Поэт, сближающий народы

В нашей стране отмечается 200-летие классика каракалпакской литературы Ажинияза Косыбай-улы, поэта, музыканта, активного социального деятеля, защитника своего народа. Важность чествования каракалпакского устоза подчеркнута постановлением Президента Республики Узбекистан о широком праздновании знаменательной даты, ибо гуманистические и философские взгляды талантливого поэта, нашедшие отражение в его стихах и дастанах, занимают важное место в сердце нашего народа.
Каковы же эти взгляды, каков жизненный путь и творчество великого каракалпака, в силу которых уже два столетия его творчество остается неотъемлемой частью нашей национальной культуры и литературы?
С юных лет Ажинияз соприкасается с национальным, культурным и языковым многообразием мира. Он учится в медресе Шергазихана и Кутлимурод-инака в Хиве, где наряду с исламскими науками изучалось и литературное наследие восточных классиков Навои, Хафиза, Саади, Физули и других. Ажинияз усердно изучал произведения великих мастеров слова. В процессе учебы, а затем всей жизни, полной скитаний, поэт овладевает арабским, персидским, чагатайским (староузбекским), казахским, туркменским языками, делает многочисленные переводы, творит не только на родном каракалпакском, но и на узбекском и казахском языках. Неудивительно, что творчество поэта, который выбрал для себя литературный псевдоним Зийуар, воспринимается как художественное наследие всего Центральноазиатского региона, а сам устоз — как великий представитель этого многонационального и поликультурного содружества.
Поэт, владевший узбекским языком и писавший на нем, причислявший себя к поэтической школе Алишера Навои, оставил стихи и дастаны, которые узбекский народ воспринял как свои, потому что близки литературные основы языков, много общего пережито народами, веками жившими бок о бок. Его прекрасные произведения пользуются любовью также туркменских, казахских, кыргызских читателей, представителей других братских народов.
Поворотным моментом в судьбе Ажинияза и каракалпакского народа стали события Кунградского восстания 1858—1859 годов, одним из активных участников которого он являлся и которое закончилось поражением восставших. Поэт воспринял это как национальную и личную трагедию. Потрясенный пережитым, он пишет самое известное свое произведение — историческую поэму «Бозатау» («Остров плодородия»). Стихи дастана и теперь поют в народе на музыку, созданную Ажиниязом.
Век земля с народом,
при земле народ,
Горе нас в изгнанье
безземельных ждет.
Не избудем боли,
захиреет род,
Ты кормильцем был нам,
славный Бозатау.
Слышал, пред рассветом
началась пальба,
Вольным спал — проснулся
я рабом:
Руки мне связали —
где уж тут борьба...
Был врасплох захвачен
сын твой, Бозатау.
Ажинияз повествует о последствиях восстания. Многие повстанцы были проданы в рабство, другие были вынуждены покинуть родную землю. Поэт разделил печальную участь осужденных:
Мы уходим...
Нас гонят в неведомый край,
Покидаем тебя, Бозатау,
Слезы льются, в глазах
почернело...Прощай,
Покидаем тебя, Бозатау!
Автор строк скорбит об участи ограбленных, разоренных, угоняемых в рабство соотечественников:
При народе земля,
при земле был народ,
А теперь безземельных
мучение ждет,
Больно будет сердцам,
захиреет наш род,
Ты кормильцем нам был,
Бозатау.
Все разграблено...
Плач и смятенье окрест...
Отрывая людей
от насиженных мест,
Кареглазых сынов,
чернобровых невест
Гонят всадники вдаль,
Бозатау.
Ажинияз попадает в плен и годы проводит в ссылках и скитаниях, оказывается в Туркменистане и Казахстане, знакомится с жизнью многих племен и народов.
Не раз случалось мне идти
с гурьбою нищих и бродяг,
Не раз сочувствовал в пути
мне этот иль другой казах...
У русских, у ногайцев был,
до Оренбурга я добрел,
И днем и ночью слезы лил
в любом из городов и сел.
