Перспективы развития центральноазиатско-французских связей

17:51 19 Ноябрь 2022 Политика
759 0

Фото: Иллюстративное

В Центральной Азии во многом благодаря усилиям Ташкента, дальновидной и взвешенной политике Президента Узбекистана Ш.М. Мирзиёева, появилась возможность формирования новой региональной геополитической реальности и структуры безопасности. 

По средствам распространения межрелигиозного и межконфессионального согласия и терпимости в регионе, новое руководство Узбекистана придаёт особое значение, как консолидационным и интеграционным процессам в Центральной Азии в целом, так и качеству двусторонних отношений Узбекистана с его соседями: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Афганистаном.

Товарооборот Узбекистана со странами региона увеличился в десятки раз и превысил 6,5 млрд. долларов.

Благодаря открытой и прагматичной политике Узбекистана в отношении стран Центральной Азии, были возобновлены региональные связи и открыты границы; восстановлены и обогатились новыми направлениями воздушные, автобусные и железнодорожные маршруты; также были облегчены связи между людьми, что, в свою очередь, способствовало развитию региональных экономических и торговых отношений. В результате уровень двустороннего и многостороннего сотрудничества в регионе заметно повысился.

По инициативе Президента Узбекистана начиная с 2017 г. на регулярной основе стали проводиться консультативные встречи глав государств Центральной Азии (состоялось 4 встречи). Эти встречи заложили фундамент трансформации Центральноазиатского региона в единую торгово-инвестиционную и транспортно-коммуникационную площадку; способствовали реализации проектов промышленной кооперации; созданию совместных инвестиционных компаний и фондов; осуществлению транспортно-транзитной интеграции; расширению приграничной торговли; увеличению масштабов культурно-гуманитарного сотрудничества.

Вместе с тем, Узбекистан отстаивает позицию, что Центральноазиатская безопасность и идентичность невозможна без стабилизации и нормализации ситуации в Афганистане, его интеграции в региональные экономические процессы.

Ввиду вышеотмеченных трансформаций, интерес международного сообщества к Центральноазиатскому региону существенно возрос, да и сам регион проявляет заинтересованность в конструктивном диалоге двустороннего и многостороннего форматов. В числе наиболее перспективных партнёров страны Центральной Азии, по праву, видят Францию. 

В целом, процесс становления политико-дипломатических и иных отношений между государствами Центральной Азии и Францией включает две фазы:

- первая, охватывает период 90-х годов ХХ века, когда происходит формирование концепции взаимных связей Франции и недавно образованных центральноазиатских стран, определяются основные контуры и направления взаимного сотрудничества;

- вторая, включает период с начала ХХI века по настоящее время, где устанавливаются актуальные задачи и осуществляется деятельность по становлению стратегического партнёрства между Францией и центральноазиатскими государствами.

Если на первой стадии взаимоотношения между странами Центральной Азии и Франции носили в основном двусторонний формат, не акцентировавший внимание на общерегиональном сотрудничестве (исключая ТАСИС), то на второй – наблюдается заметная трансформация французско-центральноазиатских отношений, носящих, с одной стороны, военно-стратегический характер, а с другой – энергетический.

Привлекали внимание ЕС и транзитные возможности региона, так как многие проекты, инициированные Евросоюзом по диверсификации энергетических поставок с Каспийского региона, были бы нерентабельными без участия стран Центральной Азии. 

Учитывая вышеперечисленное, Франция как один из главных локомотивов ЕС, стала лоббировать «Стратегию нового партнёрства», принятую в 2007 году. 

Важной составляющей Первой Стратегии является провозглашение двухуровневого характера политики ЕС в регионе: индивидуального - двустороннего подхода и общего - регионального подхода. Стратегия предусматривала сочетание двустороннего партнёрства и совместных программ, способствующих признанию уникальности каждой страны и одновременно развитию региональных проектов с целью укрепления интеграционных связей в Центральной Азии.

В дальнейшем Франция делегировала обсуждение и решение этих вопросов на общеевропейский уровень, что позволило ей в значительно большей степени сконцентрироваться на своих собственных интересах в регионе, в основном касающихся вопросов экономического сотрудничества, безопасности и сферы культуры.

Во время своего председательства в Европейском союзе в 2008 году Франция внесла значимый вклад в развитие нескольких проектов в Центральной Азии. В партнёрстве с Германией ею была учреждена так называемая «Инициатива ЕС по Верховенству Права для Центральной Азии» (EU Rule of Law Initiative), проект, целью которого являлся обмен опытом между странами в сфере судебной системы, в правоохранительных органах и в области отчётности в рамках национальных администраций.

Председательствующая в Европейском Союзе Франция организовала форум «ЕС-Центральная Азия» в сентябре 2008 года, что позволило впервые собрать министров иностранных дел европейских и центральноазиатских стран, и тогдашних комиссара ЕС по внешним связям и политике соседства, генерального директора ЮНЕСКО К. Мацуура, верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Х. Солану, генерального секретаря ОБСЕ М. де Бришамбо, генсека НАТО Я. Де Хооп Схеффера и спецпредставителя ЕС по Центральной Азии П. Мореля. По итогам форума было принято Совместное заявление его участников, которое определило рамки сотрудничества ЕС и стран Центральной Азии по вопросам безопасности.

Логическим продолжением предыдущей концептуальной программы стала Новая Стратегия «Европейский Союз и Центральная Азия: новые возможности для укрепления партнёрства», принятая в 2019 году. Необходимость принятия новой Стратегии обосновывается возникшими новыми геополитическими реалиями, а также растущими потребностями и возможностями в расширении сотрудничества.

Евросоюз для стран Центральной Азии рассматривается как ведущий донор и партнёр, заинтересованный в процессе реформ и экономических преобразований, источник качественных инвестиций и современных технологий, сторонник расширения регионального сотрудничества стран региона и их интеграции в мировую торговую систему. В новой Стратегии предусмотрены направления сотрудничества, базирующиеся на самостоятельном развитии региона, в качестве устойчивого и взаимосвязанного экономического и политического пространства.

В Стратегии выделены три приоритетных направления участия ЕС:

- партнёрство с государствами и общественностью Центральной Азии в целях обеспечения устойчивости (прав человека и демократии, безопасности, экологических проблем);

- партнёрство во имя процветания (поддержка экономической диверсификации и развития частного сектора, содействие внутрирегиональной торговле и устойчивому взаимодействию);

- поддержка регионального сотрудничества в Центральной Азии.

Концептуальная программа Новой Стратегии - Партнёрство во имя устойчивости предусматривает прогнозирование и рассмотрение вызовов, затрагивающих социально-экономические цели и безопасность стран региона, а также расширение их возможностей по проведению реформ и модернизации. При этом Европейский союз будет содействовать продвижению демократии, прав человека и верховенства права, активизировать сотрудничество по выполнению парижских климатических обязательств и решению трансрегиональных экологических проблем, а также активизировать сотрудничество в области миграции. 

Партнёрство во имя процветания содействует созданию здорового и открытого инвестиционного климата, развитию конкурентоспособного частного сектора, а также навыков, исследований и инноваций, особенно среди молодёжи. При этом будет осуществляться деятельность по устранению структурных ограничений внутрирегиональной торговли и инвестиций среди стран региона и их устойчивому взаимодействию, а также поддержка вступления в ВТО государств Центральной Азии, стремящимися стать членами данной организации. 

Новая Стратегия Евросоюза также содержит рекомендации по подготовке программ помощи на период 2021–2027 годов.

Ещё одним знаковым событием в развитии взаимоотношений между Центральной Азией и Европейским союзом стал визит Президента Европейского совета Шарля Мишеля 27 октября текущего года.

На встрече в узком формате были рассмотрены актуальные вопросы дальнейшего расширения многопланового сотрудничества, состоялся обмен мнениями по международной и региональной повестке.

Достигнута договорённость о продолжении тесной совместной работы по наращиванию практического взаимодействия в целях содействия реализации в нашей стране программы демократических преобразований и экономических реформ, прежде всего в области инноваций, «зелёной» экономики, цифровизации, активизации торгово-экономического сотрудничества и культурно-гуманитарных обменов.

Кроме того, согласован вопрос подготовки «дорожной карты» по реализации предложений и инициатив, выдвинутых Узбекистаном в ходе саммита в формате «Центральная Азия - ЕС».

В сферу приоритетных интересов Франции входит и сотрудничество с Новым Узбекистаном, инициатором широкомасштабных внутриполитических и внешнеполитических реформ, способствующих вхождению страны в число ведущих государств, а также обеспечению мира и стабильного развития в Центральной Азии.

Свидетельством доверительных отношений Франции к Узбекистану служит официальный визит Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева во Францию 8-9 октября 2018 года по приглашению президента Э. Макрона. Целесообразно отметить, что данный визит был первым «визитом на высшем уровне» с 1996 года.

В центре внимания обсуждаемых вопросов были состояние и перспективы расширения торгово-экономического, инвестиционного, энергетического, технологического, культурно-гуманитарного сотрудничества. Стороны положительно оценили деятельность узбекско-французской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и отметили важность наращивания объёмов взаимной торговли, реализации перспективных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики, однако, отметив при этом, что их состояние не вполне отражает имеющийся потенциал двух стран. По итогам встречи были подписаны 11 соглашений и торговых контрактов на 3,4 млрд. евро.

Особый интерес вызвала и идентичность позиций двух государств в области безопасности, а также решении международных и региональных проблем. Так, Лидеры стран отметили важность развития новых форм регионального и международного сотрудничества, совместного противодействия вызовам и угрозам современности. Глава Франции полностью поддержал инициативу Президента Узбекистана в стабилизации обстановки в Афганистане как важного условия мира и спокойствия в регионе, и вовлечении последнего в региональные интеграционные проекты. 
Итак, визит Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева во Францию открыл новую веху в истории узбекско-французских отношений, определил перспективные направления сотрудничества на стратегическую перспективу. 

Узбекистан, как одна из важнейших связующих звеньев Центральной Азии, а Франция, как один из главнейших локомотивов Европейского союза выработали действенный механизм по расширению и укреплению не только двусторонних взаимоотношений, но и создали плотную платформу для продуктивного взаимодействия Франции в общерегиональном масштабе. В данном контексте Франция во взаимоотношениях со странами Центральной Азии, опирается на следующие прерогативы:

- во-первых, Франция строит свои отношения на двусторонней основе с каждым государством региона;

- во-вторых, Франция стремится наладить интеграционные процессы в Центральной Азии, задействовав все страны региона;

- в-третьих, Франция, будучи членом Евросоюза, лоббирует также формат взаимодействия «ЦА-ЕС». 

Резюмируя, стоит отметить, что на сегодняшний день, Франция воспринимается всеми странами Центральноазиатского региона, в качестве одного из ведущих партнёров.

Азер Адыгезалов,

ведущий научный сотрудник Международного института Центральной Азии, доктор философии (PhD) по историческим наукам.
 

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.