Плата за ущерб окружающей среде

09:44 11 Май 2022 Экономика
638 0

Фото: Иллюстративное

Создание эффективных механизмов обретает особую актуальность в управлении земельными ресурсами, представляющими, с одной стороны, основу сельскохозяйственного производства, с другой стороны, базу налогообложения недвижимости, объект инвестирования, средство социально-экономического развития, часть национального богатства. Для развития многоукладной экономики и конкурентной среды кардинально изменены отношения собственности путем признания равноправия всех форм собственности, включая частную.

Сделана ставка на увеличение объемов сельхозпроизводства посредством внедрения интенсивных технологий, базирующихся на принципах «умного» сельского хозяйства, создания агропромышленных кластеров. 

Сохранение плодородия земель и их эффективное использование при осуществлении хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Интенсификация земледелия способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, увеличивает ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы.

В настоящее время на местах проводятся необходимые работы по рациональному и эффективному использованию земель, улучшению экологического и мелиоративного состояния орошаемых площадей, осуществляются мелиоративные, агрохимические, агротехнические и растениеводческие приемы с учетом свойств поч¬вы, рельефа, климата и возделываемых культур, обеспечивающие высокие урожаи, сохранение структуры земли, увеличение плодородия.
Несмотря на это, в отдельных районах происходит ухудшение мелиоративного состояния и хозяйственного использования орошаемых земель, увеличиваются засоленные и эродированные площади, уплотняются пахотные и подпахотные слои орошаемой пашни, нарастает отрицательный баланс между гумусом и элементами питания на пашне.

Другим отрицательным фактором является загрязнение земель вредными химическими веществами — остатками пестицидов, тяжелыми металлами, нефтепродуктами, оксидами азота и серы, фтористым водородом. Загрязнение земель химическими элементами в количестве и концентрации, которые превышают способность почвенных экосистем к их разложению, утилизации и включению в общий круговорот веществ, обусловливает значительное понижение экологической устойчивости природных систем. Наряду с этим развитие указанных негативных процессов приводит к значительному ухудшению качества производимой сельскохозяйственной продукции, а также оказывает неблагоприятное воздействие на заболеваемость и работоспособность людей, условия жизни.

Для решения этих проблем группой ученых и специалистов Узбекистана в области микробиологии, биотехнологии и экологии разработана соответствующая международным стандартам экологически безопасная, ресурсосберегающая и экономически эффективная биоагротехнология повышения плодородия почв и продуктивности сельскохозяйственных культур.

Ее применение позволит получить ресурсосберегающий эффект, направленный в целом на улучшение плодородия почв, повышение всхожести семян на засоленных почвах и снижение нормы высева семян. Кроме того, уменьшится расход поливной воды. Полученный экономический эффект позволит повысить урожайность сельскохозяйственных культур на 30—40 процентов, снизить поражение сель¬скохозяйственных культур от болезней и вредителей, сократить сроки созревания сельскохозяйственной продукции. 

Особое место занимает поэтапное внедрение и совершенствование экономического механизма в природопользовании. Применение экономических инструментов основывается на принципах «загрязнитель платит», «природопользователь платит». В соответствии с Программой поэтапного перехода экономики Узбекистана на платное природопользование и Концепцией внедрения научно обоснованных экономических и правовых механизмов природопользования в республике, одобренными правительством страны, осуществлялось поэтапное введение платежей за полное за¬грязнение окружающей среды, то есть за валовые выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.

Реализованные меры позволили в определенной мере снизить уровень загрязнения атмосферы, улучшить функционирование основных водотоков, сократить применение пестицидов, усовершенствовать структуру посевных площадей, привлечь международные организации к решению национальных экологических проблем. Однако, как показала практика, административно-карательные меры — предписания, штрафы, иски, приостановка деятельности хозяйствующих субъектов, а также компенсационные выплаты за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязняющих стоков в открытые водоемы и размещение отходов, во-первых, являются несопоставимыми по сравнению с наносимым ущербом окружающей среде, во-вторых, недостаточными даже для решения локальных вопросов экологического оздоровления.

Кроме того, основная часть средств за пользование природными ресурсами, штрафы и иски, а также компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды и размещение отходов поступали в Госбюджет, но не на природоохранные цели. На этапе перехода от регулируемых экономических механизмов в природопользовании к чисто рыночным становится необходимым решение актуальной проблемы по имущественной ответственности субъектов хозяйственной деятельности за ущерб, причиняемый их деятельностью окружающей среде.

Нормативно-правовой механизм возмещения ущерба, причиняемого окружающей среде, должен обеспечить необратимость компенсаций и экономическую заинтересованность предприятий в снижении риска и уменьшении вреда окружающей среде, а также стимулировании внедрения инновационных, экологически чистых безотходных технологий. 

В целях определения экономической оценки ущерба, причиняемого окружающей среде и природным ресурсам, были разработаны Методические рекомендации по определению экономической оценки ущерба от загрязнения земель в Республике Узбекистан. 

Данные рекомендации устанавливают правила расчета экономической оценки ущерба, причиняемого загрязнением земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов, и распространяются на земли всех категорий независимо от их местоположения и форм собственности.

Методические рекомендации предназначены для практического применения органами Госкомэкологии и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды республики, а также специалистами органов других заинтересованных министерств и ведомств при определении размера ущерба причиняемого загрязнением земель. 

Реализация осуществляемых мер позволит обеспечить устойчивое развитие социальной, экономической и экологической сфер, суть которых за¬ключается в разумном пользовании природными ресурсами, утверждении принципов права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и удовлетворение нужд сегодняшнего дня без нанесения ущерба будущим поколениям.

Борий АЛИХАНОВ,
председатель Комитета Сената 
Олий Мажлиса по вопросам развития региона Приаралья и экологии, 
Сергей САМОЙЛОВ, 
главный эксперт комитета.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.