О доме отчем загрустил,
перо, бумагу приобрел,
И этот мухаллес сложил,
чтоб добрый друг его прочел...
После возвращения в родной край поэт участвует в его возрождении, делая акцент на образовании: открывает школы и учит детей грамоте, предваряя просветительское движение конца ХIХ — начала ХХ столетий.
Где бы ни был Ажинияз, в каких бы условиях ни оказывался, как бы ни складывалась его судьба, он непрерывно впитывал культуру других народов, творил, занимался деятельностью истинного просветителя.
Богато и многообразно поэтическое наследие каракалпакского мастера. Это и произведения исторического и социально-политического характера, где доминирует народная тема (известные стихотворения «Есть же», «Прощание», «Есть ли», «Если разлучится»). Здесь не только осуждение социальной несправедливости, но призыв разрозненных племен и родов к единству в отстаивании национальных интересов. Решительное осуждение войны как зла, несущего неисчислимые беды:
А бедняку война не впрок,
Для бедняка тяжел оброк,
Ему лишь мирный огонек,
Покой и хлеб насущный нужен.
Поэт обогатил каракалпакскую литературу новыми художественными формами, такими как, например, мухаллес («мухаммас» в узбекской терминологии). В своем творчестве поднимал философские темы: о смысле жизни, быстротечности времени, рождении и смерти: «Смерть где-то ходит впереди. Нельзя сказать ей: «Погоди!».
Немало в его творчестве говорится о скоротечности жизни, неизбежном угасании сил и сожалении по упущенному:
Весна веселых дней моих
промчалась как единый час,
И радость мимо пронеслась,
и пламень юных чувств угас.
В водовороте суеты теряем
мы себя, кружась,
И поздний ужас пустоты
на склоне лет терзает нас.
Прошла весна.
Грядет пора осенняя, мои глаза.
Когда мне было десять лет,
я зиму в лето обращал,
А в двадцать пять и в тридцать лет
сердца я песней обольщал.
Как сокол, я терзал судьбу,
и радость голос мой вещал,
И жизнь моя была полна,
и я был светел и удал,
А ныне превратилась жизнь
в мучение, мои глаза.
Но традиционная для восточной литературы тема бренности земного бытия решается поэтом и в позитивном ключе: умиранию противопоставляется творческая деятельность, которая, как река (поэтический символ бесконечности жизни), продолжает свое течение во времени, за пределами существования одного человека:
А моя душа — как река,
И спешит за строкой строка,
Щедра божья ко мне рука —
Счастлив я, тут сомненья нет.
Глубока и своеобразна любовная лирика поэта. За любовным чувством, за обаянием прекрасной женщины поэту видится смысл жизни.
Подобна ты в поле ромашке...
Твой мед
Пчелу от цветка отречься
заставит:
Пусть взгляд твой стрелу,
как из лука, метнет —
Он звезды от ночи отречься
заставит.
Стихотворения «Моя любимая», «Красавицы», «Красавицы из Бозатау», «Ах, Дариха», «Нет у меня другой любимой, кроме тебя», «Одна пери» и другие можно заслуженно считать венцом любовной лирики каракалпакской классической поэзии.
Ажинияз не мог не отдать должного поэзии дидактического характера. Замечательны его афористически емкие суждения, так и просящиеся в народную речь для употребления в повседневной жизни: «Людей безвинных в мире нет, грехов лишь у Аллаха нет», «Язвить и хаять ты привык, тебя погубит твой язык», «Не навязать ума тому, кто не завидует уму».
Произведения каракалпакского просветителя изданы, кроме каракалпакского, на узбекском, казахском, туркменском, русском языках. Поэт был связан с регионом, проявляя любовь и внимание к другим языкам и культурам.
«Дружба литератур — вечная дружба» — этот тезис сделался весьма популярным в нашей культурологической среде. Творчество Ажинияза, его поэтическое наследие имеют общечеловеческое значение.
Николай ИЛЬИН,
член Союза писателей Узбекистана.
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- Крушение самолета в Индии: общее число жертв достигло 310 человек
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment