Правовая база модернизации

09:31 26 Октябрь 2022 Политика
308 0

Фото: Пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса

 В Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось пленарное заседание. Депутаты обсудили ряд законопроектов, предварительно рассмотренных на заседаниях фракций, заслушали информацию министерств и ведомств о реализации государственных программ.

Технологии полива

Депутаты нижней палаты парламента рассмотрели ответ министра водного хозяйства Ш. Хамраева на парламентский запрос Законодательной палаты об обеспечении рационального использования водных ресурсов.

На основе указов и постановлений главы государства, направленных на развитие отрасли, ведется модернизация объектов водного хозяйства, широкое внедрение цифровых технологий, рыночных принципов и механизмов. В этом году на полив направлено 30 миллиардов 273 миллиона кубометров воды. Благодаря этому орошено 14,3 миллиона гектаров, в том числе 3,8 миллиона гектаров хлопковых, 3,1 миллиона гектаров зерновых полей, 6,2 миллиона гектаров других культур. Обеспечена промывка 1,2 миллиона гектаров почвы. За счет эффективного управления водными ресурсами, внедрения водосберегающих и цифровых технологий, проведения ирригационных мероприятий, лазерной планировки земель сэкономлено 5,5 миллиарда кубометров поливной влаги.

Установлено 145 насосов, 262 электродвигателя, 710 приборов контроля количества воды в режиме онлайн, 4 279 светодиодных ламп, 84 конденсаторных прибора, 53 преобразователя частоты и 70 солнечных батарей, отремонтировано 2 116 насосных агрегатов и 1 125 оросительных колодцев. В результате часовая экономия электроэнергии достигла 132 миллионов кВт.

На 2 140 объектах водного хозяйства используются устройства «Умная вода», 710 насосных станций оборудованы приборами онлайн-мониторинга. Автоматизирован процесс управления восемью крупными водохозяйственными объектами, в 1 570 контрольных мелиоративных скважинах установлены цифровые приборы контроля уровня фильтрационных вод и минерализации в режиме реального времени. С использованием гибких труб проведены ирригационные работы на площади 70,2 тысячи гектаров. Пленочный метод орошения внедрен на 35,2 тысячи гектаров, 152,4 тысячи гектаров выровнены лазерным нивелиром.

На заседании депутаты высказались за дальнейшее сокращение и предотвращение потерь водных ресурсов, ускоренное внедрение точного учета водопотребления во внутренних оросительных сетях, расширение площадей земель сельскохозяйственного назначения, переведенных на капельное орошение.

Ответ на парламентский запрос принят к сведению.

Важное звено контроля

Счетная палата играет важную роль в системе государственного финансового контроля, обеспечении целевого и рационального использования бюджетных средств. Для более эффективной ее работы принимаются меры.

На нынешнем этапе реформ есть потребность в осуществлении контроля за исполнением законов, указов, постановлений, распоряжений и поручений ­Президента, проведении государственного контроля за соблюдением норм законодательства о государственных закупках. Необходимо совершенствовать систему предупреждения финансовых правонарушений.

Исходя из этого Законодательной палатой Олий Мажлиса разработан и принят в первом чтении проект закона
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан». Депутаты рассмотрели документ во втором чтении.

Согласно проекту, Счетная палата устанавливает правила размещения информации о планах работы на финансовый год на своем официальном сайте в первый месяц финансового года. Приводится порядок проведения ревизий, проверок и изучений, усилен механизм их осуществления с правовой точки зрения.

В ходе обсуждений депутаты высказали несогласие по некоторым нормам документа, выдвинув встречные предложения. Законопроект возвращен в ответственный комитет на доработку.

Неправомерные решения скажутся на госпошлине

Большую часть дел, рассматриваемых административными судами, составляют заявления на решения органов, уполномоченных на оказание государственных услуг, которые признаются недействительными, а их действия — незаконными.

В целях усиления защиты прав и интересов физических и юридических лиц в сфере оказания государственных услуг в судебном порядке был разработан проект закона «О внесении дополнения в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине». Документ рассмотрен депутатами в первом чтении на очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса.

При обращении в суды на решения и действия (бездействие), связанные с оказанием государственных услуг государственными органами и другими организациями, предусматривается уплата гражданами государственной
пошлины в размере 50 процентов от ­установленной суммы.

Проект закона принят депутатами.

Не затягивать с расчетом

Реформа бюджетной системы призвана расширить полномочия Олий Мажлиса и местных Кенгашей народных депутатов, повысить ответственность распределителей средств, обеспечить свободу органов государственной власти на местах в формировании доходов и использовании ресурсов местных бюджетов.

При этом отсутствие конкретного срока внесения проекта закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан» и бюджетного послания в Законодательную палату и Сенат Олий Мажлиса затягивает процесс согласования главного финансового документа.

На правовое регулирование этого вопроса направлен проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», рассмотренный на пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Документом определено, что проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан» и бюджетное послание будут представляться Кабинетом Министров в парламент не позднее 15 октября.

