Права  детей  под  контролем

03:49 17 Февраль 2025 Политика
194 0

Защита прав детей — одно из приоритетных направлений государственной политики. Активно внедряются механизмы по обеспечению прав, свобод и интересов ребенка, включая защиту от насилия и дискриминации. Институт детского омбудсмана, комплексные программы поддержки семей подчеркивают стремление гарантировать права ребенка на высоком уровне и следовать современным стандартам защиты детства. О реформах в сфере — в интервью Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка (Детского омбудсмана) Сурайё Рахмоновой.

— Расскажите о ситуации с правами детей в стране. Ущемляются ли их права больше, чем других категорий граждан, какие тенденции наблюдаются в этом вопросе?

— За последние годы республика значительно продвинулась в защите прав ребенка благодаря комплексным реформам. Приняты новые законы и программы, направленные на улучшение условий жизни детей, обеспечение их доступа к образованию, здравоохранению, соцзащите.

В сфере внедрены принципиально новые подходы и методы. Ведется работа по налаживанию действенного правового механизма и формированию в обществе абсолютно нового мышления, социальных норм касательно гарантий прав ребенка, его ценности в обществе.

Узбекистан расширил возможности финансирования политики в отношении детей, выделив значительные средства из национального бюджета на сферы, имеющие решающее значение для реализации прав детей.

Благодаря последовательным и системным усилиям искоренен детский труд, который напрямую нарушал право детей на образование.

Помимо конституционного за­крепления позиции государства в сфере защиты прав ребенка, осуществлена комплексная работа по совершенствованию законодательной базы и правоприменительной практики.

В фокусе внимания задачи, требующие последовательной и системной реализации. Создан специализированный национальный институт защиты прав ребенка — институт Детского омбудсмана.

В целях законодательного урегулирования деятельности госструктуры принят Закон «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детском омбудсмане)».

Документом закреплены действенные полномочия Детского омбудсмана. Среди них — направлять предупреждения и вносить представления должностным лицам о недопущении нарушений законодательства о правах ребенка, вносить предложения и принимать непосредственное участие в заседаниях палат Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Конституционного суда и Пленума Верховного суда, исследовать меры по предо­твращению в отношении ребенка пыток, насилия, другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения либо наказания, осуществлять мониторинг условий содержания заключенных под стражу несовершеннолетних, встречаться с ними и сотрудниками администрации, изучать материалы.

Детский омбудсман эффективно взаимодействует с органами дознания и предварительного следствия, прокуратурой и судом.

Эти инструменты направлены на усиление действенности и эффективности защиты интересов ребенка в Узбекистане.

Дети более уязвимы, чем взрослые, и не в состоянии полноценно отстаивать свои права. Ввиду особого подхода, а также предпринятых государством важных правовых, институциональных шагов растет пристальное внимание общества к сфере защиты детей.

— Какие меры принимаются для защиты детей от насилия и жестокого обращения?

— Согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, государство обязано предпринимать законодательные, административные, социальные меры с целью защиты ребенка от всех форм насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения.

В Узбекистане осуществляется большая работа по противодействию насилия в отношении детей. 14 ноября 2024 года глава государства подписал Закон «О защите детей от всех форм насилия». Принятие документа стратегиче­ски важно ввиду следующих предпосылок.

Во-первых, именно в рамках закона определяются практически все формы насилия в отношении ребенка. Это не только насилие физическое, психологическое, половое, но и буллинг, дискриминация, небрежное отношение, лишение базовых потребностей, отсутствие заботы, эксплуатация.

Во-вторых, нормативно-правовой акт четко регулирует деятельность уполномоченных органов в области защиты детей от всех форм насилия, устанавливая их полномочия, алгоритмы работы, механизмы взаимодействия.

В-третьих, предусматриваются действенные меры по предотвращению насилия в отношении детей, такие как выдача охранного ордера, изъятие ребенка из семьи, обеспечение специальных мер защиты детей, ограничение прав лиц, оказавших насилие, коррекционные меры с родителями, допустившими насилие в отношении ребенка.

В-четвертых, документом регулируется цикл мер по недопущению насилия, четко упорядочен механизм установления детей уязвимых групп, подверженных этой угрозе.

— Не ограничивают ли гарантии прав детей традиционные полномочия родителей по воспитанию?

— Это важный и актуальный вопрос, который часто поднимается в контексте обсуждения прав ребенка. Нет, гарантии прав детей не ограничивают, а скорее дополняют и уточняют традиционные полномочия родителей по воспитанию.

Конвенция ООН о правах ребенка, которую подписал и ратифицировал Узбекистан, устанавливает фундаментальные права ребенка. Эти права являются универсальными и неотъемлемыми, признавая ребенка как субъекта права и защищая его интересы. Конвенция ООН подчеркивает необходимость гармоничного сочетания прав ребенка с родительскими полномочиями. Важно пом­нить, что родители остаются первичными воспитателями детей и несут ответственность за их благополучие.

