники и инноваций в осуществлении Повестки дня на период до 2030 года, нужно располагать более полным набором информации, чем это предусматривается сейчас базовыми параметрами целей: он позволит получить более широкое и детальное представление о научно-технических и инновационных компонентах целей и сопутствующих им задач, а также об обязательствах в области науки, техники и инноваций, взятых в АддисАбебской программе действий третьей Международной конференции по финансированию развития. Исходя из этого, Институт возглавил процесс выработки таких показателей. В настоящее время оформляется первоначальное предложение по этим показателям, которое намечено вынести на следующий уровень консультаций в 2018 году. Главным итогом этого процесса станет тематический перечень показателей, сопровождаемый техническими рекомендациями относительно порядка их сбора или компоновки, что будет иметь важное значение для стран, выполняющих национальные оценки. Кроме того, это позволит применять комплексный подход ко всем аспектам науки, техники и инноваций, получить средство популяризации науки, техники и инноваций, и привлечения к ним внимания, снабжать руководство информацией о том, на чем сосредоточить усилия по достижению целей в области устойчивого развития, и указать участки, где сильнее всего ощущается необходимость в наращивании потенциала.


Диана АБДУМУМИНОВА,  
Заведующий сектором «Наукометрии»

в Центре научно-технической информации

при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.