Конфликт, чреватый последствиями

В рамках совершенствования деятельности государственных органов и организаций по борьбе с коррупцией последовательно внедряется система оценки коррупционных рисков.

Для выявления, оценки и устранения коррупционных факторов необходимо ускорить цифровизацию соответствующих отраслей и установить эффективный общественный контроль. Конвенция ООН против коррупции, Закон «О противодействии коррупции» и ряд других подзаконных актов определяют общие правила в отношении конф­ликта интересов. Они не предусматривают конкретных механизмов выявления и регулирования подобных ситуаций. В результате растет уровень коррупции в государственных организациях, учащаются случаи нанесения работниками ущерба интересам государства и общества в корыстных целях или в интересах своих близких.

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса во втором чтении рассмотрен проект закона «О конфликте интересов». Законопроект разъясняет понятие «конфликт интересов», подробно формулирует причинно-следственные связи данной ситуации. Определены права и обязанности работников государственной организации, их близких и связанных с ними лиц в области предотвращения конфликта интересов.

Предусмотрено ведение реестра учета ситуаций конфликта интересов, выявленных в государственной организации, а также правовых последствий нарушения установленных требований. Также определяются меры по предупреждению и урегулированию конфликта интересов, вводится система уполномоченных структур.

Принятие законопроекта позволит внедрить эффективный механизм предотвращения, выявления и регулирования конфликта интересов в государственных организациях.

Проект закона принят депутатами. 

Растет производство мяса и молока 

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса рассмотрен ответ заместителя Премьер-министра по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер Ш. Ганиева на парламентский запрос Законодательной палаты Олий Мажлиса «О мерах, проводимых в рамках Программы развития сферы животноводства и ее отраслей на 2022—2026 годы».

Курс на дальнейшее развитие животноводства и его отраслей, стабильное обеспечение населения республики продуктами животноводства, увеличение производственных мощностей и обеспечение продовольственной без­опасности дают результаты. В стране насчитывается 7 614 животноводческих хозяйств. Они специализируются на разведении овец и коз (3 263), коней (142), верблюдов (52), птиц (1 298), рыб (4 829), пчел (715), кроликов (254).

Совместно с Государственным комитетом по ветеринарии и развитию животноводства, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и районов ведется работа по увеличению поголовья скота и объемов производства продукции на животноводческих предприятиях. Практикуется отвод кормовых угодий пропорционально поголовью скота.

Площадь основных кормовых культур составляет 405,3 тысячи гектаров, что на 66 тысяч гектаров больше, чем в прошлом году. Обеспечен повторный сев кукурузы на 221,3 тысячи гектаров, освобожденных от зерна. Завершаются посевные работы на площадях, отведенных под озимую люцерну и промежуточные кормовые культуры.

Благодаря предоставлению субсидий и льгот производство мяса в этом году по сравнению с прошлым годом увеличилось в фермерских хозяйствах на 37,7 процента, молока — на 4,2 процента. Животноводческие сельскохозяйственные предприятия нарастили объемы на 29 и 27 процентов соответственно. 

На заседании депутаты, всесторонне обсудив ответ на парламентский запрос, приняли его к сведению.

Поддержка полезных инициатив

На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты во втором чтении рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О волонтерской деятельности», направленных на совершенствование государственного управления в сфере волонтерской деятельности».

Создана солидная правовая база, призванная поддержать инициативы граждан, повышать ответственность в решении социальных задач, помочь в самоорганизации. Наряду с этим есть необходимость дальнейшего развития добровольческого движения, его организационно-правовой поддержки, укрепления взаимодействия государственных органов с субъектами, совершенствования механизмов оказания содействия волонтерам в решении социальных задач, признания и поощрения их труда.

Изменения и дополнения в Закон «О волонтерской деятельности» призваны восполнить этот правовой пробел. Предусмотрено, что Кабинет Министров в пределах своих полномочий утверждает государственные целевые программы, разработанные в сфере волонтерства, обеспечивает их реализацию, а также принимает необходимые нормативно-правовые документы.

Агентство по делам молодежи определено в качестве уполномоченного государственного органа с предоставлением ряда важных функций, направленных на развитие движения. Вносится новая статья, определяющая задачи органов государственного управления в сфере волонтерства и укрепляющая правовую основу его поддержки. Так, агентство участвует в реализации государственной политики в данной сфере, вносит предложения по совершенствованию законодательства, предоставляет информацию и консультации по вопросам волонтерства. Совершенствуются полномочия органов местного самоуправления в поддержке инициатив добровольцев.

Принятие данного законопроекта послужит организационно-правовому обеспечению волонтерской деятельнос­ти, систематизации полномочий органов государственного управления в развитии движения, поощрению его представителей и расширению масштабов социально  значимых проектов.

Проект закона принят депутатами.

 

Саидахмад ШУКУРОВ,

«Народное слово».

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.