Гарантии прав ребенка преду­сматривают его защиту от злоупотреблений и насилия как со стороны родителей, так и со стороны общества. Они устанавливают четкие границы родительских полномочий, не позволяя им нарушать основные права ребенка.

Конвенция ООН призывает к сотрудничеству между родителями и обществом в интересах ребенка. Государство, школы, соцслужбы должны поддерживать родителей в их воспитательной роли, предоставляя им необходимую информацию и ресурсы.

Некоторые глубоко укоренив­шиеся в обществе социальные нормы не способствуют реализации прав детей. Именно в этом направлении в фокусе деятельности Детского омбудсмана находится проблема методов воспитания детей. И когда речь идет о воспитании, на повестке опять встает вопрос насилия.

К сожалению, в большинстве стран до сих пор присутствует насилие в разных формах как неотъемлемый элемент воспитания и по-прежнему зачастую рассматривается как общественно приемлемое и терпимое явление. Практически во всем мире наблюдается нормализация в обществе насильственного обращения с детьми.

Дети чаще всего подвергаются насилию, поражаются в личных правах, в ближайшем социальном окружении, в круге общения — дома, в школе, семье.

В Узбекистане наблюдается существенный сдвиг парадигмы в этом направлении. Раньше о насилии в воспитании не принято было говорить, о насилии в семье замалчивали, прикрываясь менталитетом и традициями. Теперь не только говорится об этом, но и дается ясный отчетливый сигнал обществу — права ребенка под защитой закона и государства. Это выражается в конкретных законодательных решениях, в правовой и социальной нетерпимости к любым формам насилия в отношении детей.

— Как обеспечивается защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

— За последние два года в Узбекистане было закрыто 23 дет­ских учреждения интернатного типа. Дети переданы на воспитание в семьи. Это существенный результат в обеспечении для детей, лишенных родительской опеки, условий, наиболее приближенных к семейной среде.

В рамках Национального плана действий по реализации норм Конвенции ООН о правах ребенка в этом направлении осуществляются обучение специалистов секторов по защите детей, применению стандартов и инструментов в процессе устройства и мониторинга качества жизненных условий и благополучия ребенка, разработка и утверждение стандартов качества для всех учреждений альтернативного ухода и семейных детских домов, включая требования к обучению персонала, качеству жилья и услугам, проведение регулярных программ обучения и повышения квалификации для специалистов, работающих с семь­ями и детьми, включающих вопросы «Права детей», «Социальная работа», «Стандарты кейс-менеджмента в социальной работе с детьми и семьями», «Супервизия».

Создание в 2023 году Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан обеспечило в этом направлении консолидацию служб, повышение качества услуг по защите детей, упорядочение функций по обеспечению социального благополучия, внед­рение системного подхода к их защите.

Что касается обеспечения ин­клюзивности, на сегодняшний день 24 196 ребенка с ограниченными возможностями учатся в общеобразовательных школах. В целях поддержки родителей детей с инвалидностью и оказания им психологической помощи разработаны специальные методические пособия, предусматривающие индивидуальную работу с ребенком.

— Расскажите о сотрудничестве с правоохранительными органами и судебной системой для обеспечения интересов ребенка в случаях, связанных с правонарушениями среди несовершеннолетних.

— В рамках полномочий мы эффективно взаимодействуем с органами дознания и предварительного следствия, прокуратурой и судом.

Также могу обозначить ряд превентивных инструментов, которые используем при защите интересов детей, потерпевших от полового насилия. Действует такой порядок: органы дознания, предварительного следствия и суды письменно оповещают Детского омбудсмана о решениях, приговорах (постановлениях), принятых по преступлениям против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Получая информацию по каждому случаю полового насилия в отношении детей, мы активно включаемся в процесс и сопровождаем кейс в интересах ребенка. Это существенно снижает риски укрытия преступлений, вынесение необоснованных решений в ходе следствия и суда.

Детский омбудсман вправе знакомиться с материалами любого уголовного дела, по которому проходит несовершеннолетний.

Также участвуем в судебных процессах (в том числе и в закрытых) в целях защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка.

Мы вправе изучать приговоры и обратиться в прокуратуру о внесении на них протеста в интересах ребенка. Если по делу о преступлении против половой неприкосновенности ребенка был вынесен, на наш взгляд, несправедливый приговор, мы выражаем свою позицию, инициируя на него протест.

Все инструменты направлены на усиление действенности и эффективности защиты прав ребенка, особенно детей — жертв половых преступлений.

 

Беседовала

Эвелина СИНОТОВА,

«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.